Донато Браманте: великий архитектор Ренессанса

Донато Браманте: великий архитектор Ренессанса

Донато Браманте — родоначальник стилевого течения высокого ренессанса, иногда именуемого «римским классицизмом начала XVI века». Он положил начало возрождению Рима после периода упадка. Итальянский архитектор и живописец Донато ди Анджело ди Паскуччо по прозвищу Браманте принёс в столицу Папского государства архитектурные инновации городов северной Италии.

Краткая биография Донато Браманте

Донато Браманте родился около 1444 года, вероятно в Монте Асдруалдо, Герцогство Урбино (Италия) в семье состоятельных фермеров. Более точная дата рождения неизвестна. Мало известно о жизни и работе Браманте до 1477 года.

Герцог Урбинский Федерико да Монтефельтро собрал при своём дворе многих известных живописцев, учёных, поэтов и архитекторов. Там Браманте научился принципам перспективы у художников Пьеро делла Франческо и Лучано Лаурано. Он перенял приёмы оптической иллюзии в живописи у Андреа Мантеньи. Познакомился с резьбой по мрамору у виртуозных ломбардских мастеров.

В раннем возрасте Донато отдали для обучения живописи Фра Карневале (Бартоломео ди Джованни Коррадини). И хотя впоследствии Браманте приобрёл некоторую известность как живописец, его внимание вскоре полностью поглотила архитектура.

В 1478 году он приехал в Милан. Его ранние работы в Милане включали проект перестройки монастырского комплекса Сан-Амброджо, перестройка церкви Санта-Мария-делле-Грацие и собор в Павии.

С 1499 года Браманте работал в Риме как над грандиозными масштабными проектами, так и над менее значительными. Он занимал должность главного архитектора и по поручению Папы Юлия II разрабатывал план реконструкции города. Его проект новой главной базилики католической церкви Св. Петра (1506 г.) оказался лучшим. Другие значительные работы Браманте в Риме: Темпьетто в Сан-Пьетро-ин-Монторио (1502 год) и дворец Бельведер в Ватикане (начат примерно в 1505 году).

Браманте умер 11 апреля 1514 года в Риме в возрасте 70 лет. Его похоронили с большими почестями в гротах Ватикана. Однако, могила его не найдена.

В Риме Донато проявлял свой талант всего лишь в течение пятнадцати лет, но оставил после себя истинные шедевры искусства эпохи Возрождения. Его творчество, хотя и классическое, одновременно было инновационным. К сожалению, некоторые из его проектов остались незавершенными, другие были разрушены или изменены.

Ломбардский период

Шёл 1478 год, когда художник по имени Донато ди Анджело ди Паскуччо прибыл в Милан. Ему было чуть больше тридцати лет, но его слава предшествовала ему. С ранних лет он обучался в мастерских Урбино, знаменитом художественном центре XV века.

Герцог Сфорца, лорд Милана, искал архитектора. Именно в этом качестве художник войдет в историю под прозвищем Браманте, что значит «жаждущий». Первый архитектурный проект, который можно определенно отнести к его работам, — это рисунок интерьера старинного здания, который представляет собой «манифест» обширных архитектурных знаний Браманте. В последующих работах архитектора можно увидеть темы, представленные на рисунке. В 1481 году миланский гравёр Бернардо Преведари выполнил по рисунку Браманте гравюру на латунной пластине.

Гравюра Предари по проекту Браманте
Гравюра Предари по рисунку Донато Браманте. 1481 г.  Источник: https://bertarelli.milanocastello.it/en/content/bernardo-prevedari-interior-ruined-church-or-temple-figures

Церковь Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро

Почти в то же время Браманте работал над нефом и апсидой церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро. Это первое документально подтверждённое строение, приписываемое ему. Помимо сохранения местных традиций, эта работа демонстрирует следы влияния Альберти, Мантеньи, Брунеллески и Урбинской школы. Последнее влияние особенно заметно в иллюзорной перспективе с целью имитировать неф за алтарём, т. к. удлинить апсиду было невозможно.

Milano Chiesa di Santa Maria presso San Satiro Innen Langhaus Südost 3.jpg
Миланская церковь Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро. Юговосточный внутренний неф иллюзорно удлинённый Донато Браманте. (Ок. 1748 г.) Фото: Zairon. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, Ссылка

Возможно, из того же периода (около 1480-85 годов) — декорация комнаты в Casa Panigarola в Милане (фрагменты в музее Брера, Милан), состоящая из архитектурных композиций и изображений вооруженных людей, выполненных в манере иллюзорной перспективы. Похожие эксперименты были проведены Браманте на фасадах зданий, таких как Casa Fontana, позже названная Silvestri, в Милане; большая часть этих картин исчезла.

Донато Браманте: собор в Павии

В 1488 г. Браманте был привлечен к строительству собора в Павии. Эта задача должна была особенно заинтересовать мастера, так как постройка проектировалась как выдающееся монументальное сооружение для прославления герцогской фамилии.

Первый проект собора был составлен Кристофором Рокки в 1487 г.. Архитектор Амадео по желанию Сфорца переделал проект, но строить решил по проекту Браманте. Необычная стройность центральных подкупольных устоев собора поражала современников и вызывала опасения. Сооружение произвело большое впечатление на Леонардо Да Винчи,  приглашённого в Павию вместе с Франческо ди Джорджо Мартини для консультации.

Под непосредственным наблюдением Браманте до 1492 г. были завершены тяжелые своды крипты, две из четырех угловых сакристий и, по-видимому, перекрытие хора; также были начаты остальные наземные части здания. Поэтому собор в основном воплощает замысел Браманте.

Interior of Duomo (Pavia) 11
Донато Браманте. 1488 г. Интерьер кафедрального собора в Павии. Carlo Dell’Orto, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Павийский собор, подобно собору Санта-Мария-дель-Фьоре, представляет собой сочетание базиликального типа храма с центрическим.

Вся композиция придаёт максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты. Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы. В средокрестие вливаются также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора. Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой (полукуполом).

Сант-Амброджо

Около 1492 года герцог Миланский поручил Браманте спроектировать двор каноники в романской церкви аббатства Сант-Амброджо в Милане. Двор, из проекта которого были построены только две неполные стороны, примыкает к северной стене церкви; его главная ось обозначена дверным проемом в здание. С каждой стороны есть 11 арок, которые, за исключением центра, поддерживаются колоннами с коринфскими капитами.

Канонический двор Браманте в монастыре Сант-Амброджо, Милан.
Канонический двор Браманте в монастыре Сант-Амброджо, Милан. Изображение получено с сайта https://www.worldhistory.org/image/13100/santambrogio-basilica-colonnades-by-bramante/

Центральная арка, в два раза шире и почти в два раза выше других, поддерживается на тонких пирсах, каждый из которых обращен к пилястру и поднят на высоком пьедестале. Колонны рядом с пирсами и те, что под углом, были сделаны так, чтобы напоминать стволы деревьев. Этот мотив, помимо того, что является эмблемой герцога, дает ученую антикварную ссылку на историческую родословную колонны, описанную Витрувием.

Деятельность Браманте в 1490-х годах, до его окончательного отъезда из Милана в Рим, документирована крайне нерегулярно. Предполагается, что летом 1492 года он находился во Флоренции, изучая творчество Брунеллески. Это предположение напрашивается с учетом выраженного брунеллескевского характера канонического двора церкви Сант-Амброджио. В 1493 году он представил отчет о некоторых укреплениях на швейцарской границе для Людовико.

Донато Браманте как человек искусства

На тот момент Браманте пользовался расположением как Людовико (герцог Милана), так и Асканио (религиозный лидер) Сфорца, а также влиятельных дворян. Его скромная зарплата и нерегулярность выплат, однако, не позволяли ему жить роскошно. Он поддерживал контакт не только с художниками, но и с гуманистами и поэтами двора Сфорца, и сам писал стихи. Как и Леонардо да Винчи, он участвовал в организации спектаклей при дворе Сфорца, например, во время Крещения в 1492 году.

Bramante-cristo-alla-colonna.jpg
Христос у колонны. Художник Донато Браманте; 93х62см; user:Red devil 666, Общественное достояние, Ссылка

Архитектура все более завоевывала его интересы, но он не отказывался от живописи. Из многих работ ни одна, кажется, не была сохранена. Единственная сохранившаяся картина, приписываемая ему, — это «Христос у столба» в Аббатстве Кьяравалле (около 1490 года). Фреска в сложной архитектурной среде в замке Сфорцеско в Милане, возможно с участием его ученика Иль Брамантино, принадлежит ему.

Период Донато Браманте в Риме

В 1499 году н.э. Браманте переехал в Рим. Вероятно, его убедили покинуть Милан из-за неминуемого французского вторжения в конце того же года. Рим с его богатыми покровителями и обилием древних зданий был привлекательным вариантом для архитектора с опытом и интересом к древности. Вскоре он получил работу, и в 1500 году н.э. Браманте спроектировал монастырь для церкви Санта-Мария-делла-Пейс.

Браманте и возрождение Рима

В 1503 году папская тиара была передана Джулиано делла Ровере, который взял имя Юлия II. Этот человек с сильным характером вошел в историю как «воин-папа». Он задумал амбициозную программу городского обновления, чтобы вернуть Рим к его прежнему великолепию. Браманте привлек его внимание своим рациональным и торжественным, но в то же время изящным дизайном и был назначен первым архитектором двора.

Должность возложила на Донато ответственность за все виды общественных работ, от проектов новых зданий до технического обслуживания дорог или сноса построек. Юлий II поручил ему проект обновления и расширения папского престола, здания которого были старыми и во многих случаях ветхими.

Около 1508 года, когда началось внедрение нового городского плана для Рима под руководством Юлия II, Браманте сыграл важную роль как архитектор и градостроитель. В рамках плана проложили проспект Виа Джулия (от Понте Систо до Ватикана) с большой площадью, которая должна была стать центром активности для городского правительства. Начали строительство улицы Виа делла Лунгара (от Ватикана через Трастевере к речным портам Рипа Гранде). Две улицы, окруженные дворцами, в том числе банкира папы Римского, Агостино Киджи, образовали бы «своего рода город в городе, город-сад вдоль Тибра».

Улицу Виа деи Банки, на которой располагались офисы самых важных банков того времени, расширили у входа на мост Понте Сант-Анджело. Модифицировали несколько улиц в старой структуре средневекового города. На Виа Джулия Браманте разработал проект огромного Палаццо дей Трибунали (не реализованный) (1508 год), а также церковь Сан-Бьяджо (1509 г.).

В рамках общего плана Браманте вырыли бассейн порта и построили морскую крепость в Чивитавеккья. Западный фасад Ватиканского дворца (ныне сторона дворца Сан-Дамасо) также построили по его проекту, хотя работы по нему завершил Рафаэль. Около 1509 года Браманте, вероятно, предоставил план для церкви Роккаверано, фасад которой предвосхищает определенные решения позднего архитектора классицизма XVI века Андреа Палладио.

Палаццо Каприни

Еще одним замечательным проектом было проектирование Палаццо Каприни (Дом Рафаэля; позднее уничтожен при строительстве колоннады перед собором Св. Петра), который стал образцом для многих палат в XVI веке. Этот палаццо позже купил Рафаэль Санти и жил в нём до конца жизни.

Donato_Bramante_palazzo_Caprini
Рисунок  Палаццо Каприни в Риме. Проект Донато Браманте оказал влияние на другие дворцы эпохи Возрождения. Общественное достояние

Существует еще одна связь между Браманте и Рафаэлем, по крайней мере, по словам историка искусства Джорджо Вазари в его «Жизнях замечательных итальянских архитекторов, художников и скульпторов» (1550 г., пересмотрено в 1568 г.). Вазари утверждает, что Браманте спроектировал архитектурные элементы для фрески «Афинская школа» Рафаэля в Ватикане (1511 г.). В знак благодарности Рафаэль в композиции придал черты Браманте греческому математику Евклиду (или Архимеду). На противоположной стене, на фреске «Диспут» Рафаэль изобразил Браманте на левом переднем плане, показывающим книгу художнику Фра Анджелико (ок. 1395-1455 г.).

Величественный, несмотря на сравнительно малую протяженность, дворец разделён на два яруса. Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм.

Парадный верхний ярус дворца контрастно противопоставлялся цокольному, обработанному могучим, но однообразно спокойным рустом. Подобное противопоставление было глубоко осмысленно: оно отвечало распространенному функциональному разделению этажей и лишь получило здесь яркое образное выражение — фасад как бы показывал, что жизнь владельцев дворца поднята высоко над обыденной жизнью улицы.

В доме могучий руст был впервые сделан не из камня, а из бетона. Подобный прием быстро привился во времена, когда стремление к пышности не всегда соответствовало экономическим возможностям заказчика.

Темпьетто Браманте в Риме: античность или инновация

Первая постройка в Риме, выполненная от начала до конца по проекту Браманте, была закончена в 1502 г.. Это маленькая часовня во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио, широко известная под названием Темпьетто (букв. маленький храм). Здание проникнуто ясной гармонией, античное по формам, но совершенно новое по духу.  Круглое сооружение, окруженное римско-дорической колоннадой и увенчанное куполом, сразу же и вполне оправданно было воспринято как совершенный образец нового архитектурного стиля.

Вид на Темпьетто открывается из узкого просвета арки
Темпьетто. Браманте. Вид на Темпьетто открывается через узкую арку монастырского двора. Фото: Labicanense. Собственная работа, CC BY 4.0, Ссылка

Поставленный на месте, где по преданию был казнен апостол Петр, этот «Маленький Храм» должен был стать центральным ядром круглого, обнесенного колоннадой дворика. Двор не был осуществлен, но известен по гравюрам Серлио. По замыслу Браманте двор должен был стать открытым храмом, а Темпьетто предназначался только для священника. Кристаллически ясная композиция связывала все элементы этого ансамбля: колонны периметрального портика и ниши.

Tempietto_in_Roma_Serlio
Себастьяно Серлио, план храма Браманте и круглого двора монастыря Сан Пьетро ин Монторио, 1545 г. Источник

Кольцо низких, широко разбегающихся ступеней соединяет подиум с мощеным двором и разрывается лишь сзади лесенкой в крипту. В полу сделано углубление, якобы сохранившееся от апостольского креста. Основной цилиндрический объем Темпьетто завершается полусферическим куполом. Шестнадцать римско-дорических колонн  изготовили из цельного гранита. Покрытие, судя по изображениям Темпьетто у Палладио и Серлио, устроено позднее.

Tempietto Bramante in Roma
Рис. Андреа Палладио. Темпьетто в Сан-Пьетро-ин-Монторио. По проекту Донато Браманте.

Назначение постройки объясняет ее размеры и своеобразный масштабный строй, т. е. соотношение пропорций и действительных размеров. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры.

Здание имеет значение важного архитектурного эксперимента — первого опыта центрической постройки в Риме, ставшей впоследствии основным композиционным типом отдельно стоящей церкви в архитектуре Высокого Возрождения, а также своеобразной моделью нового проекта собора Св. Петра в Ватикане.

Так, развивая композиционную схему античного храма, Браманте мастерски разрешил конкретную функциональную задачу и поднял идейное и художественное содержание Темпьетто: отличное сочетание классических и христианских идей. В постройке архитектор реализовал мечты итальянских зодчих о целостной в своей совершенной гармонии центрической постройке.

Двор Бельведер в Ватикане

Двор Бельведера или Двор Бельведер (Кортиле Бельведер) был крупным архитектурным проектом эпохи Возрождения в Ватиканском дворце в Риме.

Концепция и детали разработанного Донато Браманте плана двора Бельведера в 1505 году отразились в ландшафтном дизайне по всей Западной Европе.

Браманте предстояло связать летнюю папскую резиденцию — виллу Бельведер — с папским дворцом и базиликой св. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Задача осложнялась сильным падением рельефа местности от виллы ко дворцу. Кроме этого, здания, которые надо было объединить, имели различную ориентацию по сторонам света. Помимо прочего, была необходимость обеспечить обороноспособность сооружений Ватикана с востока, т.к. существовавшие с этой стороны укрепления следовало снести при постройке нового двора. В довершение всего,  при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения).

Двор_Бельведер_в_Риме
Двор Бельведер в Риме, Ватикан. Источник:

По замыслу Браманте, огромный (длиной около 300 м) сильно вытянутый с севера на юг двор должен был располагаться на террасах в трех разных уровнях. Коридорные крылья по обеим продольным сторонам двора связывали виллу и папский дворец. На нижней терассе они имеют три этажа, на верхней — один.

Лестницы соединяли террасы двора. Вся композиция замыкалась с севера поперечной стеной с большой полукруглой экседрой (глубокой нишей) на продольной оси комплекса, чтобы скрыть тот факт, что фасад виллы не параллелен фасаду Дворца Ватикана на другом конце двора.

Giovanni antonio dosio, cortile del belvedere secondo il progetto del Bramante.jpg
Двор Бельведер в Ватикане по проекту Браманте (между 1558-1561) Рисунок Giovanni Antonio Dosio Web Gallery of Art:   Image  Info about artwork, Public Domain, Link

За экседрой поместился дворик музея, окруженный лоджиями. По задумке Донато лучший вид на весь ансамбль открывается из окон папских апартаментов дворца, которые расписывал Рафаэль (Станцы Рафаэля). Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой. На обеих верхних террасах были разбиты регулярные сады.

Инновации архитектуры Браманте в проекте двора Бельведера

Не удивительно, что как только замысел Браманте начал приобретать конкретные формы, ансамбль стал предметом постоянного интереса и изучения: сохранилось более восьмидесяти его изображений в различных стадиях строительства.

Двор Бельведера завершил длительный процесс освоения архитектурных средств мастерами кватроченто и оказался для последующих поколений зодчих неисчерпаемой сокровищницей композиционных идей и мотивов.

Здесь впервые были сгруппированы типы сооружений, сложившиеся еще в Греции и Риме, но забытые в эпоху средневековья. Вместе с тем и открытое пространство стало впервые в эпоху Возрождения предметом активного архитектурного осмысления. Новое применение античных средств, а также использование рельефа местности и воды положило начало новому этапу в развитии садовой архитектуры и архитектуры монументальных площадей.

Проектирование и строительство нового двора Бельведера началось в 1503 году. Одновременно Браманте строил позади виллы дворик-музей и спиральную лестницу или, вернее, пандус, перекрыл куполом «башню Борджиа», а также обстраивал с трех сторон двор Сан Дамазо с лоджиями по второму и третьему этажу, известными как «Лоджии Рафаэля».

Многие аспекты комплекса были задуманы по классическим образцам. Например, дорическое, ионическое, коринфское расположение порядков для трехуровневой нижней террасы отражало элевацию Колизея. Весь террасный комплекс напоминал императорские дворцы на холмах древнего Рима. Хотя работа шла с большой скоростью, масштаб был настолько велик, что к моменту смерти Юлия II в 1513 году и самого Браманте в 1514 году она была далека от завершения. Проект, который продолжался на протяжении всего XVI века и позднее, претерпел столько изменений, что сегодня концепция Браманте почти не узнаваема.

Лестница Браманте: в чём гениальность структуры

Браманте построил винтовую лестницу-пандус в 1505 году как часть проекта Бельведерского двора. Первоначально пандус предназначался для того, чтобы папа Юлий II въезжал в свою частную резиденцию во дворце Бельведер в карете.

Одной из самых поразительных особенностей лестницы Браманте является то, что она представляет конструкцию двойной спирали. Это означает, что люди или кареты, использующие лестницу, могут подниматься или спускаться, не встречаясь друг с другом на самой лестнице.

Лестница Браманте украшена гранитными дорическими колоннами и узором мощения в елочку. Обычно она не открыта для публики, хотя специализированные экскурсии все же проводятся.

Bramante Staircase 3 (15614276112).jpg
Оригинальная лестница Браманте в Ватикане, вид сверху, 1505 г., CC BY-SA 2.0, Ссылка

Этот проект послужил решением аналогичной логистической проблемы для следующих архитекторов. В Ватикане есть ещё одна лестница с таким названием, построенная по аналогичному проекту в 1935 году.

Собор Святого Петра Браманте

С начала 1505 года Браманте разрабатывал проект нового собора Св. Петра в Риме, конкурируя с двумя другими архитекторами, Джулиано да Сангалло и Фра Джиокондо. На тот момент это был один из самых амбициозных строительных проектов в истории человечества.

Браманте стремился соединить классику Древнего Рима и идею доминирования католического христианства в мире. Католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. Однако собор св. Петра являлся исключением. Алтарь здесь должен был помещаться посередине церковного пространства, над криптой и местом, где, по преданию, был погребен апостол Пётр.

В основу плана положен «греческий крест», заключенный в квадрат, на углах которого (в одном из вариантов проекта) Браманте предполагал поставить четыре высокие башни. Он задумал водрузить купол Пантеона на своды самой крупной базилики, разработанной по типу крестово-купольных зданий.

Очевидно, что архитектор пытался соединить византийский тип церкви с традициями романской архитектуры и создать тем самым некий «вселенский храм».

Можно также предположить влияние идей Леонардо да Винчи и его рисунков идеального центрического храма. Прототипом собора Браманте считают также небольшой круглый храм Темпьетто, построенный Браманте в 1502 году на Яникульском холме — воплощение идеи абсолютной симметрии и центрического плана.

Bramante; plan for St. Peter's.jpg
План Донато Браманте собора Св. Петра (1505 г) Ссылка

Сначала снесли обветшавшую базилику Константина, существовавшую уже 11 столетий. Решение разрушить старинную церковь не обошлось без споров, поскольку она была священным местом захоронения апостола Петра. Пожилого художника прозвали «Браманте, маэстро Руинанте», о нём распространялось множество шуток в обществе.

Например: когда после смерти архитектор предстал перед святым Петром, тот упрекнул его в разрушении базилики. В оправдание Браманте, не долго думая, предложил проект по сносу и восстановлению всего Рая.

Помощниками Браманте по строительству собора были Джулиано да Сангалло, Фра Джокондо из Вероны и Рафаэль. На момент смерти главного архитектора (1514 г.) новое строительство едва начало принимать форму. Руководство работами передали Рафаэлю. После смерти Рафаэля, в 1520 г., руководство работами перешло к Перуцци и Антонио да Сангалло Младшему. Со смертью Антонио да Сангалло в 1546 г. и вступлением Микеланджело на должность главного архитектора собора начался новый этап строительства.

Каждый архитектор вносил существенные изменения в первоначальный план Браманте.

Личность Донато Браманте

Вероятно, потому что Браманте не знал латынь и греческий, его считали мало образованным. Тем не менее, он обладал значительными, хотя и фрагментарными, знаниями. Современники ценили его не только как архитектора и художника, но и как поэта и любителя музыки. У него был почти фанатический интерес к Данте. Он написал около 20 сонетов на любовные, юмористические и религиозные темы. Хотя их стиль считают несколько грубоватым, но зато полным духа.

Темы его теоретических сочинений свидетельствуют о широких интересах: например, работы о перспективе, о «немецком стиле» (т.е. о готической архитектуре), о методах фортификации и другие. К сожалению, помимо его «Отчета о тибуро миланского собора», все работы потеряны.

Похоже, что Браманте был экстравертом. Говорят, что он был очень дружелюбен к талантливым людям и много делал, чтобы помочь им. Юмор, ирония, вкус к умным шуткам над собой и другими часто проявлялись в его сонетах. Полностью уверенный в себе, он был строптивой личностью.  Любил представлять парадоксальные идеи,  критиковал духовенство и дворян. Однако, глубокие религиозные переживания были ему не чужды.

Браманте был дворцовым интриганом, проявлял гибкость в достижении амбициозных целей, особенно в получении важных заказов. Вазари описывает его как «решительного, быстрого и отличного изобретателя«. Эти качества сочетались у него с художественным воображением, острым умом и живой любознательностью.

Значимость вклада Донато Браманте в историю архитектуры эпохи Ренессанса

Конечный результат работы Донато Браманте осуществил мечту Юлия II о превращении Рима в художественную столицу Папского государства наравне с великими Миланом и Флоренцией. Браманте называли архитектором возрождённого Вечного города. Андреа Палладио взял за основу в своих работах стилевое направление, в котором творил Донато — высокое возрождение или «римский классицизм начала XVI века». Здесь термин «классицизм» означает зрелость и наивысшее развитие наметившихся тенденций.

Браманте разрабатывал гигантские строительные комплексы, которые придерживались, как никогда прежде, принципов античности. В то же время здания часто представляли собой беспристрастное, личное и современное толкование основ древней архитектуры.

Донато Браманте — основоположник Высокого возрождения

Чем отличались творческие методы и устремления Браманте в Риме от миланского периода?

  • Во-первых, общеитальянский характер этих сооружений, объединивший в себе характерные черты тосканского и северо-итальянского зодчества.
  • Во-вторых, небывалая прежде свобода и мастерство в архитектурной композиции, в частности в применении приемов и форм античного зодчества.
  • В-третьих, совершенство и зрелость решений архитектурных задач, в основном намеченных еще в начале предшествовавшего столетия, полнота и сила, с которыми эти сооружения воплотили в своих образах идеалы итальянского гуманизма.

Вот почему римские сооружения Браманте и группировавшихся вокруг него мастеров следует рассматривать не как особый, самостоятельный этап в истории итальянской архитектуры, а скорее как завершение предшествовавшего развития.

Широта творческих исканий Браманте, охвативших важнейшие проблемы итальянской архитектуры, и особенности биографии мастера определили роль, которую он сыграл в становлении нового стиля:

  • от Лучано да Лаурана, среди произведений которого прошла юность Браманте, он воспринял красоту геометрически закономерной архитектуры, ясную гармонию, простоту и лаконичность выражения, роднящие этого мастера с Брунеллеско;
  • при посредстве творчества Франческо ди Джорджо Мартини, также работавшего в Урбино, Браманте приобщился к функциональной трезвости, тектоничности и могучей жизненной силе тосканской (флорентийской) архитектуры;
  • в сооружениях Альберти в Мантуе он смог оценить логику и силу языка античной архитектуры;
  • общение с Леонардо да Винчи в Милане и Павии должно было укрепить в нем стремление к широкой и вольной трактовке больших архитектурных масс, к органичной связи между внутренним пространством и внешними объемами сооружения;
  • наконец, ломбардская архитектура (Милан) научила Браманте сочетанию различных материалов, использованию цвета и декора;
  • по приезде в Рим Браманте непосредственно познакомился с памятниками античного зодчества, ощутил их грандиозный масштабный строй и монументальную выразительность строго тектоничных и пластических объемов, изучил великолепную технику купольных и сводчатых сооружений древних римлян.

Завершающие мысли о роли и наследии Браманте в истории искусства

В течение своей непродолжительной деятельности в Риме Донато Браманте успел сделать существенный шаг вперёд в каждой области архитектуры — общественной, частной и культовой. Всем ходом своей предшествующей жизни и творчества Браманте был подготовлен к тому, чтобы завершить предшествовавшее развитие и наметить дальнейшее.

Браманте сыграл такую же основополагающую роль на кульминационном этапе развития архитектуры эпохи Ренессанса, какую Брунеллески сыграл на начальном.

Наиболее значимые работы Донато Браманте

Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (его первая архитектурная работа); Милан, ок. 1482–1486
Собор в Павии (проект купола и крипты);  ок. 1488-1492
Монастырь Сант-Амброджо (проект трапезной и двор каноники); Милан, ок. 1492
Замок Сфорцеско (проект лоджии и фресок); Милан, ок. 1494
Санта-Мария-делле-Грацие (монастырь и апсида); Милан, 1492–1498

Палаццо делла Канчеллерия; Рим, ок. 1489-1513
Темпьетто, Сан-Пьетро-ин-Монторио; Рим, 1502
Санта-Мария-делла-Паче (монастырь); Рим, 1504
Базилика Святого Петра; Рим, проект 1503
Кортиле дель Бельведере; Ватикан, Рим, 1506
Палаццо Каприни (также известный как дом Рафаэля); Рим, построен около 1510 года (разрушен в 17 веке)
Базилика Санта-Каса; Лорето, 1507-1538

Список использованных источников:

Donato Bramante Italian architect
Bramante, l’architetto del Rinascimento romano
Le opere del Bramante a Roma
Донато Браманте (Рим) Всеобщая история архитектуры
Bramante, Donato
Рим. Ватикан. Двор Бельведера
Архитектурная графика

 

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x