Архитектура Византии — термин, введённый современными историками, чтобы обозначить Восточную Римскую империю. К сожалению, многие из самых впечатляющих зданий и памятников были снесены или разрушены. Большинство конструкций, переживших падение Византийской империи, претерпело многочисленные изменения и модификации. Сохранились лишь некоторые чистые примеры, о которых мы расскажем в этой статье.
Как появилась Византийская империя
В 313 году Римская империя легализовала христианство. Вскоре после этого император Константин перенес столицу империи из Рима в древнегреческий город Византион (современный Стамбул) и переименовал её в свою честь в «Константинополь» («город Константина») (330 год).
Византийцы понимали свою империю как продолжение древней Римской империи и называли себя «римлянами». Использование термина «византийский» стало широко распространенным в Европе только после того, как Константинополь перешел к туркам-османам в 1453 году. По этой причине некоторые ученые называют Византию «Восточной Римской империей».
Византийский стиль в архитектуре
Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.
Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:
- усложнение геометрии зданий;
- более свободное использование классических элементов;
- использование кирпича и штукатурки для декора строений;
- бросающийся в глаза контраст в убранстве интерьеров и экстерьеров сооружений.
Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.
Периоды развития архитектуры Византии
Византийская архитектура и искусство обычно делятся на три исторических периода:
- ранний с 330 г. до 730 г.,
- средний ок. 843-1204 гг и
- поздний от 1261 г. до 1453.г.
Надо учитывать, что художественная преемственность империи (так же как политическая и социальная) была нарушена
- сначала иконоборческим спором 730-843 годов,
- а затем, периодом латинской оккупации (завоевание крестоносцами) 1204-1261 годов.
Особенности византийского стиля в архитектуре
- Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
- Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики (тип строения прямоугольного плана) и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
- Особенностью является куполообразная крыша.
- Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки.
Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России (читайте «Архитектура Древней Руси«), сохранилась и после падения Константинополя (1453 г.).
Ранний период (330-730 г)
Создавая фрески, мозаики и панно, раннехристианское или византийское искусство опиралось на стили и мотивы римского искусства, перенося их на христианские сюжеты. Расцвет византийской архитектуры и искусства произошел во времена правления императора Юстиниана I в 527-565 годах.
В этот период он начал строительную кампанию в Константинополе, а затем в Равенне, Италия. Его наиболее заметным памятником был собор Святой Софии (537 г), название которого означает «Божественная Премудрость».
Ипподром Константинополя, Стамбул, Турция
Сегодня это площадь под названием Султанахмет Мейданы (Площадь Султана Ахмета) в турецком городе Стамбул, с несколькими сохранившимися фрагментами оригинальной структуры.
Хотя ипподром обычно ассоциируется со днями славы Константинополя как имперской столицы, в реальности он предшествует этой эпохе. Изначально построен в провинциальном городе Римской империи — Византионе, ставшим только в 324 году столицей. В некоторых источниках его называют греческим городом.
Император Константин Великий решил перенести резиденцию правительства из Рима в Византион (Византий), который он переименовал в Новый Рим. Это имя не прижилось, и вскоре город стал известен как Константинополь. Император значительно расширил границы города, и одним из его главных начинаний была реконструкция ипподрома для проведения гонок на колесницах и связанных с ними мероприятий.
Предполагается, что Константинопольский ипподром имел длину около 450 м и ширину 130 м. Его трибуны могли вместить около 100 000 зрителей. (Для сравнения: современный крупнейший ипподром «Мейдан» в Дубаях имеет 60 000 мест для посетителей.)
К сожалению, большая часть некогда богато украшенного ипподрома давно исчезла, но несколько статуй, обелисков и других элементов украшения, частично сохранились: Змеиная колонна, Обелиск-крепость, Обелиск Тутмоса III и статуи Порфириоса.
Некогда украшавшую ипподром знаменитую квадригу, венеты вывезли в 1204 году в Венецию. Сейчас она выставлена в музее собора Сан-Марко, выполненного в византийском стиле. А её копия украшает лоджию базилики.
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия
Король остготов Теодорих Великий (475-526) в начале 6-го века построил арианскую церковь. (Учение ариан утверждает, что Сын Божий Логос (Христос) — творение Бога, следовательно, не единосущен ему, т.е. в иерархии Бог-Отец стоит выше Сына.) Когда византийцы завоевали Италию во время готской войны 535-554 годов, Юстиниан I преобразовал ее в православный храм и посвятил его святому Мартину Турскому, одному из активных борцов с арианами.
Настоящее имя базилика получила в середине 9-го века, когда стала домом для мощей Святого Аполлинария. Великолепная ранняя византийская мозаика, украшающая храм, стала причиной включения базилики в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.
Эксперты обращают внимание: «…как экстерьер, так и интерьер базилики наглядно иллюстрируют слияние между западным и восточным стилями, характерными для конца 5-го — начала 6-го века”.
Некоторые историки искусства утверждают, что одна из мозаик содержит первое изображение сатаны в западном искусстве.
Базилика Сан-Витале, Равена, Италия
Один из наиболее важных сохранившихся примеров раннехристианского византийской архитектуры и искусства в Европе. Католическая церковь присвоила этому зданию почётное звание «базилики», хотя оно не имеет нужной архитектурной формы. Этот титул присваивают церковным зданиям исключительного исторического и церковного значения.
Как и Сант-Аполлинаре-Нуово, её построили остготы, но завершили уже византийцы. Несложный план правильного восьмиугольника ещё не представляет элементов центрально-купольной системы.
Она украшена впечатляющими мозаиками, которые считаются лучшим и наиболее сохранившимся образцом византийского мозаичного искусства за пределами Константинополя. Предположительно базилику построили на месте мученичества святого Виталиса.
Однако существует некоторая путаница в отношении того, является ли этот святой Виталисом Миланским или святым Витале, чье тело было обнаружено вместе с телом святого Агриколы в Болонье в 393 году. Освятили базилику в 547 году.
Здание это имеет огромное значение в византийском искусстве, как единственная крупная церковь периода императора Юстиниана I, которая практически без изменений сохранилась до наших дней. Кроме того, считается, что она отражает дизайн зала аудиенций Византийского императорского дворца, от которого вообще ничего не осталось.
Церковь св. Ирины или Айя-Ирина (Айя-Айрен, Агия-Эйрини), Стамбул, Турция
Одна из самых первых церквей, построенных в византийской столице. Её заказал основатель Константинополя, римский император Константин Великий (р. 324-337), и посвятил «Святому Миру» (по гречески Αγία Ειρήνη произносится agía eiríni). Это был главный храм города до постройки Святой Софии. Оба храма назвали в честь обожествлённых понятий — Мира и Мудрости, соответственно. Но, к сожалению, первоначальную церковь разрушили во время восстания «Ника» в 532 году. Император Юстиниан I восстановил ее в середине 6-го века, но два столетия спустя, она серьёзно пострадала во время землетрясения.
Некоторые реставрации того времени сохранились до наших дней. Таким образом её датируют 8-м веком. Собор Агия-Эйрини имеет типичную крестовую форму римской базилики, состоящей из нефа (центральной части) и двух проходов, которые разделены тремя парами опор. Притвор церкви выложен мозаикой времён Юстиниана. Одна из немногих церквей в Стамбуле, которая не была превращена в мечеть. Использовалась в качестве военных складов, музеев, концертного зала.
Собор Святой Софии
Другие названия: Прему́дрости Бо́жией /Святая София Константинопольская / Айя-София
Самый известный и самый впечатляющий пример ранней византийской архитектуры был построен в удивительно короткое время, между 532 и 537 годами на месте сгоревшей базилики начала 5-го века. Хорошо известны имена архитекторов здания — Трамлского Антемия и Исидора Милетского — два крупных математика своего времени.
Собор Святой Софии сочетает в себе продольную базилику и центральный неф совершенно оригинальным образом с огромным 32-метровым главным куполом. Его поддерживают сферические треугольники, называемые парусами и подпружные арки. Два колоссальных полу-купола, по одному с каждой стороны от продольной оси, на востоке — над алтарём и на западе — над главным входом, воплотили гениальное решение зодчих, благодаря которому было создано впечатление расширяющегося пространства. (Для увеличения картинки кликните на изображение)
Основной объем собора Св. Софии имеет три нефа: широкий средний и боковые более узкие. Равносторонний крест, образуемый главным и дополнительным залами, стал обязательным для возведения христианских храмов. Стены над галереями и основание купола пронизаны окнами, которые при ярком солнечном свете затемняют опоры и создают впечатление парящего в воздухе купола.
По завершении церковь была самым крупным и внушительным религиозным зданием в христианском мире вплоть до османского завоевания византийской столицы. После падения Константинополя в 1453 году базилика была превращена в мечеть и использовалась для богослужений до 1931 года. Собор Святой Софии открыт для посещения как музей с 1935 года.
10 июля 2020 года Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей и постановил, что это здание может использоваться в качестве мечети.
Более подробно об архитектуре собора Святой Софии в Стамбуле читайте на дзен канале Архитектура.
Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)
Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция
Монастырь 10-го века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельфи) и один из лучших примеров византийской архитектуры из так называемого второго золотого века или среднего византийского периода. Это примерно соответствует правлению македонской династии, с середины 9 до начала 11 века.
Этот монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, прославился по всей империи своим великолепным убранством, включая роскошные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, как и план церкви в виде креста в квадрате, были типичны для среднего византийского периода, переживших иконоборчество.
Строения монастыря: церковь Богородицы, церковь Святого Луки (кафоликон), крипта, трапезная, башня, фотанамма (храм для обогрева монастыря), хозяйственные постройки.
Дафнийский монастырь (Афины, Греция)
Один из шедевров византийской архитектуры Дафнийский монастырь также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная церковь является еще одним ярким примером плана «креста».
Нынешний монастырь и церковь построили в 11-м веке на месте более раннего, заброшенного в 7-м и 8-м веках из-за нашествия славян. А тот, в свою очередь, построили на месте древнегреческого храма, посвящённого богу Аполлону Дафнейскому (по-гречески «лавровый»), который был разрушен в конце 4 века.
Главный крестово-купольный храм монастыря является одним из хорошо сохранившихся образцов зодчества эпохи Македонской династии и средне-византийского периода в целом. Большой купол поддерживают 8 колонн, в углах здания расположены часовни. Внимание привлекает декоративная кирпичная кладка оконных проёмов. Впечатляющая мозаика на золотом фоне говорит о новом иконографическом стиле.
Во дворе монастыря находятся кельи монахов. Территория обнесена внушительной стеной с башнями и двумя воротами.
Крепость Ангелокастро (замок Ангела), Греция
Расположенный на вершине холма высотой 305 метров на острове Корфу, Греция, замок Ангелокастро был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он сыграл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турок-османов.
Когда его построили, пока точно неизвестно. Называют 13 век, времена правления Михаила I Ангела Комнина Дукаса, основателя и первого правителя Эпирского деспотата от 1205 года. Хотя некоторые датируют его концом 12 века.
Главный вход в замок с барабаном (круглой башней для дополнительной защиты) находится на северной стороне. На западной стороне нет стен, там отвесные скалы. На южной стороне также были небольшие ворота. Напротив главных ворот находились складские помещения. Запас воды для гарнизона хранился в трех подземных резервуарах для воды.
Доминантой крепостного двора является небольшая часовня, носящая имя Архангела Михаила. На мраморной притолоке входной двери сохранилась выбитая надпись, которая гласит, что часовня была сооружена в 1784 году благодаря Алоизио Реджини, командиру гарнизона. Часовня была построена на руинах раннехристианской трехнефной церкви, от которой сохранилась часть скульптурной балюстрады в виде плиты с византийским крестом.
В западной части крепостного двора при археологических исследованиях были найдены 7 могил, выдолбленных в скале в виде саркофагов. Происхождение этих могил, как и их возраст, пока не установлены. Еще одна небольшая часовня пещерного типа расположена в восточной части крепости Ангелокастро. Часовня названа в честь Святой Кириакии, здесь можно увидеть фрески 18 века, а также келью отшельника, который когда-то проживал здесь, когда крепость была заброшена.
Поздний период развития архитектуры Византии (1261-1453)
Церковь Св. Екатерины, Греция
Церковь Св. Екатерины в старом городе Салоники, является одной из самых прекрасно сохранившихся византийских церквей позднего периода. Архитектурный тип памятника и выводы специалистов дендрохронологии согласно сохранившейся древесине в элементах здания позволяют сделать заключение о времени строительства: 1320 – 1330 гг. К тому же, следует учесть тот факт, что церковь Великомученицы Екатерины возведена на месте более древней постройки, с повторным использованием некоторых элементов.
По внутренней отделке, которая сохранилась фрагментами и датируется примерно 1315 годом, было высказано предположение, что это был главный храм монастыря Вседержителя.
Крестовый храм с пятью куполами после захвата слоников османами был преобразован в мечеть. В 1988 году церковь была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть «Палеохристианских и византийских памятников в Салониках». Центральный купол базируется на 4-х античных колоннах. По углам размещены 4 меньших купола. Центральное пространство окружено нефами с трёх сторон. Характерной особенностью является отсутствие притвора. К южной стене примыкает крипта.
Византийские бани, Салоники, Греция
Еще один шедевр византийской архитектуры, который был добавлен в список всемирного наследия ЮНЕСКО «Палеохристианские и византийские памятники в Салониках», построили в конце 13-го и начале 14-го века. Предполагают, что баня принадлежала монастырскому комплексу.
Оригинальная архитектура сравнима с типичными традициями римских бань. Главный вход на юге ведет в прямоугольные комнаты, которые использовались в качестве раздевалок. Затем идут две сводчатые комнаты и две комнаты квадратной формы с подпольной системой отопления горячим воздухом. Одна из них покрыта куполом, поддерживаемым восьмиугольным основанием с восемью окнами, другая имеет купольный потолок. К северу от бань была цистерна с очагом внизу для подогрева, которая обеспечивала баню горячей водой.
В византийские времена баня использовалась мужчинами и женщинами поочерёдно. В более поздний османский период здание разделили на две отдельные секции: одну для мужчин и одну для женщин. Закрылась баня в 1940 году, вероятно из-за немецкой оккупации Греции.
Нео-византийская архитектура
Нео-византийская архитектура имела небольшое количество последователей после готического возрождения 19-го века, в результате чего появились такие шедевры, как Вестминстерский собор в Лондоне и в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год.
Родственный стиль, известный как Бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий. Он объединяет в себе элементы византийского стиля с мавританской архитектурой.
Русско-византийский стиль в архитектуре
Он был широко разработан в России во времена правления Александра II (1818-1881) Григорием Гагариным и его последователями. Они проектировали
- Владимирский собор в Киеве,
- Никольский военно-морской собор в Кронштадте,
- Александро-Невский собор в Софии,
- церковь Святого Марка в Белграде и
- Новоафонский монастырь в Новом Афоне близ Сухуми.
- Крупнейшим нео-византийским проектом 20-го века был Храм Святого Саввы в Белграде.
Поствизантийская архитектура в православных странах
В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Белоруссии, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах архитектура Византии сохранилась и после падения империи. С 16 по 18 века она породила местные поствизантийские архитектурные школы.
В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы.
В средневековой Сербии: Рашкинская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.
Архитектура Византии так же достигла замечательных результатов в возведении мостов, дорог, акведуков, резервуаров и крытых многоярусных подземных цистерн для воды и иных целей.
Читайте, как менялся Византийский стиль в архитектуре Древней Руси.
О новаторских идеях зодчих собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) читайте на Дзен канале Архитектура.