7 экспертных мнений: "Архитектура — это..."

7 экспертных мнений: «Архитектура — это…»

Самые короткие и точные высказывания семи всемирно известных архитекторов разных эпох дают человеку общее представление об архитектуре. Но кроме знакомства с точкой зрения великих профессионалов нужно получить более глубокое понимание предмета. После прочтения статьи станет ясно, что такое архитектура, какие области она охватывает, на каких принципах держится и за счёт чего развивается.

Содержание

Определение архитектуры

Архитектура — искусство и наука проектирования и строительства зданий и других физических сооружений. Более широкое определение включает проектирование общей строительной среды от макроуровня городского планирования, городского дизайна и ландшафтной архитектуры до микроуровня строительных деталей, интерьеров и мебели.

Коротко о главном

Немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1886 — 1969), один их художников, определивших облик архитектуры XX века, признался:

Чтобы понять, чем действительно является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет — полстолетия…

Во времена античности: архитектура — это…

В I веке до нашей эры жил древнеримский архитектор и механик Марк Витрувий Поллион (лат. Marcus Vitruvius Pollio). Он известен трактатом «Десять книг по архитектуре», в котором обобщил знания того времени о строительстве и вывел «три основы» архитектуры (Триада Витрувия).

  1. прочность (лат. firmitas),
  2. польза (лат. utilitas),
  3. красота (лат. venustas).

Отделов же самой архитектуры три: зодчество (лат. aedificatio), гномоника (лат. gnomonice) и механика (лат. machinatio). Зодчество, в свою очередь, разделяется на два отдела, из которых один — это возведение городских стен и общественных зданий в публичных местах, другой — устройство частных домов. (Витрувий. Десять книг по архитектуре. Книга 1)

В эпоху классицизма: архитектура — это…

Немецкий теоретик искусства, философ, который пользовался огромным авторитетом у русских мыслителей и литераторов второй четверти XIX века, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854) писал в сочинении «Лекции по философии искусства» (1842):

Архитектура — это застывшая музыка.

Модерн об архитектуре

Испанского архитектора  Антонио Гауди (1852 — 1926) отличало трепетное отношение к природным формам и стремление перенести их в архитектуру. Стоит увидеть его Искупительный храм Святого Семейства в Барселоне (Sagrada Familia), чтобы убедиться в его взгляде:

Архитектура — это упорядочение света.

В 2013 году день смерти Гауди, 10 июня, был выбран как ежегодный Всемирный день Модерна.

Архитекторы конструктивизма об архитектуре

Главная отличительная черта конструктивизма — это конструкция и функциональное назначение архитектурной формы.

«Пространство, а не камень — материал архитектуры», — уточнял советский архитектор, автор одного из ранних планов развития Москвы Николай Александрович Ладовский (1881 — 1941).

«Имея дело с прозаическими сторонами жизни, приближаясь к мастеру и конструктору, архитектор неизбежно должен заразиться от них их методом работы … Архитектор почувствует тогда себя не декоратором жизни, а её организатором», — Моисей Яковлевич Гинзбург (1892 — 1946) — советский архитектор, практик и теоретик.

Что говорили в эпоху модернизма об архитектуре

Алвар Аалто (1898 — 1976) — крупнейшая фигура в архитектуре Финляндии, ведущий представитель модернизма в Северной Европе, один из важнейших мастеров скандинавского дизайна. Оказал определяющее влияние на архитектуру, дизайн мебели и дизайн стекла XX века. Его мысль:

Архитектура заключается в том, чтобы превратить дешёвый камень в камень из чистого золота.

Мнение американского архитектора и художника-абстракциониста, ведущего представителя нью-йоркского авангарда, 6-го лауреата Притцкеровской премии (1984), одного из так называемых «звёздных архитекторов» Ричарда Мейера (род. 1934)

Архитектура — это сотворение пространства для жизни человека в атмосфере воодушевления и значимости.

Помогли ли эти высказывания чуть лучше понять архитектуру?
0
Напишите свои мысли по этому поводу.x
Большинство экспертных мнений свелись к тому, что архитектура — это искусство.

Архитектура как вид искусства

Австрийский искусствовед Ганс Зедльмайр (1896-1984) называет архитектуру «организующей силой для всех искусств» (Зедльмайр Х. Искусство и ситина. М.: Искусствознание, 1999. — С. 10)

Стены, колонны, капители, своды представляют собой формы, за которыми скрыты реально работающие детали конструкции архитектуры. Понять, что именно делает здание состоявшимся произведением искусства, ничуть не проще, чем в случае выдающегося живописного полотна или музыкального сочинения.

К какому виду искусства относится архитектура?

Произведения архитектуры объективно существуют в пространственной среде. Следовательно, этот вид искусства  относится к классу пространственных искусств, которые также делятся на «изобразительные» (живопись, графика, скульптура) и «неизобразительные», или бифункциональные, то есть сочетающие художественную и утилитарную ценность.

Архитектура в самом общем определении является бифункциональным видом искусства, поскольку произведения архитектуры призваны совмещать две основные функции:

  1. утилитарную (или материально-практическую) и
  2. художественную (духовно-практическую).

Что является высочайшим эстетическим достижением архитектуры?

Высочайшим эстетическим достижением архитектуры можно считать создание особого насыщенного пространства. Говоря о фасадах, мы обсуждаем, как они выглядят; в случае внутренних пространств нам важно, как они ощущаются.

Если у шедевра течет крыша, то это не проблема. Намного хуже, когда больница кажется бездушным враждебным пространством, а школа спроектирована не на радость ученикам и учителям. Выдающееся здание должно иметь практическое применение, быть надежным и красивым произведением.

Сначала мы воспринимаем архитектуру издалека, потом, пока мы приближаемся к ней, смотрим, как она меняется, а после, если повезет, испытываем глубокие переживания, шаг за шагом продвигаясь внутрь. И затем снова видим ее по-другому, когда стоим внутри или движемся по ее пространствам. Архитектура раскрывается поэтапно по мере нашего к ней приближения, потом также поэтапно вокруг нас разворачивается пространство. когда мы движемся внутри него.

Стоя на месте и глядя на здание снаружи, мы можем обсуждать его пропорции, материалы, масштаб и композицию, но по сути это остается сугубо двухмерным переживанием. Пространство добавляет третье измерение, а движение сквозь пространство привносит в наш опыт четвертую ось координат — ось времени. (Пол Голдбергер «Зачем нужна архитекура» М., Strelka Press, 2017)

Русский и советский теоретик архитектуры А. И. Некрасов (1885 — 1950) писал, что «материалом искусства архитектуры являются не камень или дерево, а пространство и время» (Некрасов А. И. Теория архитектуры. — М.: Стройиздат, 1994. — С. 41— 42.)

Отличительная черта шедевра архитектуры 

Одной из отличительных черт великой или просто очень хорошей архитектуры является то, что ее смысл надолго переживает свое время. Время помогает разделить историю архитектуры на периоды и стили, соответствующие историческим эпохам. Благодаря постройкам становятся явными многие аспекты культуры и традиции ушедших веков.

«Но существует более важная сторона фактора времени в архитектуре для человека — восприятие архитектурного пространства во времени. Человек всегда в нем движется, движется его взгляд, благодаря этому созданное архитектором пространство меняется каждое мгновенье в сознании человека.

<…> Архитектуру человек воспринимает в динамике, в перспективе, под разными углами зрения. Чтобы получить достаточное представление о здании, его необходимо обойти со всех сторон, как скульптуру. Если посмотреть на него сверху, ощущение вновь полностью изменится.

Оказываясь в интерьерном пространстве, человек иногда не может соотнести его с внешней оболочкой. Представление об объекте складывается в пространственно-временной структуре, впечатления объединяются в единое изображение.» (источник)

Какие функции выполняет архитектура?

Архитектура — это искусство и наука проектировать и строить здания, комплексы и их совокупности (города, крепости и прочее). Она наиболее полно воплощает идеи человеческого сообщества в материи.

Архитектура не только предоставляет место для жилья и укрытие от плохой погоды, но является отражением общественных идеалов, исторических событий и культуры времени. Кроме этого, у неё есть способность оказывать эмоциональное и интеллектуальное воздействие на человека.

Функции архитектуры в человеческом обществе обеспечивают:

  • материальное производство (мастерские, фабрики, заводы…);
  • социализацию, общение, образование (театры, клубы, учебные заведения…);
  • социальное управление (административные здания, правительственные резиденции, дворцы…);
  • духовное развитие (культовые сооружения, храмы…).

Она создается в соответствии с возможностями и потребностями людей. Например, защищает от холода и непогоды, сохраняет накопленные знания и достижения, формирует идеологический и политический вектор развития общества.

Что определяет развитие архитектуры?

Развитие архитектуры определяют технические и инженерные возможности. Если мы посмотрим на архитектуру Древнего Египта, то возникает вопрос: «Как люди могли строить пирамиды с использованием примитивных инструментов?»

Александровская колонна в Петербурге превосходит все античные и западные аналоги. Памятник рассказывает не только о военной победе России над Наполеоном в 1812 году. Он стал воплощением архитектурной и инженерной грамотности, смекалки и изобретательности специалистов того времени.

Художественные и эстетические вкусы общества оказывают сильное влияние на архитектурные сооружения. Планировка городов, фасады и интерьеры зданий говорят о создавшей их культуре. Отличительные черты  архитектуры Древней Руси или Древней Греции рассказывают нам о человеческих отношениях в обществе, его устройстве, о задачах и устремлениях людей в конкретный период времени.

Архитектурные достижения являют собой произведения искусства, культурные или политические символы. Они характеризуют исторические цивилизации, что хорошо видно в хронологии архитектурных стилей.

Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия, присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры.

Премия в области архитектуры

Нобелевская премия по архитектуре не присуждается. Это побудило семью Прицкеров (владельцы сети отелей Hyatt по всему миру) в 1979 году учредить собственную архитектурную премию. Основателем династии Прицкер был иммигрировавший в Чикаго из Киева адвокат Николай Яковлевич Прицкер (1871—1956). Премию учредил его внук, Джей Прицкер (1922—1999).

Заха Хадид стала первой женщиной-архитектором, награждённой этой премией. Церемония вручения Притцкеровской премии Захе Хадид состоялась в здании Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге 31 мая 2004 года.

Одним из критериев присуждения премии является инновационный характер архитектуры. В награду, помимо статуса, лауреат получает 100 тысяч долларов США, сертификат и бронзовый медальон.

Всемирный День архитектуры

Ежегодно в первый понедельник октября отмечается международный профессиональный праздник архитекторов и ценителей архитектурных шедевров — Всемирный день архитектуры.

В сентябре 1946 года в столице Великобритании городе Лондоне состоялось международное совещание архитекторов, в числе которых были и делегаты из Советского Союза. На этом заседании было принято решение о создании Международного союза архитекторов (МСА). В настоящее время МСА насчитывает около ста национальных секций, членами которых являются более миллиона архитекторов из разных стран мира.

На своей двадцатой Генеральной ассамблее МСА принял решение отмечать  «Всемирный день архитектуры» в первый понедельник октября. В этот день под патронажем Организации Объединённых Наций отмечается Всемирный день жилища (Всемирный день Хабитат).

Архитектура и зодчество: в чём разница? 

На Руси «архитектоном» называли главу артели плотников (строителей из дерева), также устар.: архитект, алхитехтур. (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. — М.: Прогресс, 1986—1987. — Т. 1. С. — 91).

В словаре терминов архитектуры Юсупова Э. С. 1994 года о слове «зодчий» дано пояснение:

древнерусское, восточнославянское укр. зодчий, белорус. зодчы, образовано с помощью суффикса -ЧИЙ от зедати — строить, производного от существительного зед — глина, стена из камня. В древнерусском языке (XII в.) существительное ЗЪДЪЧИЙ наряду со значением строитель, каменщик имело и гончар. Однако продуктивным оказалось развитие семантики слова ЗЪД в значении строительство. Фиксируется гнездо однокоренных слов зодчество, здание, зиждиться, зиждитель, созидать, создание, создатель. Этимологически родственны корню ЗЪД болгарские существительные зид — стена, зидар — каменщик.

«Первоначально зодчеством называли лишь каменное строительство. Летописи обычно разделяли понятие «создал» — построил каменное здание и «поставил» — деревянное.»  (Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. Издательство «Будiвельник». Киев, 1982).

Со временем на Руси усиливалось влияние западноевропейской строительной традиции. Князья для возведения новых храмов и дворцов приглашали мастеров из Византии и Римской империи. В результате слово «зодчество» обрело иной смысл. Оно стало обозначать русскую архитектуру в национальных традициях. Например,  выражение «русское деревянное зодчество» является общепринятым.  Хотя этимологически должно быть «архитектура».

Основы архитектуры по Витрувию

Древнеримский архитектор Марк Витрувий Поллион (I век до н. э.) вывел «три закона» архитектуры: 

  1. прочность, 
  2. польза, 
  3. красота. 

На латинском языке: firmitas, utilitas, venustas.  Другими словами, здание должно быть надёжным, практичным и эстетичным.

Он же указал же шесть основных принципов архитектуры:

  1. ординация (строй, или порядок), близко современному понятию «конструкция»;
  2. евритмия (уравновешенность, сочетаемость частей);
  3. соразмерность (пропорционирование, симметричность);
  4. благообразие (украшение или декор);
  5. экономия (расчет, бережливость и умеренность в расходах на строительство);
  6. дистрибуция или удобное расположение зданий.

Его трактат, опубликованный в 27 году до нашей эры, классифицировал дисциплину и создал набор строительных стандартов, которые проявляются во всем римском мире. Даже добившись такого подвига, Витрувий является одним из наименее читаемых авторов этого периода.

Но почему стоит прочесть его труды? В подробные объяснения, как построить новый город, соорудить в нем форум, баню, театр и возвести храм,  спроектиро­вать точные солнечные часы, создать подъемные механизмы и артиллерий­ские машины, вплетены отрывки, которые читаются как острые политические речи, захватывающие исторические эпизоды, философские горячие рассуждения и скандальные фрагменты биографии.

Чем занимается архитектор

Проектирование зданий и сооружений

Объёмно-планировочное проектирование зданий и сооружений — основной раздел архитектуры. Включает в себя:

  • творческий процесс создания архитектурного проекта,
  • координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции,
  • авторский надзор за строительством архитектурного объекта.

Градостроительство 

Предметом работы архитектуры с пространством является и организация населённого места в целом. Эта задача выделилась в отдельное направление — градостроительство.

Современное российское законодательство рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели только архитектурную деятельность. Кроме проектированиея городских районов или крупных многофункциональных комплексов, оно решает общественно-экономические, строительно-технические, архитектурно-художественные, санитарно-гигиенические задачи.

Важнейший из принципов градостроительства: целое больше суммы своих частей.

Для нормального функционирования города каждый архитектор должен понимать, что он трудится над небольшим фрагментом куда более крупной композиции, работа над которой началась задолго до его рождения и продолжится после его смерти; и что их нельзя строить так, как будто рядом ничего нет. Как человеку пристало уважать своих ближних, так и здания должны проявлять почтение друг к другу.

Одним из основоположников современного градостроительства считается французский архитектор Ле Корбюзье (1887 – 1965).  Его принцип — сомасштабность человеку: «Человек — мера всех вещей». В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и других дисциплин (географии, истории, экономики, политологии, права и т.д.) выделилась урбанистика, которая занимается исследованием развития городской среды.

Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура — это проектирование, планирование, управление и забота о застроенных и естественных средах. Она занимается организацией садов, парков и других областей, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность.

Результатом такой работы должна быть здоровая удобная для жизни людей среда без вреда для экологии, но с обоюдной пользой. Некоторые объекты ландшафтной архитектуры созданы и построены; другие — сохраняют природные угодья, улучшая эстетику и качество использования.

Ландшафтный архитектор занимается оформлением парков, садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.  Подробнее о том, что такое ландшафтная архитектура и чем она занимается.

Дизайн интерьера

Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

Целью является обеспечение удобства и эстетически приятного взаимодействия среды с людьми. Дизайнер управляет всем процессом оформления интерьера, начиная с планировки помещения, освещения, систем вентиляции, акустики; отделки стен; и заканчивая размещением мебели и установкой навигационных знаков. В прошлом архитекторы выполняли обязанности дизайнеров интерьера.

Одно и то же помещение, например, конференц-зал, может быть оформлено в разных стилях: хай-тек, модернизм, ренессанс, барокко и т.д. Список интерьерных стилей включает в себя этнические стили, такие как английский, восточный, русский и другие.

Архитектура малых форм

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты

  • функционально-декоративные (напр., ограды),
  • мемориального характера (напр., надгробия),
  • являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари),
  • объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).

Они выполняют простые функции и дополняют общую композицию архитектурного ансамбля застройки. В ландшафтном дизайне они являются одними из основных элементов декоративного оформления сада. Также к малым архитектурным формам могут относиться небольшие сооружения, выполненные из облегченных конструкций и установленные временно, без устройства фундамента (торговые павильоны и т.п.). 

С помощью элементов архитектуры малых форм архитекторы и дизайнеры украшают, разграничивают, зонируют территорию; стилизуют и создают общее визуальное впечатление от окружающей урбанизированной среды.

«Бумажная архитектура»

«Бумажная архитектура» — теоретическая деятельность архитекторов, состоящая в проектировании архитектурных форм без цели их последующей материализации. Такие проекты неосуществимы в реальности из-за своей технической сложности, стоимости, масштабности или цензурных соображений.

«Бумажная архитектура» — искусство утопии, в котором автор выражает безграничную фантазию. Часто служит опытным полем формальных исканий художественного стиля. При этом «бумажная архитектура», как и научная фантастика, может создаваться для критики современных тенденций или акцентирования внимания на том, что будет возможно в будущем.

История «бумажной архитектуры» как вида фантазийного архитектурного творчества восходит к знаменитым циклам гравюр Дж. Б. Пиранези. Примером бумажной архитектуры Нового времени являются графические циклы Якова Георгиевича Чернихова.

Теория архитектуры: что изучает?

Строительный словарь определяет теорию архитектуры как науку, объектами исследования которой являются:

  • природа и специфика архитектуры;
  • её общие закономерности возникновения и развития;
  • функционирования архитектуры как искусства;
  • её сущность, содержание и формы.

Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий) в том числе — архитектурная композиция, функция, форма, конструкция, архитектоника, архитектурная среда, симметрия и асимметрия и др. Объём — замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне. Пространство — часть среды, воспринимаемая изнутри.

Теория архитектуры рассматривает:

  • общенаучные (философские) вопросы,
  • вектор развития дисциплины (историю),
  • смысловую составляющую и художественные образы архитектуры,
  • используемые знаки,
  • теорию архитектурной композиции и градостроительства.

История архитектуры

История архитектуры представляет собой науку, исследующую функциональное, техническое и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве.

Она охватывает изучение закономерностей развития архитектуры в связи с общими закономерностями исторического процесса культуры и общества, начиная с палеолита и заканчивая XXI веком. Архитектурный стиль является характерной чертой метода истории архитектуры.

Первые жилища человека представляли собой пещеры, землянки. В эпоху древних цивилизаций люди умели строить прочные и величественные храмы и дворцы. На протяжении столетий из художественного мировосприятия народов обозначились архитектурные стили.

Всеобщую историю архитектуры, от доисторической эпохи до Ренессанса изложил французский историк архитектуры Огюст Шуази (1841–1909) в двухтомнике «История архитектуры». Данная книга не одно десятилетие пользуется заслуженной популярностью как у профессиональных архитекторов и строителей, так и у любителей, интересующихся архитектурой. Она отличается образцовой ясностью, четкостью изложения конструктивной стороны.

С 1990-х годов происходят поиски нового архитектурного образа — асимметричного и дефрагментарного. Современная архитектура обладает эффектом нестабильности и неравномерности. Новейшие дигитальные технологии позволяют реализовать концепцию движения через пространство, создавать формы, которые не вписываются в прямоугольную систему координат.

Архитектурный стиль: зачем придумали?

Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры конкретного времени и места. Назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции проявляют особенности стиля.

Архитектурные стили — это языки, а язык никогда не прекращает меняться и развиваться. Климатические отличия, технические достижения, религиозные взгляды и культура формируют характерные черты архитектурных течений.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко).

Недостатки метода архитектурного стиля

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Этот метод удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит. Например, трудно выделить в истории архитектуры Китая периоды, соответствующие архитектурным стилям Европы. Аналогичная проблема возникает при исследовании русской архитектуры.

Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.

В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.

Архитектурные стили по порядку

Несмотря на указанные недостатки, стиль как описательное средство, является частью научного метода истории архитектуры. Он позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли. В европейской культуре выделяют следующие архитектурные стили:

  • Архитектура Древнего мира: от первобытного общества до X века (в различных регионах даты различаются).
  • Романский стиль. X—XII века.
  • Готика. XII—XV века.
  • Возрождение. Начало XV — начало XVII века.
  • Барокко — конец XVI — конец XVIII века.
  • Рококо. Начало XVIII — конец XVIII века.
  • Классицизм — середина XVIII—XIX век.
  • Эклектика — 1830-е — 1890-е годы.
  • Модерн — 1890-е — 1910-е годы.
  • Модернизм — начало 1900-х годов — 1980-е годы.
  • Конструктивизм — 1920-е годы — начало 1930-х годов.
  • Постмодернизм — с середины XX века.
  • Хай-тек — с конца 1970-х годов.
  • Деконструктивизм — с конца 1980-х годов.

Заключение

Американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт, основоположник органической архитектуры, автор 532 реализованных проектов и более 20 книг по архитектурной тематике, говорил:

Архитектура – мать искусства. Без архитектуры нет души у нашей цивилизации.

Архитектура – это сама жизнь, принимающая форму, и, следовательно, это истинный рассказ о жизни, о том, как жили в мире вчера, как живут сегодня или будут жить завтра.

Все прекрасные архитектурные ценности являются человеческими ценностями, всё иное не является ценным.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x