Филиппо Брунеллески: жизнь и творчество архитектора

Филиппо Брунеллески: жизнь и творчество архитектора

Творчество Брунеллески открывает новую главу в истории архитектуры — формирование стиля ренессанс. В этой статье мы рассмотрим жизнь и творчество Филиппо Брунеллески, его влияние на архитектуру и наследие, которое он оставил для будущих поколений.

Итальянский архитектор, скульптор, ученый и инженер эпохи Раннего Возрождения вошёл в мировую историю искусства как один из создателей научной теории перспективы и основоположник ренессансного стиля.

Содержание

Детство Брунеллески

Филиппо Брунеллески (итал. Filippo di ser Brunellesco Lapi) родился в 1377 году. Он был вторым из трех сыновей известного флорентийского нотариуса Сера Брунеллеско ди Липпо Лапи и Джулианы Спини, дочери знатного и богатого рода. Нотариусы в те времена входили в состав старших цехов Флоренции, определявших всю политическую жизнь города. В отличие от других флорентийских художников, обычно происходивших из ремесленной среды, Брунеллески являлся выходцем из более состоятельных кругов флорентийского общества.

Отец Филиппо активно выполнял важные дипломатические задания и участвовал в управлении делами города. С самого детства будущий архитектор наблюдал за бесконечными дебатами и спорами вокруг незавершенного строительства главного собора Флоренции — Санта-Мария-дель-Фьоре. Это обстоятельство побудило его уже на ранних этапах жизни сосредоточить внимание на поиске решения для завершения работ и возведения купола церкви. В результате его гениальный проект продолжает восхищать мир до сегодняшних дней.

Cinque maestri del rinascimento fiorentino, XVI sec, Filippo Brunelleschi.JPG
Анонимный портрет 2-й половины 15 века (Лувр, Париж) Filippo di ser Brunellesco di Lippo Lapi

By I, Sailko, CC BY 2.5, Link

Обучение

Согласно источникам, Филиппо получил широкое гуманистическое образование, чтобы идти по стопам отца. Он владел латинским языком, превосходно знал Священное Писание, был большим знатоком «Божественной комедии» Данте, глубоко понимал арифметику и геометрию.

«Филиппе был очень послушным, прилежным, робким и стыдливым, и ‹…› в то же время он был честолюбив, когда нужно было чего-либо добиться. С самых ранних лет он проявлял интерес к рисованию и к живописи и занимался этим очень успешно. Когда отец решил по традиции обучать его ремеслу, Филиппе выбрал ювелирное дело, и будучи человеком разумным, отец с этим согласился. Благодаря своим занятиям живописью Филиппе скоро стал профессионалом в ювелирном деле и, на удивление всем, очень преуспел. ‹…› В этом искусстве и во всяком другом он добивался успеха гораздо большего, чем это казалось возможным в его возрасте». Антонио ли Туччио Манетти (1423-1497), биограф архитектора

Источники говорят, что он начал учиться в Arte della Seta (Шёлковая гильдия), где обучали и работе по металлам, в 1392 году, когда ему было 15 лет, и в декабре 1398 года стал признанным мастером золотых дел и скульптором. Очень мало известно о переходе Брунеллески от ювелира к изучению архитектуры.

Карьера

Свою творческую деятельность Филиппо начал как скульптор. Его первыми известными работами стали миниатюрные серебряные скульптуры проповедников и святых, созданные между 1399 и 1401 годами. Этой серией он внёс вклад в общее дело строительства алтаря Святого Иакова в соборе Святого Зенона в Пистойе (Тоскана).

Filippo Brunelleschi (attr.), san giovanni evangelista, 1400-01 ca. 01.jpg
Святой Иоанн Богослов, алтарь святого в церкви Св. Зенона, Пистойя (1399-1400) Скульптор Брунеллески

By I, Sailko, CC BY 2.5, Link

Первое фиаско Брунеллески-скульптора

В 1401 году гильдия торговцев шерстью во Флоренции объявила конкурс на реконструкцию бронзовых украшений для дверей баптистерия Сан-Джованни — места крещения всех новорожденных в городе. Шанс для развития профессиональной карьеры использовали 7 претендентов, среди которых были Брунеллески и Лоренцо Гиберти.

Комиссию возглавлял финансист Джованни ди Биччи Медичи. Работа Филиппо произвела на него значительное впечатление. Он увидел способность мастера передавать напряжение повествования через драматические жесты и живые лица. Впоследствии Джованни Медичи стал одним из самых известных спонсоров Брунеллески. Но пальму первенства на конкурсе отдали проекту Лоренцо Гиберти.

Filippo Brunelleschi, The Sacrifice of Isaac, 1401-2, Bargello, Florence.jpg
Филиппо Брунеллески, «Жертвоприношение Исаака», 1401-2, рельеф из позолоченной бронзы, 45 х 38 см, конкурсная работа для бронзовых дверей баптистерия Сан-Джованни, Флоренция, Барджелло (1879, из коллекции Медичи-Грандукаль, инв. Br 209). Некоторое время он был установлен перед алтарем Старой ризницы Сан-Лоренцо, также спроектированной Брунеллески

By MenkinAlRire, CC BY-SA 4.0, Link

Две версии проигрыша конкурса

  1. По словам биографа Брунеллески комиссия выбрала двух претендентов, Гиберти и Брунеллески, и предложила им совместную работу. Но честолюбивый Филиппо не захотел делить победу и самоустранился.
  2. Противоположное повествование результатов конкурса изложил сам Гиберти в мемуарах спустя 50 лет после события. По его записям лавры победителя комиссия однозначно присудила только ему.

Однако факт того, что из семи представленных на конкурс проектов сохранились только работы этих двух художников, придаёт достоверности варианту биографа Брунеллески.

Поиск нового пути

По словам Манетти, опыт “поражения” побудил молодого Брунеллески сменить направление деятельности и отправиться в Рим для изучения античной архитектуры.  Вместе со своим другом, скульптором Донателло, он исследовал, измерял, записывал и рисовал классические формы древнеримских руин.

Несмотря на отсутствие письменных доказательств о пребывании Брунеллески в Риме, историки архитектуры утверждают, что он с 1402 по 1417 годы постигал там мастерство древних зодчих.

В тот момент население Рима было меньше, чем Флоренции. Исторические руины местные жители разбирали на блоки и кирпичи для своих нужд. На участках с развалинами пасли скот. Брунеллески в сопровождении младшего художника-стажера Донателло был одним из первых, кто попытался изучить и спасти реликвии города. Их деятельность вызывала подозрение у населения, поэтому к ним относились недружелюбно.

Манетти подчеркивает, что Брунеллески шифровал содержание своих записей, чтобы обезопасить их от использования другими. Одной из целей Филиппо было найти решение сложной задачи, стоявшей перед строителями Флоренции: как возвести огромный купол над недостроенным собором города. Именно поэтому он тщательно изучал различные купольные конструкции в Риме, включая Пантеон. Однако технологии Древнего Рима были утеряны, и архитектор полагался на свои собственные знания и изобретательность, чтобы разработать новый метод.

Конструктор и изобретатель

С молодых лет Брунеллески проявлял интерес к точным наукам и очень скоро стал выдающимся конструктором и изобретателем технических новинок. Уже в молодые годы он изготовлял часы и будильники. В записной тетради внука Лоренцо Гиберти Буонаккорсо Гиберти (1451-1516) хранятся свидетельства гениальности ума Брунеллески в виде тщательных зарисовок его изобретений:

  • поразившую флорентинцев сложнейшую конструкцию декораций для мистерии в церкви Санта Феличе, с которой слетал к Марии божественный вестник;
  • первое запатентованное изобретение (1421 г) — корабль для перевозки мраморных блоков, с прообразом подъемного крана.

Брунеллески был выдающимся военным инженером, строил фортификации в Пизе и Лукке.  Правители Феррары, Мантуи и Римини приглашали его для консультаций при возведении крепостных сооружений.

Художник и режиссёр

Разносторонне одаренный Брунеллески пробовал свои силы в разных областях художественного творчества, в том числе в постановках уличных спектаклей. Известны три церковных представления в его декорациях и по его режиссёрскому замыслу.

Линейная перспектива Брунеллески

В начале 1400-х годов итальянский архитектор Филиппо Брунеллески проводил эксперименты с зеркалами, чтобы как можно точнее нарисовать архитектурные формы на плоском листе, но с сохранением объёмного восприятия.  В его технике схождение линий на листе в одной фиксированной точке на расстоянии даёт убедительное изображение пространственной глубины.

Среди художников в разных культурах древнего мира только греки и римляне освоили изображение пространственной глубины. Затем, в средневековый период, понимание этого приёма в Европе было потеряно. Но Брунеллески вновь представил средство рецессии в пространстве, называемое линейной перспективой.

5 архитектурных шедевров Брунеллески

Флоренция, в которой жил и творил Брунеллески, Флоренция последней четверти XIV века — первой четверти XV века, была городом еще вполне средневековым. В последние десятилетия XIV века, в годы детства и юности Брунеллески, вследствие эпидемии чумы и разного рода бурных политических событий, строительство в городе было приостановлено, а если и велось, то очень медленно.

Не обременённый «опытом предшествующих поколений», воспринявший эстетику гуманизма, утверждающего силу разума, ценность и значение человеческой жизни, изучавший архитектуру античности Брунеллески смог совершить перелом в развитии архитектуры — возрождение классических правил и форм, который мы называем ренессансом.

Флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре

К середине 1404 года Брунеллески на короткое время вернулся из Рима во Флоренцию и был включен членами гильдии в комиссию, ответственную за наблюдение за строительство собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

По предположению искусствоведов в течение следующих 10-20 лет архитектор делил свое время между Римом и Флоренцией, и продолжал свои архитектурные исследования.

Начало строительства собора Санта-Мария-дель-Фиоре

На рубеже XIII—XIV столетий крупнейший тосканский архитектор Арнольфо ди Камбио (около 1240—1302) по поручению влиятельных купцов Флоренции начал строительство готического кафедрального собора “«Святой Марии с цветком» (Santa Maria del Fiore). Ведь и имя самой Флоренции означает «цветущая».

К началу XV в., когда стены были готовы, строители столкнулись с технической задачей, казавшейся почти неразрешимой. Предстояло перекрыть огромное пространство куполом, опирающимся на возведенный к тому времени восьмиугольник барабана. Долгожданная постройка значительно отличалась от первоначально задуманного проекта.  Диаметр основания будущего купола составлял 42 м.

Первый конкурс на возведение купола объявили в 1380 году, когда Брунеллески было 2 года. Такую задачу решить никто не брался, тем более что городские власти отказывались оплачивать строительство дорогостоящих высоких лесов.

Строительство купола Брунеллески (1420-1436)

В 1418 году (Брунеллески 41 год) был вновь объявлен конкурс на лучший проект купола. Предлагали самые фантастические варианты: построить внутри храма башню и по ее шатру выложить купол или насыпать внутри огромный земляной холм и выложить купол вокруг него.

Лучшими были признаны модели Брунеллески и Гиберти. Брунеллески предложил новаторский способ кирпичной кладки без лесов. Это был сенсационный проект и вызывал много споров.

Первый рисунок купола, выполненный Брунеллески, датируют 1417 годом (до объявленного конкурса). Работу над проектом купола он начал лет 10 назад, но держал это в секрете.

«Жизнеописание» Манетти и «Комментарий» Гиберти дают две различные версии конкурса на создание купола. В действительности идея постройки двухслойного каркаса, укреплённого рёбрами — это инженерное решение, которое всегда считалось плодом технического гения Брунеллески.

Сплетни мелких завистников гения

Самолюбивому Брунеллески не нравилось то, что Гиберти, мало смыслящий в инженерном деле, получает почести и жалование наравне с ним, и он прибег к хитрости. В ответственный момент возведения купола архитектор сказался больным, а всех приходящих к нему за консультацией отправлял к Гиберти.

Хотя быть  может, это всего лишь сплетни мелких завистников. Однако, Гиберти с каждым годом все меньше появлялся на строительной площадке, вознаграждение за его труд уменьшалась и, в конце концов, он отказался от участия в строительстве.

Какое значение имел купол Santa Maria del Fiore для Флоренции и ренессанса

Начав строительство в 1420 году, великий зодчий блестяще реализовал свой проект к 1434 году. Уникальное творение инженерного гения — построенный без арматуры, двухслойный восьмигранный купол, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами и увенчанный изящным бело-мраморным световым фонарем, купол стал символом Флоренции.

Создав его Филиппо Брунеллески дал мощный импульс новаторскому развитию итальянской архитектуры ренессанса.  Купол по праву может быть назван первым крупным достижением инженерной мысли в период Раннего Возрождения.

По окончании великолепного купола Брунеллески предложили возглавить работу по строительству собора до полного завершения, и к моменту его смерти в 1446 году собор Санта Мария дель Фьоре был почти достроен.

Итальянский архитектор позднего ренессанса Андреа Палладио позже перенёс купольную конструкцию также и для светской архитектуры. Примером может служить вилла Ротонда, ставшая образцом чистого классического стиля загородных домов.

Уникальные особенности купола Брунеллески

Полностью загадка сооружения этого грандиозного купола флорентийского собора ещё не разгадана.

  • Брунеллески гениально нашел правильный изгиб ребер — дуга в 60 градусов обладает наибольшей прочностью.
  • Вторая техническая находка — метод укладки кирпичей «ёлочкой», а не горизонтально. При этом своды возвышались равномерно с помощью работающих одновременно восьми групп каменщиков, и центр тяжести сохранялся непрерывно.
  • Кроме того — в каждой лопасти свода ряды кирпичей образуют не прямую, а слегка изогнутую линию, не дающую разломов. Кирпич для строительства купола использовали очень высокого качества.

Поскольку гигантский купол возводился без контрфорсов и без лесов, Брунеллески пришлось по ходу дела изобрести целый ряд машин и механизмов, необходимых для подъема строительных материалов и конструкций на большую высоту.

Альберти писал:«Филиппо воздвигнул свое огромное сооружение над небесами».

Микеланджело сказал о нем: «Очень трудно сделать так же и невозможно сделать лучше».

Оппозиция Брунеллески в работе над куполом

Чтобы создать столь сложную систему купольного перекрытия, надо было хорошо знать математику и законы статики. И поскольку члены строительной комиссии не очень были в этом искушены, Филиппо приходилось вступать в конфликты, доказывая свою правоту.

Передовые методы Брунеллески воспринимались как нарушение «старых, добрых традиций» и порождали стихийную оппозицию у каменщиков, работающих на строительстве. Преодолеть всестороннее сопротивление мог только сильный и волевой человек, каким был Филиппо, всегда твердо знавший, чего он хочет.

Гражданские здания: Воспитательный дом во Флоренции или Оспедале дельи Инноченти

Хотя для Брунеллески строительство купола представляло самую важную и сложную задачу, он параллельно проектировал другие здания во Флоренции. Не храму, даже не дворцу, а зданию общественного назначения выпала высокая честь быть первенцем подлинно ренессансного зодчества — Оспедале дельи Инноченти или Приют для Невинных.  Название комплексу дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода.

Оспедале дельи Инноченти

Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 году. Замысел представлял создание прежде всего Воспитательного дома, а не лечебного учреждения. Под одной крышей предполагалось объединить ясли, школу, разного рода мастерские. Здесь же должно было быть медицинское обслуживание, аптека и церковь.

Adriano Marinazzo - Progetto Brunelleschi - Ospedale Innocenti.jpg
Оригинальный проект Брунеллески Оспедале дельи Инноченти. Цифровая реконструкция Адриано Маринаццо

By Michelangelo2022, CC BY-SA 4.0, Link

Ордерная система Приюта для невинных

В проекте Воспитательного дома ярко проявились черты конструктивной ясности, античной простоты, гармонии. Он стал образцом для всей архитектуры эпохи Ренессанса. Зодчий возродил ордерную систему, которая удовлетворяла новое эстетическое мышление и сыграла большую роль в дальнейшей судьбе европейской архитектуры.

Ордер обеспечил переход от феодального замка или дома-крепости к открытому для внешнего мира классическому палаццо итальянского ренессанса.

В своём проекте Оспедале дельле Инноченти Брунеллески воплотил одну из ключевых черт ранней ренессансной архитектуры: размеры здания сомасштабны человеку, в отличие от готических построек с их высокими сводами.

В средние века здания утилитарного назначения не принято было украшать фасадами. Брунеллески под воздействием новых гуманистических идей построил фасад открытым и приветливым в виде аркады или лоджии с колоннами. Лёгкость зданию сообщают девять аркад на стройных изящных колоннах, которые несут возложенную на них тяжесть без всякого напряжения. Продуманный четкий план, прекрасные пропорции, простые формы пронизанного светом и полного воздухом фасада создают впечатление равновесия и гармонии.

В области гражданской архитектуры ему приписывают ряд флорентийских дворцов; среди них палаццо ди парте Гвельфа и палаццо Питти.

Религиозные здания

В священных зданиях, в часовнях и церквях просматривается еще одна фундаментальная черта архитектуры Филиппо Брунеллески: его переосмысление классического архитектурного порядка. По сути, он применил систему построения аркоколонн, черпая вдохновение из римских архитектурных памятников.

Церковь Сан-Лоренцо (1420-1428)

В 1419 году, когда Брунеллески еще продолжал работать над планом сооружения купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Медичи предложили ему разработать новый проект для церкви Сан-Лоренцо, «желая сделать здание красивое и богатое».

Basilica di San Lorenzo, looking toward the altar.jpg
Интерьер базилики Сан-Лоренцо. Базилика была крупнейшей церковью во Флоренции, спонсируемой семьей Медичи (здесь размещалась семейная усыпальница). В церкви работали многочисленные архитекторы, в том числе, позже, Микеланджело. Брунеллески спроектировал центральный неф с двумя боковыми нефами с часовней и старой ризницей.

By Peter K Burian, CC BY-SA 4.0, Link

Филиппо первым воплотил в церковном зодчестве ровный свет, четкие пространственные границы, ясный пропорциональный строй, гармонию плоскости, линии и цвета — все это пришло на смену готике. Перестройка церкви Сан-Лоренцо растянулась на долгие десятилетия и была завершена после смерти архитектора.

Капелла Пацци (1429-1443)

Одно из самых совершенных и ярких произведений Брунеллески — капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции. Заказчиком этой небольшой постройки был богатый купец Андреа Пацци, принадлежавший к старому аристократическому роду.

S. croce, cappella dei pazzi.JPG
Фасад капеллы Пацци работы Брунеллески. Портик часовни особенно примечателен своими тонкими пропорциями, простотой и гармонией. Его центральным элементом является триумфальная арка.

By I, Sailko, CC BY-SA 3.0, Link

Капелла Пацци отличается и от римских храмов, и от готических соборов, при этом ей присуща конструктивная ясность, античная простота и гармония. Элементы классической архитектуры: колонны, пилястры, арки, составлены в совершенно новые комбинации, создавая впечатление необыкновенной легкости и грации.

Фасад этого небольшого крытого куполом здания открывается во двор шестиколонным портиком с большим арочным проёмом в центре. Причем полукружие арки ограничивается пилястрами верхнего яруса.

Гармоническая соразмерность, легкость и изящество, присущие стилю Брунеллески, особенно заметны в этом небольшом шедевре.

Церковь Санто-Спирито (1436-1446)

Одна из самых поздних работ Брунеллески — церковь Санто-Спирито (церковь Святого Духа) во Флоренции —трехнефная купольная базилика с боковыми капеллами. Во многом она напоминает церковь Сан-Лоренцо.
В этом проекте Брунеллески сосредоточивает внимание на пластической выразительности основных конструктивных элементов — пилястр, карнизов и т. п., организуя вокруг них свободное пространство.

Santo Spirito, inside Брунеллески.JPG
Интерьер церкви Сан-Спирито. План здания имеет форму латинского креста. Базилика является примером математической пропорции и гармонии работы Брунеллески.

By Sailko, CC BY 2.5, Link

Церковь Санто-Спирито также была достроена уже после смерти мастера с искажением первоначальных замыслов.

Личная жизнь Брунеллески

У Брунеллески не было собственных детей. В 1415 году он усыновил Андреа де Лаццаро Кавальканти, который взял имя Иль Буггиано, в честь своего места рождения. Он был единственным наследником.

Брунеллески был членом Шёлковой гильдии, в которую входили ювелиры. В 1434 году его арестовали по запросу гильдии Мастеров по камню и дереву за незаконное занятие своим ремеслом. Причина в том, что архитекторы должны были быть членами гильдии мастеров по камню и дереву. Но Брунеллески быстро освободили, а гильдии Мастеров по камню и дереву было предъявлено обвинение в незаконном лишении свободы.

Где похоронен Брунеллески

Брунеллески умер 16 апреля 1446 года. Тело покоится в склепе Флорентийского собора, у входа в который есть такая эпитафия:

«Великолепный купол этой знаменитой церкви и многие другие устройства, изобретенные архитектором Филиппо, свидетельствуют о его превосходном мастерстве. Поэтому, отдавая дань его исключительным талантам, благодарная страна всегда будет помнить и хоронит его здесь.»

Duomo Firenze Apr 2008 (13) Могила Брунеллески
Могила Брунеллески во флорентийском соборе Санта-Мария-дель-Фиоре. Фото Gryffindor

Оригинальная надгробная надпись на могиле Брунеллески:

CORPVS MAGNI INGENII VIRI PHILIPPI S. BRUNELLESCHI FLORENTINI, что переводится на русский как «Тело великого человека, великого гения флорентийца Филиппо ди сер Брунеллеско«

Статуя Брунеллески, смотрящего вверх на свой купол, позже была установлена на площади перед собором.

Ученики и последователи Брунеллески:

  • Микелоццо ди Бартоломео,
  • Бенедетто да Майано,
  • Джулиано да Сангалло.

Влияние Брунеллески на архитектуру

Филиппо Брунеллески считается отцом архитектуры эпохи Возрождения. Он оказал огромное влияние на творчество архитекторов более поздних периодов. Его инновационные идеи и технические достижения в этой области искусства стали образцовыми и сформировали  принципы ренессанса и последующих стилевых направлений.

Помимо проектирования зданий, Брунеллески также занимался градостроительством и внес значительный вклад в формирование идеального городского пространства, как это видно на примере архитектурного облика Флоренции.

Его идеи, такие как разработка метода перспективы и рационального пропорционирования архитектурных пространств, Леон Баттиста Альберти, теоретик архитектуры, обобщил и представил в своих трактатах.

Величие и значимость творчества Брунеллески для мировой архитектуры подтверждают многочисленные здания, в которых мы можем видеть его влияние. Филиппо Брунеллески — это имя, навсегда вписаное в историю искусства.

Часто задаваемые вопросы

Кем был Филиппо Брунеллески?

Филиппо Брунеллески — одно из ярчайших имен в истории мирового искусства. Он был не только скульптором, ювелиром, архитектором, градостроителем и инженером, но и первым человеком Возрождения, вдохновителем и учителем нового поколения мастеров. И венчает его наследие великое чудо: купол собора Санта-Мария дель Фьоре.

Что сделал Брунеллески?

Филиппо Брунеллески является автором огромного купола, возведённого над средокрестием собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

В чём новаторство Брунеллески?

Новаторство Филиппо Брунеллески заключается в создании линейной перспективы и основании нового ренессансного стиля.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x