Гауди архитектор и его дома

Гауди архитектор и его дома — достопримечательности Испании

Знакомьтесь, испанский архитектор Антонио Гауди. Его дома, ставшие знаковыми в мировой архитектуре, отражают удивительную судьбу незаурядного таланта. Шедевры модерна — о чём же они говорят? Что за человек обладал столь уникальным и удивительным дарованием?

Лиха беда — начало

Антонио Гауди

Начало творческого пути отмечено влиянием испанского архитектора Марторела. Первые богато декорированные дома относятся к раннему модерну. В 1878 году он окончил Провинциальную школу архитектуры. Однако уже с 1870 года работал чертёжником, чтобы оплачивать свою учёбу. Безуспешно участвовал в конкурсах, изучал ремёсла, проектировал ограды, фонари, мебель. Через пять лет после окончания школы Гауди получил первый свой важный заказ.

Дом магната-керамиста Висенс

Casa Vicens (1883-1888 гг.) — жилой дом для владельца керамической фабрики, что четко отражено в фасаде «trencadis». Гауди украсил лицо дома мозаикой из кусочков керамической плитки. В это время в Европе наблюдался интерес к неоготическому стилю с девизом «Декоративность — начало архитектуры». Гауди в своих работах тоже придерживался этого правила.

Гауди: дома графа и безответная любовь архитектора

Однако замыслы свои молодой архитектор реализовал после встречи с Эйсеби Гуэльем. Самый богатый человек Каталонии, эстет и меценат, заказал Антонио реализовать свою мечту. Текстильный магнат предоставил архитектору то, о чём мечтает каждый творец: полную свободу самовыражения с неограниченным бюджетом!

Гауди. Дом Висенс. Барселона
Гауди. Дом Висенс. Барселона

Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипту колонии Гуэль (Санта-Колома-де-Сервельо); фантастического Парка Гуэлья и его дворца в Барселоне.

Это был печальный и одновременно лучший период в личной жизни архитектора. Единственная девушка в жизни, оказавшаяся достойной его внимания, не ответила ему взаимностью. Приняв судьбу, он полностью посвятил себя творчеству и религии.

Дракон-хранитель сада Гесперид, в котором росли золотые яблоки

Первым крупномасштабным проектом Гауди, выполненным для своего великого покровителя, Эйсеби Гуэля, были павильоны усадьбы. Строительство велось между 1883 и 1887 годами. Ландшафтный дизайн парка летней резиденции графа, ставший сегодня парком Королевского дворца, входные ворота, павильоны, конюшни несут характерные особенности раннего периода творчества.

Антонио Гауди достопримечательности

Самым интересным в комплексе оказались северные чугунные ворота. Они украшены растительными мотивами в стиле модерн, и медальоном с буквой «G». Впечатляющая особенность — большой кованый железный дракон со стеклянными глазами. Это тот самый Ладон, который превращается за кражу золотых яблок в созвездие Серпенов. Его фигура соответствует расположению звёзд в созвездии.

Дворец Гуэлья (Palau Güell) (1885-1890 гг)

Резиденция семьи мецената стала первым зданием архитектора, в котором структурные элементы выполняют и декоративную функцию. Антонио использует в качестве декора стальные несущие конструкции.

На фасаде здания выделяются две пары больших ворот, через которые конные экипажи и повозки могли следовать непосредственно в нижние конюшни и погреба, в то время как гости могли подниматься по лестницам на верхние этажи.

Душа творца ищет новые формы. Снаружи дом имеет спокойный фасад, напоминающий веницианский палаццо. Но интерьер и крыша компенсируют недостаток элементов стиля Гауди в экстерьере.

Гауди. Дворец Гуэлья

В центральной гостиной необычный параболический купол усеян круглыми отверстиями, которые днём делают потолок звёздным.

Силуэты дымоходов и вентиляционных шахт, выходящих на крышу, принимают различные фантастические формы. Крыша напоминает парк Гуэль.

Богатые внутренние интерьеры дворца сочетают в себе произведения декоративно-прикладного искусства, интарсии и мебель, изготовленную по специальному заказу. Своеобразно оформление стен и плоских византийский сводов дворца.

В 1984 году дворец Гуэль вместе с другими архитектурными шедеврами Гауди был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парк Гуэлья

В 1900 — 1914 годах Гауди работает на созданием парковой жилой зоны в английском стиле. Чтобы реализовать модную в те годы концепцию города-сада Гуэль приобрёл 15 га земли для строительства 62 частных особняков. Экономические неудачи проекта вынудили его наследников продать парк городу. Сейчас в нём находится дом-музей Гауди.

Антонио Гади. Парк Гуэлья

Для этого места Гауди спроектировал два великолепных входных павильона, служащих воротами. Большая орнаментированная лестница ведёт к Гипостильному залу, задуманному архитектором как место для рынка. Эспланада окружена длинной серпантинной скамьёй из сборных бетонных блоков, одетых в керамическую мозаику.

Преданный своим принципам, Гауди использовал только местные материалы. Он разработал систему улиц и виадуков таким образом, что их строительство требовало минимального воздействия на окружающую среду. Тем не менее они были максимально адаптированы к пейзажу. Этот принцип делает его архитектуру органической.

Гауди: архитектор стиля

Гауди становится самым модным архитектором в Барселоне. Он превращается в «непозволительную роскошь», создаёт дома один необычнее другого. Испанские буржуа тратят свои состояния на реализацию гениальных идей художника.

Стиль Гауди — это

  • мир неровных поверхностей, какие мы наблюдаем в природе;
  • конструкторские решения, предложенные природой;
  • декоративность, наблюдаемая в природе;
  • продолжение пространства, созданного природой.
Антонио Гауди. Дом костей или дом Бальо
Дом Бальо или дом Костей

Это — благоговейно почтительные отношения с Творцом. С детства ревматизм ограничивал мальчика в играх со сверстниками, но не мешал длительным одиночным прогулкам верхом на ослике. Наблюдая окружающий мир, архитектор черпал вдохновение для решения конструктивных или декоративных задач архитектуры для заказчиков. В своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, превращая их в испанский модерн (modernismo).

Дом костей

Живым трепещущим существом стал плод причудливой фантазии архитектора — жилой дом текстильного магната Жозепа Бальо (Casa Batlló) (Батло или Бальо). Гауди реконструировал здание в 1904—1906 годах, известное сейчас как «Дом Костей».
Он использовал типичные конструктивные элементы каталонского модерна: керамику, камень и кованое железо. Несмотря на то, что работа была подвергнута критике со стороны города, в 1906 году городской совет Барселоны признал его одним из трех лучших зданий года.

Из-за радикального дизайна во время строительства Гауди нарушил все подзаконные акты города. И не потому что он «озорник», а потому что авторский стиль выходит за ограничивающие рамки традиционной архитектуры и градостроительства.

Дом —  каменоломня

Архитектор Антонио Гауди, Каменоломня

В 1906 году в жизни архитектора случается большая потеря: умер отец, кузнечных и котельных дел мастер, Франсеск Гауди-и-Съерра. По словам Антонио, именно в отцовской мастерской он ощутил пространство как живую материю. Отец научил его понимать красоту предметного мира и привил любовь к архитектуре и рисованию. Это далеко не первая утрата в жизни мастера. Родившись пятым ребёнком в семье, в 1906 году он остался совсем один с племянницей на попечении, которую похоронил через 6 лет.

Именно в этот период новые идеи Антонио воплощаются в доме для семьи Мила  (casa Mila, 1906 — 1910).

  • Продумывает систему естественной вентиляции, что позволяет отказаться от кондиционеров.
  • Строит здание без несущих и опорных стен (железо-бетонную конструкцию с несущими колоннами). Это даёт возможность перемещать межкомнатные перегородки в каждой квартире по своему усмотрению.
  • Устраивает подземный гараж.
  • Каждое помещение в доме получает окно, что тоже необычно для начала ХХ века. Для этого предусмотрены три внутренних дворика.

Волнообразный фасад представляет собой гармоничную массу всевозможного камня, который, наряду с коваными железными балконами, у барселонцев получил прозвище «каменоломня» или Ла Педрера.

Одно из самых интересных конструктивных решений Гауди представляет мансарда дома. Зал, некогда предусмотренный для стирки и сушки белья, сегодня стал местом постоянной экспозиции творчества и жизни Гауди.

Это здание стало первым сооружением ХХ века, включённым в наследие ЮНЕСКО (1984 год).

Дом Мила стал последней светской работой перед тем, как архитектор посвятил себя полностью творчеству над Искупительным Храмом Святого Семейства (Саграда-Фамилия). Новые заказы он больше не брал, но работал над окончанием текущих объектов.

Крипта колонии Гуэлья

Слово «колония» вовсе не несёт нагрузку «исправительно-трудовой». И не часто встречаемый термин «крипта» — не пещера или тайник. Крипта колонии Гуэль — это нижний этаж церкви, строительство которой Гауди начал в 1908 году и завершил ее в 1914 году по заказу своего друга и мецената Эусеби Гуэлья. Архитектору было поручено обеспечить культурную и религиозную основу жизни колонии рабочих, занятых на производстве промышленника.

Антонио Гауди достопримечательности колонии Гуэлья

Следуя своим принципам, Гауди органично вписал церковь в ландшафт местности и сделал её продолжением природы. Для интерьера он спроектировал удивительные скамейки из дерева и железа, отразив свои корни потомственного кузнеца.

Здесь он применил множество инновационных решений в архитектуре, которые затем использовал в Sagrada Familia — его последнем творении, строительство которого продолжается по сей день.

Более подробно о шедевральной крипте колонии Гуэль, если интересно, читайте на канале Дзен Архитектура.

Блеск и нищета архитектора Гауди

Денди в молодости, гурман и театрал, разъезжающий в собственном экипаже, в зрелом возрасте стал вести скромный образ жизни. 7 июня 1926 года его, 73-летнего старика, просто одетого и без документов, сбил трамвай. Не зная, что это великий архитектор, пострадавшего отвезли в больницу для нищих. На следующий день капеллан храма Саграда-Фамилия (главное творение Гауди, которому он посвятил более 40 лет) нашёл его и опознал. Но лучшее лечение уже не помогло.

Архитектуру Антонио Гауди — достопримечательности Барселоны, ставшие всемирным наследием человечества, Вы узнаете даже, если совсем не знакомы с его творчеством. Храм Саграда-Фамилия продолжают строить и к 2026 году надеются завершить.

Гауди — Архитектор с большой буквы. Его современники отмечали, что он работал совместно с Творцом, не разрушая творение Всевышнего, а обучаясь у Него. Сейчас проходит компания по его канонизации. Два этапа процедуры из четырёх уже пройдены. По завершении, у архитекторов мира появиться свой святой покровитель Антонио.

А по-Вашему мнению, можно ли Гауди считать святым? Может поделитесь размышлениями в комментарии?
Ставьте оценку статье.
Расскажите друзьям в социальных сетях о своём интересе к Гауди архитектору и его домам.

Ссылка на основную публикацию