Андреа Палладио (1508-1580 гг. н.э.) был итальянским архитектором эпохи Возрождения. Он достиг таких выдающихся успехов, что стал признанным лидером в сфере архитектуры северной Италии. Его письменный труд «I quattro libri dell’architettura» («Четыре книги по архитектуре», 1550 г.) сделал его одной изз влиятельнейших фигур в западной архитектуре. В этой статье исследуем жизнь, творчество и наследие Палладио.
Биография Андреа Палладио
Ранние годы
Андреа Палладио родился 30 ноября 1508 года н.э. в Падуе, Венецианская республика (Италия). Первоначальное его имя Андреа ди Пьетро делла Гондола. Отец был скромным мельником. Андреа учился на резчика по камню и скульптора в Падуе. Когда ему исполнилось 16 лет, он переехал в Виченцу и зарабатывал на жизнь подмастерьем в мастерской, специализирующейся на памятниках и декоративной скульптуре.
В 1530-х гг. Андреа работал у графа Джан Джорджио Триссино, ученого-гуманиста и поэта. Триссино перестраивал свою виллу в Криколи за пределами Виченцы под академию для своих учеников. Граф обратил внимание на способного молодого человека и, благодаря ему, Палладио получил образование. Он изучал математику, музыку, философию и классических авторов. Познакомился с идеалами гуманизма эпохи Возрождения и трудами Витрувия (ок. 90 — ок. 20 до н.э.).
Триссино возлагал надежды на своего протеже и убедил его взять имя персонажа из поэмы «Italia liberata dai goti» («Освобождение Италии от готов») — Палладио. К тому же, Афина Паллада в древнегреческой мифологии — богиня мудрости, военной стратегии и тактики, знаний, искусств и ремёсел.
Авторство: Copista del sec. XVII.., Общественное достояние, Ссылка
Профессиональное развитие Палладио
Примерно в 1540 году Палладио спроектировал свою первую виллу в Лонедо для Джироламо де Годи и свой первый дворец в Виченце для Джованни Чивена.
В 1541 и 1547 годах Палладио вместе с Триссино посетил Рим. Эти визиты сильно повлияли на дворцовые проекты архитектора. Андреа увидел работы величайших архитекторов стиля римского высокого возрождения: Донато Браманте, Перуцци и Рафаэля, которые больше известны как живописцы, чем архитекторы. Он также исследовал постройки Древнего Рима, изучил недавно опубликованные, но уже влиятельные работы по архитектуре Себастьяно Серлио (1475-1554 гг. н.э.).
Во время своего пребывания в Риме, с 1554 по 1556 год, Палладио опубликовал труд «Le antichità di Roma» («Римские древности»), который в течение 200 лет оставался стандартным путеводителем по Риму. В 1556 году он сотрудничал с ученым-классиком Даниэле Барбаро в реконструкции римских зданий.
Андреа Палладио: трактат «Четыре книги об архитектуре»
В конце 20-летнего интенсивного строительства Палладио в 1570 году опубликовал «I quattro libri dell’architettura». Эта работа была кратким изложением его исследований классической архитектуры. Он использовал ряд своих собственных проектов, чтобы проиллюстрировать принципы римского дизайна.
- Первая книга содержит исследования материалов, классических ордеров и декоративных украшений.
- Вторая — проекты Палладио для городских и загородных домов, а также его классические реконструкции. Некоторые собственные проекты автор подкорректировал, особенно ранние работы, такие как вилла Годи. Используемые им пропорции соответствуют музыкальным интервалам XVI века. Считалось, что числовые эквиваленты музыки приведут к созданию гармоничного здания.
- Третья книга содержит проекты мостов, древнего градостроительства и базилик (древнеримских продолговатых залов для общественных собраний), которые позже были приняты за прототип христианской церкви.
- Четвертая книга посвящена реконструкции древнеримских храмов.
Они стали учебными пособиями для архитекторов всего мира: Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент, Кэмпбелл Колин — в Англии, Винченцо Скамоцци — в Италии, Джакомо Кваренги — в России, Томас Джефферсон — США, и т. д.. Его идеи быстро нашли себе последователей и в XVII веке распространились по Европе.
Стиль и архитектурные принципы Палладио
В творчестве Палладио ярко проявилось характерное для позднего расцвета гуманистической венецианской культуры отношение к античности. Для него античность была идеалом, который он пытался оживить, приспособить к требованиям своих заказчиков и условиям времени.
Период маньеризма отмечен был острыми противоречиями кризисного характера. Архитекторы стремились перерабатывать формы, что приводило к своеобразному развитию зодчества. Композиции Палладио всегда исполнены покоя, глубоко уравновешенны, «классичны» в своей гармонической цельности. Палладио был особенно заинтересован в том, чтобы запечатлеть симметрию и пропорции, наблюдаемые в зданиях Древнего Рима.
Основу архитектурного мышления Палдадио составляет ордерная логика. Одновременно ему присуща творческая свобода в сочетании с благородством и возвышенностью его глубоко индивидуальных образов. Это сочетание отличает всё наследие мастера и определяет своеобразие художественного почерка.
Стена у Палладио — уже не аморфная масса кладки, она расчленена на основание, несущую часть и венчание по примеру ордера. Такое разделение придавало постройкам объемную выразительность и материальность, которые впоследствии были утеряны мастерами классицизма, немало заимствовавшими у Палладио.
Значимые архитектурные произведения Палладио
В творчестве Палладио мы наблюдаем неисчерпаемое разнообразие композиционных мотивов и архитектурных форм.
Базилика Палладиана
Первая значительная постройка Палладио — знаменитая Базилика в Виченце (начата в 1549 г., окончена в 1614 г.). Ее архитектурный облик, проникнутый глубокой серьезностью и торжественной монументальностью, отличается в то же время благородной простотой форм и богатством материала — белого истрийского мрамора.
Ядром сооружения явилась выстроенная еще в середине XV в. готическая ратуша с огромным залом на втором этаже. Он окружил её галереями в виде двухъярусной ордерной аркады, сочетавшей римскую мощь с венецианской легкостью.
Пропорции аркады Палладио сочетаются как с готическим стилем оригинального сооружения, так и с размерами классических ордеров.
Основу фасадов Базилики определяет так называемое «палладианское окно»: строенный пролёт, средний и наиболее широкий из которых перекрыт аркой. То есть пара более коротких двойных колонн, поддерживающих арку, окружена одной более высокой колонной. После строительства Базилики Палладио получил много заказов. Папа римский Павел II вызвал Палладио в Рим, чтобы поручить ему возглавить работы по строительству собора Святого Петра. Однако смерть понтифика помешала зодчему занять место главного архитектора собора.
Виллы Палладио
В окрестностях Виченцы и соседних городов Палладио построил около 30 вилл. Среди них можно найти скромные усадьбы (виллы Эмо, Дзено, Сарачено, Пояна) и роскошные резиденции:
- вилла Барбаро в Мазере, построенная близ Бассано и расписанная Веронезе;
- вилла Годи в Лонедо,
- вилла Триссино в Меледо,
- вилла Бадоэр во Фратта Полезина.
Виллы Палладио планировались как целостные комплексы, но могли быть построены частично, чтобы удовлетворить непосредственные требования владельца. Он придавал большое значение дворам перед основным строением: они расширяли осевую симметрию и пропорции комплекса.
Виллы Палладио имеют ряд общих черт и глубокое внутреннее родство с народной архитектурой североитальянских сельских домов и ферм.
Но местные традиции Палладио перерабатывает применительно к требованиям заказчика. Каждая вилла включает парадное ядро, подчиняющее себе все служебные помещения. Вместе они образуют гармоничный ансамбль, симметрия которого носит (в отличие от позднейшего классицизма) не механический, но органический и вполне рациональный характер.
Исполненные строгого благородства и ясного покоя архитектурные образы палладианских вилл неизменно связаны с особенностями окрестного ландшафта. По практическим соображениям эти здания всегда были из оштукатуренной кирпичной кладки с минимумом резных каменных деталей. Его целью было воссоздать римскую виллу такой, какой он понял её по латинским описаниям в трудах Плиния и Витрувия.
Планировка менялась по масштабу и функциям: для летней резиденции городского аристократа или штаб-квартиры фермера-джентльмена. К первой категории относится наименее типичный и наиболее часто копируемый проект виллы Джулио Капры, называемой вилла Ротонда, недалеко от Виченцы. Это был бельведер на вершине холма, или летний домик с прекрасным видом, полностью симметричного плана с портиками с каждой из четырех сторон, и центральным круглым залам, увенчанным куполом.
Вилла Триссино в Меледо (примерно в 20 км от Сарего), спроектированная по тому же типу, должна была иметь изогнутые крылья, прикрепленные к главному портику. Это был прием, который Палладио обычно использовал, когда нужно было меньше внимания уделять сельскому хозяйству и сельскохозяйственному использованию земли. Хотя вилла Триссино не была построена, это был самый влиятельный проект, потому что он был проиллюстрирован в «Quattro libri». Не стоит путать её с виллой Триссини в Криколи.
Палладио не уделял большого внимания парковой архитектуре. Его виллы не утопают в зелени, а господствуют над окружающим ансамблем и подчиняют его себе. Совершенно очевидно, что Палладио показал здесь себя витрувианцем, и, несмотря на то, что зодчий во многом пользовался опытом работ Браманте, Сангалло и Рафаэля, в архитектуре его вилл доминируют античные принципы.
Вилла Ротонда
Замечательный пример органической связи архитектуры с пейзажем дает знаменитая вилла Ротонда близ Виченцы — первое центральнокупольное сооружение светского назначения. По существу, это видовой павильон, или бельведер.
Центральный перекрытый куполом зал стал как бы композиционным центром широкого природного окружения. Ионические портики, обращенные во все четыре стороны, создают ощущение связи с ландшафтом. Хозяйственные помещения виллы, расположенной на холме, заглублены в его склоны, по сторонам дороги, ведущей к воротам усадьбы.
Архитектура виллы Ротонда
Композиционная симметрия. Вилла расположена на вершине холма, откуда во все стороны открываются красивые виды. Стремление к соразмерности и симметрии, характерное для многих произведений Палладио, определяет план всего здания и каждого из его фасадов. Правильные формы и строгая композиционная симметрия придают законченный вид зданию.
Круглое окно. Центральная ротонда эффектно освещена через большое круглое окно. Этот прием заимствован из римской классической архитектуры (Пантеон в Риме).
Бельэтаж. Широкие наружные лестницы ведут в бельэтаж (piano nobile). Из жилых помещений в бельэтаже открываются прекрасные виды окрестностей.
Чистые формы. Композиционно здание состоит из простых геометрических объемов – цилиндра, куба и сферы. Ясные и простые формы, лишенные украшений, создают впечатление цельности и уравновешенности.
Классические детали. Палладио мастерски использовал в обычном жилом доме классические детали храмовой архитектуры – высокий подиум, портик, фронтон и ротонду. Они придают зданию величественность и благородство.
План. Центральный круглый зал виллы окружен прямоугольниками комнат. Таким образом, план «Ротонды» объединяет две геометрические фигуры с символическим значением: квадрат, олицетворяющий власть земную, и круг, воплощение духовного начала. Пролеты лестниц скрыты стенами, которые служат опорами для купольного зала – ротонды.
Портик. Древние греки и римляне пристраивали портик только к главному фасаду. А Палладио расположил колонные портики с фронтонами на каждом из фасадов, что придало композиции законченную симметрию, особенно впечатляющую с дальнего расстояния.
Высокий цоколь. Высокий цоколь, характерный для архитектуры храмов и крепостей, усиливает композиционную симметрию виллы «Ротонда» и подчеркивает торжественное величие здания.
Купол. Вилла Ротонда — первая светская постройка эпохи Возрождения, увенчанная куполом.
Театр Олимпико
Театр Олимпико в Виченце, лишь начатый Палладио и законченный Скамоцци в 1579—1584 гг. — одно из трех сохранившихся театральных зданий эпохи Ренессанса. Этот проект является последней работой архитектора. Андреа создал проект театра, придерживаясь античных канонов, описанных у Витрувия: зрительный зал, распределение мест, сцена, сценический портал, перспективные коридоры, создающие эффект глубины сцены. Здание является первым крытым театром в Европе.
В интерьере мастер воспроизводит черты античного римского театра: зрительный зал окружает по периметру колоннада со статуями, а плоский потолок с расписанным небом напоминает о том, что в античные времена театры были открытыми.
Те же черты и в украшенной ордерной композицией сцене. Позади сцена ограничена стеной. И в античные, и в ренессансные времена еще не использовали временные декорации и занавесы, они появятся позже — в барокко с его любовью к спецэффектам.
Постоянная декорация Палладио, изображающая уходящие в глубину улицы, легла в основу последовавшего развития глубинной кулисной сцены современного театра. Проект театра Олимпико в Виченце был положен в основу другого выдающегося проекта создания Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге (построен в 1783—1787 годах итальянским архитектором Джакомо Кваренги). Здание петербургского театра возведено на Дворцовой набережной поблизости от Зимнего дворца.
Церкви
Палладио построил две церкви в Венеции — Сан Джорджо Маджоре (построена в 1565-1591 гг.) и Иль Реденторе (1577—1592 гг). Их планы следуют повсеместно применявшейся форме латинского креста. Внешняя композиция и интерьеры церквей строятся на сочетании большого и малого ордеров. Автор стремился правдиво выразить на фасадах образ спокойного равновесия интерьера. Причём в церкви Иль Реденторе мастер добился большего соответствия внешнего облика внутренней структуре храма.
Церковь Сан Джорджо Маджоре
Церковь Сан Джорджо Маджоре (Святого Георгия), к которой примыкает монастырь, также созданный Палладио, расположена на острове напротив Дворца дожей.
Беломраморный фасад напоминает композицию древнеримской триумфальной арки с высоко поднятыми на цоколях колоннами (по римскому обычаю) пышного коринфского ордера. Кирпично-красная монастырская базилика за фасадом сохранила средневековую планировку. Выдающимся произведением палладианской архитектуры является кьостро (монастырский двор), окружённый со всех четырёх сторон галереями с «ордерными аркадами по колоннам».
Церковь Иль Реденторе
На итальянском языке Redentore — Искупитель, Избавитель, Спаситель. Фасад церкви имеет секрет «полиморфной гармонии палладианства» . Композицию иногда определяют как «три вложенных друг в друга фасада храма»:
- над треугольным фронтоном, как и в римском Пантеоне, имеется аттик,
- по обе стороны центральной части фасада видны отрезки двускатной кровли, образующих по два зрительных треугольника с каждой стороны, рифмующихся с большим треугольником фронтона,
- чуть ниже вписан ещё один, малый треугольный фронтон портала.
В дополнение к этим зрительным рифмам имеются ещё два миниатюрных лучковых фронтона над нишами со статуями. Схожую игру форм Палладио осуществил и в церкви Сан-Джорджо. В этом проекте мастер решил ещё одну из важнейших архитектурных задач того времени: создал импозантный и праздничный вход без громоздких пьедесталов под колоннами, разбив перед ним широкую лестницу.
Палаццо Палладио в Виченце
Именно в многочисленных дворцах проявились глубина и необычайное богатство творческой фантазии архитектора, виртуозное овладение всеми средствами и возможностями архитектуры. Каждый дворец Палладио (как и любая из его вилл) отличается глубоким своеобразием. Так, например:
- палаццо Тьене, представляющий лишь фрагмент более обширного замысла, поражает силой и несколько суровой замкнутостью,
- палаццо Капитанио — празднично торжествен,
- палаццо Вальмарана аристократически изыскан,
- а палаццо деи Порти — сдержан и серьезен.
Два последних дворца осуществлены частично.
Основная тема архитектурной композиции дворца — сопоставление фасада и внутреннего двора — раскрывается зрителю в последовательной смене впечатлений. В предшествовавших палаццо Флоренции и Рима эти элементы противопоставлялись.
При этом все внутренние помещения палаццо органически складываются в сложную, как бы раскрывающуюся в пространстве и времени композицию. Результатом единого глубокого замысла является чередование высоких и низких, просторных и тесных, простых или богато расписанных помещений, различающихся также и масштабностью своей архитектурной обработки.
Замечательное мастерство Палладио в разработке пространственной композиции внутренних помещений можно проследить на примере палаццо Кьерикати.
Широко применяя в своих дворцовых фасадах ордерные формы, Палладио в то же время не скрывает подлинной конструктивной основы здания — стены.
Фасады Палладио всегда имеют центральный акцент, отражающий осевую симметрию плана. Это получило развитие в Палаццо Вальмарана, Виченца, в 1565 году, наряду с растущим использованием лепных рельефов на поверхности и гигантских ордеров, или колонн, простирающихся более чем на один этаж.
Оба последних являются элементами маньеризма, особенно использованными Микеланджело. Гигантские ордера были также использованы в массивном и недостроенном палаццо Порто-Бреганце около 1570 года и в Лоджии дель Капитанио 1571 года.
Как и многие другие постройки венецианского архитектора, здание дворца дель Капитаниато осталось частично незавершённым. Работы остановили в 1572 году. Вместо запланированных пяти (или семи) арочных пролётов успели построить всего три.
Хотя Палладио впитал современные маньеристские мотивы, его планы и фасады всегда сохраняли покой и порядок, отличные от архитектуры маньеризма, особенно Микеланджело и Джулио Романо.
Палладианство
Из идей Андреа Палладио, итальянского архитектора эпохи Возрождения, обозначилось стилевое течение раннего классицизма — палладианство или Палладиева архитектура. В западноевропейской историографии — палладианизм (итал. palladianesimo), в русскоязычной традиции — палладианство.
«Палладио как будто бы задался целью показать, что всё разумное в формах и пропорциях древней архитектуры годится для всякой эпохи и для всякой страны с теми изменениями, которых не отвергли бы и сами строители древности.» Французкий архитектор, историк искусства Катрмер-де-Кенси (1755-1849)
В основе этого стилевого течения — античное наследие: следование композиционным принципам классической храмовой архитектуры и высокого возрождения XVI века, школы Браманте и Рафаэля.
Источники:
https://kannelura.ru/
https://www.britannica.com/
https://www.worldhistory.org/
Всеобщая история искусств. Искусство Италии эпохи Возрождения