Советский конструктивизм в архитектуре

Вхутемас Конструктивизм

Советский конструктивизм в архитектуре — это модернистское направление, «выраженное как синтез живописи и скульптуры» (Э. Лисицкий). Оно возникло в первые годы советской власти и просуществовало примерно 15 лет. Архитекторы с помощью новых форм создавали среду, которая рассказывала людям о новых социальных ценностях, и в то же время использовала передовые структурные и технологические принципы. 

Особенности конструктивизма в архитектуре 20 века

Характерные особенности конструктивизма:

  • строгость,
  • лаконичность форм,
  • отлично читающаяся геометрия во внешнем облике здания,
  • элементы современной эпохи, такие как радиоантенны, натяжные тросы, бетонные рамы и стальные балки,
  • большие площади остекления, балконы, солнечные терассы.

Будущие строения подвергались тщательному анализу предстоящей эксплуатации зданий. Функциональную схему сооружения использовали в качестве основы композиции.

Как появились конструктивистские формы в архитектуре СССР

Принципы конструктивизма демонстрируются в работах одного из основоположников стиля Александра Родченко (1891-1956). Он в 1921 году определил строительство как «современный спрос на организацию и практическое применение материалов». Не менее влиятельными были архитектония Малевича и абстрактные архитектурные модели Лисицкого (“Проуны”).

Малевич выводил свой стиль из Черного квадрата. При движении в пространстве квадрат образовывал куб, из которого, в свою очередь, путем делений и трансформаций проистекало все многообразие правильных стереометрических тел.

Главная отличительная черта конструктивизма — это конструкция и функциональное назначение архитектурной формы.

Последователи данного направления утверждали идеологию утилитаризма, т. е. отказа от излишеств. Именно “стереометрические формы”, очищенные от декоративных элементов эклектичного прошлого и эстетики капитализма, характерны для архитектуры советского конструктивизма. 

Архитектура приобрела образ «производственного искусства».
0
Вы согласны с этим утверждением?x

Советский конструктивизм: краткая история

Новая общественная идеология, бедность и социальный хаос первых революционных лет подтолкнули архитекторов к радикальным идеям дизайна. Процветающее модернистское движение в изобразительном искусстве породило концепции пространства и формы Эль Лисицкого (1890-1941), Казимира Малевича (1878-1935) и Владимира Татлина (1885-1953). 

На начальном этапе конструктивизм был тесно связан с радикальными дизайн-студиями. Выдающееся учебное заведение было названо ВХУТЕМАС (аббревиатура от “Высших художественных и технических мастерских”) после реорганизации Свободных мастерских в 1920 году. В 1925 году он был вновь реорганизован и впоследствии стал называться Высшим художественно-техническим институтом (ВХУТЕИН).

Вхутемас Конструктивизм
Автор: Лисицкий, Лазарь Маркович — for the Version of 00:47, 25. Nov. 2007: Owenhatherley (English Wikipedia), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=46015497

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН ни в коем случае не был единственным московским учебным заведением, занимавшимся преподаванием и практикой архитектуры в 1920-х годах.  Но он был уникален по масштабу своих интересов (которые включали изобразительное и прикладное искусство), а также по разнообразию программ и точек зрения, которые существовали там до его закрытия в 1930 году.

Институт художественной культуры (ИНХУК), также основанный в 1920 году, осуществлял руководство ВХУТЕМАС. Институт пытался создать науку, “исследующую аналитически и синтетически основные элементы как для отдельных видов искусства, так и для искусства в целом”. Его первая учебная программа, разработанная Кандинским, была сочтена многими в ИНХУКЕ слишком абстрактной, и Кандинский вскоре уехал в Германию, в Баухауз.

В 1924 году в печати появилась книга Гинзбурга «Стиль и эпоха», которая заложила теоретическую и историческую основу для новой архитектуры. В следующем году конструктивисты основали Союз современных архитекторов (ОСА).

А в 1926 году Союз начал издавать журнал «Современная архитектура» под редакцией Гинзбурга и Веснина.  Он сыграл одну из главных ролей в пропаганде идей архитектурного конструктивизма. Выпуск журнала был прекращён в 1930 году. 

Функционализм или рационализм: общее и отличия

Озабоченность абстрактными, теоретическими принципами не ослабла с уходом Кандинского. Среди архитекторов-конструктивистов образовалось течение, в котором большое внимание уделялось функции будущего здания.  Эти идеи развивались в группе «АСНОВА» (Ассоциация новых архитекторов, 1923).

По их мнению, архитектура должна отвечать современным запросам общества, а не заниматься бесконечным повторением достижений прошлых столетий. Стили, достигшие расцвета в 18-19 веках, должны быть полностью забыты. Время научно-промышленного прогресса требует создания новых форм.

Концепцию рационализма поддерживали также Ш. Ле Корбюзье (Франция), школа «Баухауз» (Германия), группа «Стиль» (Нидерланды), «Группа 7» (Италия).

Суть дебатов между конструктивистами и функционалистами — эстетическая теория против технологий и материалов.

Тем не менее, обе группы разделяли озабоченность по поводу взаимосвязи между архитектурой и социальным планированием. Обе настаивали на лаконичных геометрических формах и черпали вдохновение из модернизма в живописи и скульптуре.

Примеры советского конструктивизма в архитектуре

До 1925 года конструктивисты могли показать в реальном строительстве немногим больше, чем их более теоретически мыслящие коллеги-рационалисты. 

Первый самый известный проект конструктивистского стиля

Советский архитектор Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) в 1920 году разработал проект, получивший название Башня Татлина.  Железный грандиозный монумент высотой 400 метров предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях стал выражением дерзости архитектурной мысли. 

архитектурный стиль конструктивизм
Модель башни Татлина. 1919 г.

(Для сравнения: высота Эйфелевой башни первоначально составляла 300 м). Однако возведение монумента осуществлено не было, т.к. проект сочли технологически неосуществимым. Тем не менее, непостижимым образом Башня стала памятником архитектуры международного уровня.

Модель сооружения автор не сопроводил ни одним чертежом.
0
Находите факт интересным?x

В 1925 году модель Башни Татлина была выставлена рядом с бюстом Ленина в павильоне СССР на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes). Именно там Владимир Татлин впервые получил международное признание — золотую медаль.  Об этой награде с 1930-х годов в советской России вспоминать было не принято.

Пример функциональной эстетики в архитектуре

Творение Гинзбурга — жилой дом Наркомфина (Народный комиссариат финансов) (1928-30), спроектированный в сотрудничестве с Иваном Милинисом. Рассчитан на 200 жителей. Иллюстрирует заявления Гинзбурга о необходимой взаимозависимости эстетики и функционального дизайна, от интерьера до экстерьера.

конструктивизм в СССР
1928-1930, жилой дом Народного комиссариата финансов, МОСКВА, СССР, Моисей Гинзбург. Фото с сайта: http://architecture-history.org/schools/CONSTRUCTIVISM.html

К основному строению на опорах с одной стороны примыкает большой блок коммунальных служб (ныне закрыт).  Кульминацией сооружения был открытый каркасный солярий. Передний, или восточный, фасад здания определяется широкими горизонтальными линиями оконных проемов, а на нижних этажах — соединяющимися балконами.

Концепция функционализма Гинзбурга для проекта Наркомфина демонстрирует сходство с работой Гропиуса и Де Стейля. Однако наиболее близкое сходство имеет с концепцией “жилой единицы” Ле Корбюзье, с которым автор был лично знаком. 

Дом-машина для жилья: прыжок в социализм 

Важный памятник советского конструктивизма — массивное восьмиэтажное студенческое общежитие на 1000 двухместных комнат архитектора Ивана Николаева (1901-1979).  Проект был заказан Текстильстроем в 1928 году. Сегодня объект на улице Орджоникидзе недалеко от станции метро «Ленинский проспект» (официальный адрес: 2-й Донской проезд, 9) используется для учащихся Московского института стали и сплавов (МИСИС). 

Строгий распорядок дня определил функциональную схему здания. Алгоритм жизни выглядел следующим образом: утром студент просыпается в двухместной спальной кабине, вмещающей только кровати и табуретки, направляется в санитарный корпус (душевые, помещения для зарядки, раздевалки). Из санитарного корпуса учащийся по лестнице или пандусу спускается в низкий общественный корпус и входит в столовую, после чего отправляется в институт или же в другие помещения блока. Вечером студент возвращается в спальный корпус, где оставляет вещи в гардеробной и в нижнем белье проходит в спальную кабину. В течение ночи спальная кабина вентилируется с применением озонирования воздуха.

Известные примеры конструктивистской архитектуры в Москве

Здание «Известий» (1927) Григория Бархина (1880-1969), Зуевский рабочий клуб (1927-29) Ильи Голосова (1883-1945), Государственное торговое агентство (1925-27) в Госторге Бориса Великовского (1878-1937) и Комиссариат сельского хозяйства (1929-33) Алексея Щусева (1873-1949).

Наиболее продуктивными сторонниками конструктивизма были братья Веснины: Леонид, Виктор и Александр. Среди их наиболее значительных работ — универмаг «Мосторг» (1927-29), клуб Общества царских политических заключенных (1931-34) и большой комплекс из трех зданий (1932-37), который служил рабочим клубом и Домом культуры для Пролетарского района на юго-востоке Москвы.

Ленинград: архитектура советского конструктивизма

Ленинград под руководством Сергея Кирова начал восстанавливаться после стремительного экономического и политического упадка, последовавшего за революцией. Конструктивистская архитектура была особенно заметна при проектировании административных и культурных центров для новых районов города, где строилось жилье для рабочих. Исторические центральные районы остались в основном нетронутыми.

Одним из самых ранних примеров конструктивизма в Ленинграде был Московско-Нарвский районный дом культуры (1925-27; позже переименован во Дворец культуры имени Горького) Александра Гегелло (1891-1965) и Давида Кричевского. Компактное здание демонстрировало зачатки функциональной монументальности, которые игнорировались в более ранних Дворцах рабочих и труда.

В том же районе было построено несколько типовых проектов, в том числе жилье для рабочих (1925-27) Гегелло на Тракторной улице. А также универмаг и “фабричная кухня” (1920-30), чтобы устранить необходимость готовить дома, Армена Барутчева (1904-76), школа 10 лет Октября (1925-27) по проекту Александра Никольского на проспекте Стачек.  

Центральным элементом района (впоследствии переименованного в Кировский) был Дом Советов (1930-34), спроектированный Ноем Троцким (1895-1940). Его длинный четырехэтажный офисный блок, очерченный горизонтальными оконными полосами, заканчивается с одной стороны перпендикулярным крылом с закругленным фасадом, а с другой — сильно угловатой десятиэтажной башней с угловыми балконами.

Такой же строгий, без украшений стиль был принят Игорем Ивановичем Фоминым (1904–1989) и А. Даугулем (1900-41)  для Московского райсовета (1931-35) на Московском проспекте 139. Построенное на излете конструктивизма здание совмещает в себе элементы конструктивизма и ар-деко. Основная часть здания решена в виде массивного цилиндра, который стал прототипом ластика и держателя в канцелярском наборе «Русский авангард».  

Примеры конструктивизма в архитектуре городов СССР

Конструктивизм ни в коем случае не ограничивался Москвой и Ленинградом. Во многих других советских городах, таких как Нижний Новгород (или Горький), Свердловск, Новосибирск, Казань, Минск и Харьков, были реализованы крупные проекты. Они иллюстрировали степень внедрения идей, разработанных конструктивистами, в архитектурную практику. 

В Харькове массивный комплекс из нескольких зданий, известный как Здание Государственной промышленности (Госпром, 1926-28), был спроектирован архитектурной командой во главе с Сергеем Серафимовым (1878-39). 

Центр Свердловска (ныне Екатеринбург) был перестроен при участии Моисея Гинзбурга. Большой жилой и офисный комплекс с неофициальным названием Городок чекистов (1929-38) был спроектирован И.Антоновым, В.Соколовым и А.Тумбасовым. Четвертый по величине город России Екатеринбург можно назвать «музеем конструктивизма«, включающим 140 построенных образцов этой формы. 

Поздний советский конструктивизм в архитектуре

О назревавших переменах в архитектуре свидетельствует поздний конструктивизм, который иногда называют «обогащенным конструктивизмом». Параллельно с появлением таких образцов конструктивистской архитектуры, как здание «Правды» (1931-35) Пантелеймона Голосова (1882-1945), советский архитектурный дизайн в течение 1930-х годов все чаще использовал историцистские подходы. 

Переходный период от конструктивизма к неоклассике в советской архитектуре, который пришёлся на 30-е гг. ХХ в., известен как постконструктивизм.  Он сочетает черты, присущие конструктивизму, и элементы, характерные для стиля, приходящего ему на смену.

Теперь в СССР боролись с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», со всем, что до этого так восхвалялось конструктивистами.

Многие конструктивисты, не желающие отказываться от своих суждений, оказались в немилости. А некоторые, такие как Илья Голосов, сумели найти себя и в новой структуре.

Период этого течения ограничивается политикой руководства и охватывает примерно 1932 – 1941 года. Большое количество знаковых сооружений, построенных в стилистике конструктивизма, были в это время перепроектированы и дополнены декоративными элементами.

Только в 1960-х годах интерес к конструктивистским концепциям и инновациям в СССР начал возрождаться.

Советский конструктивизм: признание Западом

Хотя наследие конструктивизма долгое время игнорировалось в Советском Союзе, следует подчеркнуть, что авнгардный стиль и связанное с ним искусство добились значительного успеха в Европе. Лисицкий, который провел 1922-25 годы в Германии, прекрасно служил пропагандистом движения. Связи между ИНХУКом и Баухаузом были тесными.

В 1920-е годы многие русские художники, работавшие во ВХУТЕМАСе и ИНХУКе, посетили Запад (Кандинский, Малевич, Габо и Певзнер). В это же время западные архитекторы посещали СССР и во многих случаях работали в Советском Союзе (Бруно Таут, Эрнст Мэй, Эрих Мендельсон, Ле Корбюзье).

Выставки модернистского советского искусства проходили в различных городах Европы и в Нью-Йорке. Западные журналы, такие как L’Esprit Nouveau и De Stijl, писали о советском конструктивизме и последних достижениях в русской архитектуре. Интерес Запада к наследию конструктивизма продолжается и по сей день в виде многочисленных публикаций и крупных музейных выставок, посвященных творчеству конструктивистов.

Архитекторы-конструктивисты 

Полезные ссылки

Скачать книгу М. Я. Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры». 1924 г. (pdf)

Энциклопедия русского авангарда. Биографии

Скачать книгу Мастера советской архитектуры об архитектуре. Том 2 (2). Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). 1975 (pdf)

Елена Борисова, Татьяна Каждан — Русская архитектура конца XIX — начала XX века. М. Наука, 1971

В. Э. Хазанова, «Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925 гг.», М. Наука, 1970.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector