Рококо в архитектуре проявилось, как новый стиль, из высокого барокко. Драматичность и религиозность истончились в лёгкость и игривость. Причиной тому можно назвать светский образ жизни, принятый в высшем обществе. Калейдоскоп роскоши, развлечений и наслаждений, как смысл существования, нашёл выражение в архитектуре. Какие же характерные признаки стали определяющими? Исследуем их на примерах Франции, Италии, Германии, Англии и России.
Предпосылки рококо в архитектуре
Лет 300 назад, дома аристократов, проживающих в Париже, были полны чувственной фантазии.
- Светло-пастельные стены, украшенные фигурной лепниной сложнейших позолоченных узоров,
- мебель с волшебными изгибами деталей и резным декором,
- панно с амурами, пастушками и юными прелестницами —
всё это представляет стиль рококо или позднего барокко.
Появившись во Франции в начале 18 века, связанный не с церковью, а с монархом, а именно с королем Людовиком XV, стиль выражал желание светского общества жить как на сцене театра: беззаботно, элегантно, изыскано. Одновременно с ним стал развиваться неоклассицизм, как противопоставление «испорченному вкусу». Так отзывался о рококо французский просветитель и философ Дени Дидро.
Основные элементы в рококо архитектуре
Этот новый стиль демонстрировал изгибы, естественные формы и изящно тонкие украшения. Слово «рококо» происходит от французского слова rocaille — «скальный», которое связано с декором парковых гротов и павильонов.
- Рокайль — это стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям. Стал основным элементом стиля.
- Часто можно встретить и другую деталь украшений — картуш — щит или полуразвёрнутый свиток с гербом или вензелем внутри в обрамлении витиеватых линий. Тоже относится к важнейшим деталям.
- В отличие от барокко, дизайн рококо асимметричен.
- Цветовая гамма: белая, золотая и светлая пастель.
- Этот стиль более светский, чем религиозный; подчеркивал неприкосновенность частной жизни, а не публичное величие.
- Зеркала были важным аспектом общего дизайна. Вместе с панно и рельефами задачей стиля было создать эффект переменчивости, движения, перетекания, пронизывающий поверхности.
Рококо в архитектуре Франции
По мнению французского историка и теоретика искусства Луи Откёра (1884-1973) «стиль рококо происходил не только из определённой системы орнамента, но и из новой органической архитектурной концепции, которая выражалась в по-новому организованных плоскостях». (Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — С. 150) Рококо — оригинальное французское изобретение.
После роскоши «большого стиля» времени правления Людовика XIV, скончавшегося в 1715 году, искусство переместилось из дворцовых пространств Версаля в камерные салоны и гостиные парижской знати. В эпоху Просвещения отношение к стилю рококо было весьма критичное, но он сохранял свои позиции в придворном аристократическом искусстве вплоть до конца XVIII столетия.
Рококо в Версале
В 1735 году Людовиг XV решил переделать несколько комнат Версаля в новом стиле. Одна из них была королевской спальней, фото деталей которой ниже.
Другим хорошим примером стиля рококо является версальский Зал Зеркал. На стене длиной более 73 метров встроены 357 зеркал. Они находятся напротив 17 огромных окон и отражают свет, поступающий из них. Стены и потолок украшают панно и лепнина. С галереи открывается шикарный вид на Версальский парк.
Изначальную роскошь зала нам, увы, не суждено увидеть. Расходы на строительство Версаля опустошили казну. Военные планы короля заставили переплавить серебряную мебель и множество других украшений зала в монеты для содержания армии. Но, несмотря на это, невероятный интерьер потрясает. Этот зал использовался для приёма послов других стран с целью произвести на них впечатление и заставить испытывать уважение к владельцу такого двора. Заметим, что цель достигалась.
Маленькая сцена из жизни королевского двора снята в Зеркальном зале. Придворные спешат услышать решение монарха.
Примеры стиля рококо в архитектуре Парижа
В 1715 году королевский двор был перенесен в Париж и рококо архитектура распространилась на город. Она приняла форму городских дворцов, построенных для элитных вечеринок. Проектировались и строились более маленькие комнаты и уютные салоны в сравнении с предыдущим стилем.
Эти пространства для развлечения указывали на культурный сдвиг: от желания произвести впечатление величия и важности — на стремление к большей камерности и театральности. Хозяевами мероприятий в этих гостиных преимущественно были женщины. Из-за этого некоторые стали считать стиль женским.
Рококо не только включал изогнутые фигуры в декоре, но и перенёс плавность в форму комнат и зданий. Одним из примеров этого является отель Amelot de Gournay. Внутренний двор в форме овала, который был очень уникальным по тем временам, показал, что стиль рококо может использоваться во внешней архитектуре, а не только в интерьере. Дизайн, возможно, был вдохновлен барочным храмом San Carlo alle Quattro Fontane, который также содержит внутренний двор аналогичной формы. Построенный в Риме, Сан Карло был спроектирован известным архитектором высокого барокко Борромини.
Стиль рококо в архитектуре Италии
Примерно в то же время, когда рококо начинался во Франции, в начале 18 века итальянцы стали больше интересоваться архитектурными работами Франческо Борромини. Его изогнутая пластика и оригинальность деталей в значительной степени оказали влияние на архитекторов того периода, таких как Филиппо Юварра (Filippo Juvarra).
Этот новый стиль, представленный несколькими архитекторами в Северной Италии, характеризовался выпуклыми изогнутыми формами, терракотовой конструкцией, открытыми структурами и сложными архитектурными композициями. Был сделан акцент на взаимосвязь тени и света.
Рассмотрев внимательнее лучшие примеры итальянского рококо, мы убеждаемся, что направление развивалось самостоятельно параллельно с французским и получило более значительное распространение, чем на своей родине.
Виллы Пьемонта
Загородные резиденции правящей династии Савойского дома в Пьемонте (северо-западная часть Италии) с 1997 года находятся под охраной ЮНЕСКО как памятники Всемирного наследия.
Большой зал дворца Ступиниджи — лучший пример итальянского рококо. Король Сицилии и Сардинии Витторио-Амедео II Савойский поручил архитектору Филиппо Юварре выстроить в Ступиниджи охотничий домик для пребывания двора во время выездов короля на охоту. Строительство началось в 1729 году и закончилось в 1731 году, но оформление интерьеров продолжалось с перерывами в 1735—1737 годах. Для создания чувства утончённости и фривольности архитектор использовал расписанные антаблемы (перекрытия) и кофферы. Коффер (англ. coffer) — ряд утопленных дверных филенок квадратной, прямоугольной или других форм, создающих оптическую иллюзию перетекания.
Другим примером рококо в Италии является Большая галлерея королевского дворца Венариа Реале (Venaria Reale), иногда называемого Версалем Италии. Гениальным решением архитектора Филиппо Юварра (Filippo Juvarra), который занимался созданием этой галереи во время перестройки дворца, стало проектирование многочисленных окон: 44 больших и 22 маленьких. Они буквально заливают светом всю галерею. Пышная отделка элементами декора на окнах, потолке и двух экседрах (полукруглых глубоких нишах у входа) и зеркала создают впечатление вариативности и динамичности.
Помещение впечатляет своими размерами: длина галереи составляет 80 метров, ширина – 12 метров, высота сводов – 15 метров. Контраст мраморного пола, выложенного чёрно-белой плиткой в шахматном порядке, с белоснежными стенами и сводами выгодно подчёркивает воздушность пространства и гармонию пропорций.
Дворец Пианетти
Шедевр итальянского рококо построен около 1781 по проекту Кардоло Марии Пианетти. Сейчас здесь находится Муниципальная художественная галерея. В его стенах на верхнем этаже представлены лепные рельефы поэтов, музыкантов и ученых. На нижнем этаже представлены барельефы и картины в стиле рококо. Galleria degli Stucchi имеет длину около 70 метров (чуть меньше Зеркального Зала Версаля) и заканчивается восьмиугольной комнатой. Скульптурные элементы прекрасно сбалансированы с изобразительными.
Эти примеры показывают, что рококо в архитектуре Франции и Италии развивались независимо друг от друга. После мощи и силы барокко вкусы светского общества качнулись в сторону изящества и тонкости.
Рококо архитектура Германии
Потеряв популярность во Франции к концу 1780-х годов, архитектура рококо надолго обосновалась в других странах. Причудливые примеры архитектуры рококо были построены в Германии. Какие же самые показательные?
Королевская резиденция Сан-Суси отлично демонстрирует характерные черты немецкого понимания рококо. Направление, возникшее в Пруссии во времена правления Фридриха II (Великого), получило название фридерицианское или фридриховское рококо. Дворец возведён в 1745—1747 годах по проекту самого короля архитектором Кнобельсдорфом. Для монарха это был «маленький виноградарский домик», место уединения, а не демонстрации силы и власти. В нём Фридрих II собрал любимые картины, скульптуры, книги. Он проводил здесь дни с конца апреля по октябрь без женщин, со своими собаками и лошадьми.
Продолговатое одноэтажное здание, с характерными большими окнами, имеет искусную балюстраду, расположенную по всей длине карниза. В центре спланирован овальный зал, выступающий на фасаде полукружием увенчанным куполом. Влияние французской эстетики было определяющим. Однако заметно воздействие несколько тяжеловесного немецкого барокко.
Парадный двор, окруженный колоннадой, благодаря лестницам-террасам плавно переходит в парк. Изящная простота резиденции отражает характерный для прусского императора философский взгляд на вопрос жизни и смерти. До начала строительства дворца он распорядился разместить на верхней терассе место для его захоронения.
«Только когда я буду здесь, я буду без забот», — сказал однажды Фридрих, указывая на погребальную камеру.
Надпись Sans Souci (фр. без забот) на цоколе дворца значит именно то, что имел в виду король-архитектор, философ, музыкант. Но об этом забыли и трактуют слова, как желание жить в развлечениях и без обязанностей.
Заметим, что единственным развлечением, которому предавался монарх во дворце — это были вечерние концерты, где он играл партию флейты и для которых иногда сам писал музыку.
Другой работой фон Кнобельсдорфа был Рейнсбергский дворец в 100 км от Берлина. Средневековый замок в ренессансном стиле был реконструирован архитектором в стиле фридриховского рококо.
Постдамский городской дворец был также перестроен во вкусе Фридриха. Полностью разрушенный в 1945 году заново отстроен в 2014.
Стиль рококо в Англии
В отличие от французского рококо или итальянского, в Англии стиль развивали ремесленники и дизайнеры, а не архитекторы. Направление было популярно около сорока лет с 1730 по 1770 год. Английский рококо выделяется более реалистичными природными мотивами и использовался в интерьерах.
Замок Паудерэм
Замок Паудэрем (Powderham) в XVIII и XIX веках был в значительной степени перестроен, в основном архитектором Джеймсом Уайеттом. В стиле рококо переоформили Большой зал с впечатляющей лестницей из красного дерева. Орнамент состоит из таких элементов, как завитки, напоминающие латинские буквы S и C, птицы, животные, цветы, фрукты и листья.
Музыкальный зал в Норфолк-хаус
Герцог Норфолка в 1756 году решил сделать подарок своей жене Марии и в своём лондонском доме переделал музыкальный зал в соответствии с планом итальянского архитектора Джованни Баттиста Борра. Впоследствии белоснежная комната, украшенная позолоченной резьбой по дереву, была перенесена в музей Виктории и Альберта. Сейчас в самом доме находятся офисы с совершенно иным оформлением, и только этот зал сохранён.
Церковь Грэйт Уитли (Great Witley)
Ещё одним из самых известных примеров рококо архитектуры в Англии является церковь Great Witley. Кирпичный экстерьер церкви вовсе не готовит человека к его великолепному интерьеру. Внутреннее убранство — это торжество позолоченных украшений и множества картин Антонио Беллуччи. Десять мозаичных окон работы мастера Джошуа Прайса ( Joshua Price) демонстрируют сцены из Нового Завета.
Интерьер церкви вовсе не был задуман таким. Во время завершения здания около 1735 года внутренне убранство представляло из себя простой плоский потолок и стены, прозрачные стеклянные окна.
В 1747 году храм полностью реконструировали. Сделали новый вогнутый потолок и пригласили Белуччи расписать маслом сцены вознесения. Простые окна заменили на витражные. Потолочные и облицовочные формы сделали из папье-маше.
Елизаветинское рококо в архитектуре Санкт-Петербурга
Рассмотрим наиболее типичные примеры для архитектуры рококо в России XVIII века.
Русское рококо вошло в моду в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг.) Французские вкусы внедрялись в России во времена ее правления благодаря европейскому воспитанию императрицы. Основоположником стиля русского рококо считают Франческо Бартоломмео Растрелли Младшего (1700—1771 гг.), сына скульптора и архитектора Растрелли Старшего. В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе.
Растрелли сумел соединить в своих творениях элементы барокко, классики и модного в то время в Европе рококо, что привело к возникновению особого направления стиля — русского рококо, которое отличается монументальностью, мощью, масштабностью.
Благодаря тому, что русское барокко, созданное Растрелли, имеет много классических черт, общая композиция зданий не потребовала изменений, даже когда рококо вышло из моды, достаточно было убрать рокайль.
Екатерининский дворец
Летняя резиденция русских царей расположена в городе Царское Село (Пушкин), в 30 км к югу от Санкт-Петербурга. Дворец был построен в 1717 году по приказу императрицы Екатерины I под руководством немецкого архитектора И. Ф. Браунштейна.
В 1752 году императрица Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I и Екатерины I, поручила знаменитому итальянскому мастеру Франческо Бартоломео Растрелли расширить и обустроить резиденцию, переоформив ее в духе рококо. 30 июля 1756 года 325-метровый дворец был представлен потрясенным российским вельможам и иностранным гостям.
Екатерининский дворец стал эталоном красоты для многих поколений, настоящим апофеозом архитектуры как искусства прекрасного. Растрелли, непревзойденный мастер рококо, смог оформить протяжный массив дворца настолько изящно, что каждый из его элементов превратился в отдельное художественное произведение. Более 100 килограммов золота потребовалось для украшения сложного лепного фасада и многочисленных статуй, установленных на крыше. Большой вход во дворец охватывают две массивные стильные «окружности».
Особое впечатление производит цветовая гамма фасадов, сочетание золотого, ярко-голубого и белого цветов. Вписана в контур восточного крыла Домовая церковь, увенчанная изящными золотыми куполами, довершает силуэт шедевра.
Интерьеры дворца столь же замечательные, как и его фасады. Среди них наибольшую популярность приобрела Янтарная комната, которая исчезла во время Второй мировой войны, а ныне — восстановлена в первоначальном виде. Позже интерьер дворца был обновлён в нео-палладианском стиле.
Рококо в архитектуре Большого дворца в Петергофе
По желанию императрицы Растрелли перестроил по модели Версальского Большой дворец в Петергофе (1745—52 гг). Квадратный в плане зал с двухсветной лестницей — один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой. В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы.
Елизаветинское рококо в Зимнем дворце
Здание дворца (пятое) было построено в 1754—1762 годах. Главный дворец императорской России призван был прославить могущество империи. Своеобразие дворцу придают нарядные скульптуры и вазы над карнизом по всему периметру здания. Распространённая в архитектуре Западной Европы замкнутая дворцовая композиция с внутренним двором была оригинально переработана архитектором в «раскрытую». Фасад Зимнего дворца с его украшением в виде скульптур и роскошной лепнины на фронтонах является барочным.
Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, и строительство Зимнего дворца было окончено уже при Екатерине II.
Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого. Сейчас внутри дворец выглядит как сочетание барокко и неоклассицизма. От интерьера в стиле Елизаветинского рококо сохранились только Иорданская лестница и Большая церковь.
Барокко и рококо: сравнение
Барокко приходит после ренессанса, но предшествует рококо — оно начинается в Риме, перемещается во Францию и развивается в уникальный французский стиль, и только затем превращается в рококо.
Стиль барокко базируется на идее строгого классицизма эпохи Возрождения. Однако, само название «барокко» происходит от жемчужины неправильной формы и символизирует некое отклонение от этой нормы. Стиль привлекает зрителя через драму и движение.
Итальянский барокко стремится вызвать благоговение перед церковью своей монументальностью. Французский барокко стремится вызвать чувство благоговения перед абсолютизмом Короля-Солнца, Людовика XIV и его абсолютной власти. Рококо является реакцией на строгую формальность барокко.
Можно сказать, что стиль барокко завершается «вечеринкой» — технически яркой, но без глубокой мысли и драмы. Рококо не подражает античности, Древнему Риму или Древней Греции. Впервые, со времен Возрождения, разрабатывается дизайн, не основанный на классической идее. Рококо является уникальным французским стилем.
Название рококо происходит от комбинации слов rocaille (камешки) и coquille (ракушки). Стиль прославляет досуг высшего класса, веселье и комфорт. Его характеристики в основном проявляются в интерьерах, где мы находим асимметричный криволинейный орнамент, который черпает вдохновенье от матери-природы. Плавные изгибы больше не несут за собой серьезной барочной базы. Монументальность и масштабность тоже уходит.
Барокко – СИММЕТРИЯ, базируется на античности и четких геометрических пропорциях, сложная структура(планировка), драма, монументальность, динамика, роскошь.
Рококко – АССИМЕТРИЯ, НЕ базируется на античности, но вдохновляется природными линиями и изгибами, поверхностность, эмоциональность, меньший масштаб, роскошь.
Рококо в архитектуре оставил много оригинальных, роскошных, красивых памятников, несмотря на отсутствие рациональности, капризность и обременённость форм.
Автор: Jelena Shilyaevа M.A. in History of Art, University of Glasgow