Творчество Рафаэля Санти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino) — эпохальное явление в истории искусства. Все мы знаем Рафаэля как великого художника, но мало кто погружается в мир его архитектурных творений. Сегодня мы откроем для вас новую главу в истории творчества Рафаэля Санти, где каждая черта его кисти становится архитектурным шедевром, а величие архитектора Ренессанса расцветает во всей своей пышной красе.
Краткая биография Рафаэля Санти
Рафаэль (1483—1520 гг.) родился в Урбино — одном из культурных и художественных центров Италии. В семнадцать лет Рафаэль уже работал в мастерской Перуджино. Там он в 1504 г. написал «Обручение Марии» («Sposalizio», находится в музее Брера в Милане). Год спустя переехал во Флоренцию, где в это время работали Леонардо да Винчи и Микеланджело. Там он выполнил много живописных работ под влиянием лучших мастеров ренессанса, в основном мадонн.
Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно. Однако в октябре 1509 г. его назначили на постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II. По поручению понтифика Санти расписывал папские комнаты (станцы) в Ватикане. С этого же времени Рафаэль занимался архитектурными проектами.
Рафаэль-архитектор был последователем Донато Браманте, основоположника архитектуры римского классицизма начала XVI века (стилевого течения Высокого Возрождения в Риме). После смерти Браманте в 1514 году Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Ватикане. В 1515 году Папа Лев Х назначил Рафаэля главным археологом и хранителем памятников города Рима. К этому времени Рафаэль был ответственным практически за все художественные проекты папства в Риме, включая архитектуру, живопись и украшение, а также сохранение древностей.
Последним шедевром Рафаэля является «Преображание» по заказу кардинала Медичи Джулио в 1517 году. Огромный алтарь, который после смерти художника завершил помощник Джулио Романо. Рафаэль умер в свой 37-й день рождения, через несколько дней после того, как у него поднялась температура. Во время похоронной мессы в Ватикане в изголовье гроба поместили незаконченное «Преображение». Тело Рафаэля похоронили в Пантеоне в Риме по его желанию.
Ранние годы Рафаэля Санти
Рафаэль был сыном Джованни Санти и Маджии ди Баттиста Сьярлы. С самого раннего детства друзьями мальчика были кисти, краски и холсты. Живописная мастерская его отца, человека умного и талантливого, пользовалась успехом. Мать его умерла, когда мальчику было 8 лет, в 1491 году. Его отец, по словам художника и биографа XVI-го века Джорджо Вазари, дал своему сыну первые уроки по живописи, и перед своей смертью в 1494 году, познакомил мальчика с гуманистической философией.
Город детства Рафаэля бурлил жизнью и предлагал массу возможностей. Урбино был центром культуры во время правления герцога Федерико да Монтефельтро. Герцог поощрял искусство и привлекал к своему двору людей с выдающимся талантом, включая Донато Браманте, Пьеро делла Франческу и Леона Баттисту Альберти. Хотя Рафаэль находился под влиянием крупных художников во Флоренции и Риме, Урбино лег в основу всего его последующего обучения.
Отец вдохновил Рафаэля встать на стезю искусства и достичь на ней большего, чем он сам. Распознав уникальный дар сына, Джованни отдал сына на обучение одному из авторитетнейших художников того времени Пьетро Перуджино. Обширные профессиональные знания Рафаэль получил в мастерской великого умбрийского мастера.
Творчество Рафаэля Санти в Перуджо: влияние Пьетро Перуджино
Дата прибытия Рафаэля в Перуджу неизвестна. Первое упоминание о деятельности Рафаэля как живописца содержится в документе от 10 декабря 1500 года, в котором молодого художника уже называли “мастером”. Из этого ясно, что Рафаэль доказал свое мастерство в 17 лет. Он получил довольно важный заказ — написать картину «Коронация Богоматери» для церкви Сан-Франциска в Перудже.
Рафаэль Санти: «Обручение Девы Марии»
Первая крупная работа Рафаэля — «Sposalizio» (Обручение Девы Марии или Бракосочетание Богородицы) (1504). В картине проявляется спокойный изысканный стиль учителя: акцент на перспективе, соотношение человеческих фигур и архитектуры, а также лирическая нежность силуэтов. Тем не менее, даже в этой ранней картине видно, что Рафаэль превзошёл учителя. Позы людей более естественны, выразительны и чувственны. Распределение фигур менее строго связано с архитектурой, и распределение каждой фигуры по отношению к другим более неформально и живописно. Изящество фигур и нежная связь между ними превосходят все произведения Перуджино. (Кликайте на изображение для увеличения.)
Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи. В картине «Обручение Марии» молодой художник воплотил мечту о совершенной центрической постройке — ротонде. Здание занимает важное место на полотне.
Рафаэль обогатил этот образ, подчеркнул его главенствующую, упорядочивающую роль в окружающем пространстве. Ротонда «Обручения» легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании. Воздух пронизывает легкие аркады. Здание органически вырастает из пейзажа, увенчивая его пантеистическим по духу образом.
Три небольшие картины, написанные Рафаэлем вскоре после «Бракосочетания Богородицы» — «Видение рыцаря», «Три грации» и «Святой Михаил» — являются мастерскими примерами повествовательной живописи. Наряду с юношеской свежестью работы демонстрируют взрослеющую способность контролировать элементы его собственного стиля. Хотя Рафаэль многому научился у Перуджино, к концу 1504 года стремление к знаниям побудило его уехать во Флоренцию.
Творчество Рафаэля во Флоренции: влияние Леонардо да Винчи
Во Флоренции Рафаэль изучал произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело и Фра Бартоломео, владык Возрождения. Кроме этого его внимание привлекали «старые вещи Мазаччо», который ознаменовал начало эпохи Возрождения, отходящей от готики.
Многие из работ, которые Рафаэль выполнил в период между 1505 и 1507 годами, отмечены влиянием инновационных техник живописи Леонардо. Мастер был на 31 год старше молодого художника.
Творчество Рафаэля Санти во Флоренции отличает новое единство композиции и подавление несущественных элементов.
Рафаэль усвоил метод да Винчи построения композиций в глубину с пирамидальной группировкой фигур: фигуры группируются как единое целое, но каждая сохраняет свою индивидуальность и форму.
Художник овладел техникой светотени (chiaroscuro), применяемой Леонардо для придания формам объёма.
Особенно повлиял на Санти приём sfumato, от итальянского слова «дым», с плавными переходами, где не видны мазки кисти.
Однако, Рафаэль создал новые типы фигур, превзойдя Леонардо да Винчи. На его картинах нежные лица раскрывают простые человеческие чувства, достигая возвышенного совершенства и безмятежности.
Мадонны флорентийского периода в творчестве Рафаэля Санти
Ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля. Во Флоренции он создал около двадцати картин с изображениями Мадонн. Но все «Мадонны» индивидуальны и отличаются особой материнской нежностью: «Мадонна Грандука» (1505), «Мадонна с гвоздиками» (около 1506), «Мадонна под балдахином» (1506—1508).
К лучшим произведениям этого периода относятся:
- «Мадонна с Младенцем и святым Иоанном и святым ребёнком» (другое название «Мадонна Террануова») (1504—1505),
- «Мадонна со щеглом» (1506),
- «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (другое название «Прекрасная садовница»)(1507—1508).
Растущая слава Рафаэля приводит к обилию заказов. 1507 году Рафаэль познакомился с Донато Браманте. Согласно неподтверждённой документально версии он был племянником Браманте. Как бы то ни было, именно Браманте стал его советчиком и покровителем, представившим его Папе Юлию II в качестве лучшей кандидатуры для работы в Ватикане.
Творчество Рафаэля Санти в Риме
Молодой художник произвел глубокое впечатление на вспыльчивого Юлия и папскую курию. В конце 1508 года Папа Юлий II пригласил Рафаэля в Рим для украшения своих апартаментов в Ватикане. Авторитет мастера рос с каждым днем. В конечном итоге он стал настолько популярен, что его стали величать «Принцем искусств».
Рафаэль провел последние 12 лет своей короткой жизни в Риме. Эти годы были периодом лихорадочной активности и создания шедевров. Его первая работа — цикл фресок в комнатах, в которых проживал и работал сам Папа Юлий II. Эти комнаты известны просто как станцы.
Фрески Рафаэля в Ватикане (станцы)
Первой была расписана «Станца делла Сеньятура» (итал. Stanza della Segnatura — Комната подписей или указов). Этому помещению придавалось особенно важное значение. Рафаэль создал композиции, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию.
Фрески «Диспут» (1508—1509), «Три добродетели (Мудрость, Умеренность и Сила)» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинская школа» (1510—1511) обосновывали историческую преемственность власти Римско-католической церкви через неоплатоническую философию.
Роспись второй комнаты, предназначенной для аудиенций Папы, отражает идею защиты Церкви в определённые моменты её истории. Сюжеты посвящены чудесным вмешательствам божественной силы в земные события. Четыре композиции представляют: «Изгнание Илиодора из храма» (1511—1512), «Месса в Больсене» (1512), «Освобождение Святого Петра из темницы» (1513—1514), «Встреча Льва Великого с Аттилой» (1514).
Фрески третьей станцы исполнялись в значительной части учениками мастера по его рисункам. Четвертую станцу, так называемую «Залу Константина», заканчивали ученики уже после смерти Рафаэля (1517—1525 гг.).
Фреска «Афинская школа»
«Афинская школа» — это сложная аллегория светских знаний или философии. Показывает Платона и Аристотеля в окружении философов, прошлого и настоящего, в великолепной архитектурной обстановке. Афинская школа, пожалуй, самая известная из всех фресок Рафаэля и одна из кульминационных работ эпохи Высокого Возрождения.
Здесь Рафаэль заполняет упорядоченное и стабильное пространство фигурами в богатом разнообразии поз и жестов, которыми он управляет так, что одна группа фигур приводит к следующей в переплетающейся схеме. Однако, в точке сходящейся перспективы внимание привлекают центральные фигуры Платона и Аристотеля. Пространство определяют архитектурные детали, разработанные Браманте.
По замыслу заказчика и художника портретное сходство персонажей фрески с выдающимися современниками эпохи Возрождения призвано символизировать глубинное родство античной философии и новой теологии. Так в образе Платона представлен Леонардо да Винчи, Микеланджело — в виде сидящего в задумчивости Гераклита, Евклид (или Архимед) с циркулем в руках представлен с чертами Браманте, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на самого Рафаэля.
Общий эффект фрески — величественный покой, ясность и равновесие. Работа является мастерским примером архитектурной и фигурной композиции.
«Деяния Апостолов»
В конце 1514 года папа Лев X, намереваясь связать свое имя с Сикстинской капеллой в Ватикане, заказал Рафаэлю картоны для шпалер или гобелленов (arazzi) на сюжеты книги «Деяний Святых Апостолов» для оформления капеллы. Десять шпалер (по пять с каждой стороны) должны были украсить нижнюю часть боковых стен капеллы.
Их сюжеты взяты из Евангелий и книги Деяний Святых Апостолов из истории Святых Петра и Павла и соответствуют ранее созданным в помещении фрескам Микеланджело и других художников.
Шпалеры вывешивали в капелле в особо торжественных случаях. В настоящее время они экспонируются в отдельном зале вместе с картинами Рафаэля: «Мадонна ди Фолиньо» (1511), «Коронование Девы Марии» (1502—1504) и «Преображение» (1519—1520) в Пинакотеке Ватикана, в затенённом помещении при мягком свете. В самой капелле на их месте написаны в технике фрески условные «занавеси».
Мадонны Рафаэля римского периода
Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполнял заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около 1518). В Риме Рафаэль написал около десяти «Мадонн».
В спокойствие и мягкость своих более ранних изображений Мадонн в римский период Рафаэль вносит качества энергичного движения и величия.
Его Альба-Мадонна (1508) олицетворяет безмятежную сладость флорентийских Мадонн, но показывает новую зрелость эмоционального выражения и высшую техническую изысканность в позах фигур. За ней последовали Мадонна ди Фолиньо (1510) и Сикстинская Мадонна (1513), которые демонстрируют как богатство цвета, так и новую смелость в композиционном изобретении, типичном для римского периода Рафаэля.
Сикстинская мадонна
Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512—1513), которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (ФРГ). Огромное по размерам (265 × 196 см) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви святого Сикста II в Пьяченце по заказу папы римского Юлия II из семьи делла Ровере (Святой Сикст был небесным покровителем семьи делла Ровере).
Композиция картины отражает длительную эволюцию индивидуального мышления художника. Мадонна с Младенцем изображена в окружении поклоняющихся Ей святых. В XVIII веке распространилась легенда (не подтверждённая историческими документами), что моделью для Мадонны стала возлюбленная Рафаэля, семнадцатилетняя дочь пекаря Маргарита Лути. Прообразом святого Сикста послужил сам папа Юлий, а для святой Варвары — одна из племянниц понтифика.
Картина единодушно считается одним из величайших шедевров западного искусства по многим причинам. Прежде всего из-за скрытой за кажущейся простотой изображения символической сложности композиции и гармоничного соединения греко-римского, почти языческого, идеала красоты и христианского религиозного чувства.
Портреты в творчестве Рафаэля Санти
Помимо других своих достижений, Рафаэль стал самым признанным портретистом в Риме в течение первых двух десятилетий 16-го века. Художник сумел найти новые пути приближения к внутреннему миру модели. Он отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на фигуре.
Наряду с неповторимой индивидуальностью каждого портретируемого мастер воспроизводил возвышенные и идеализированные образы, свойственные Высокому Возрождению. Лучшей работой Рафаэля в жанре, возможно, являются портреты Бальдассаре Кастильоне (Portrait of Baldassare Castiglione) (1516) и Льва X, оригинально представленного в окружении кардиналов (1518).
Поздние работы, которые приписываются Рафаэлю, отмечены непривычной для него холодностью, декоративной усложнённостью и вычурностью красочных сочетаний — признаками наступления эпохи маньеризма.
Из портрета Льва Х с двумя кардиналами (1517-1519) видно, что Рафаэль внедрил новые подходы и психологические контексты для своих моделей.
Рафаэль Санти архитектор
Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля-архитектора, представляющая собой связующее звено между римским классицизмом Браманте и последующей общеевропейской архитектурой классицизма, в частности движением палладианства.
Неизгладимое впечатление на мальчика Рафаэля произвела ренессансная резиденция правителя Урбино. Её архитектором был славянин из Долмации (современные Хорватия и Черногория) Лучано да Лаурано, работами которого восхищался Браманте. Не удивительно, что молодой художник оказался ближе других Браманте, своему наставнику в Риме.
В его картинах начала 1500 года уже есть архитектурные сооружения, которые свидетельствуют о знании вопроса, превосходящего то, что необходимо для нормальной деятельности художника, как в «Обручение Девы Марии» или во фресках Комнаты подписей в Ватикане («Афинская школа»).
Поразительно ранней зрелости Рафаэля как архитектора, несомненно, способствовали годы, проведенные во Флоренции. Там он познакомился с работами Брунеллески и Альберти, впервые приобщился к изучению трудов Витрувия и античности. К первым архитектурным произведениям Рафаэля относится крестово-купольная церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (начата в 1509 г.) для цеха ювелиров и изящная капелла семьи банкира Агостино Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512—1520 гг.).
Небольшая капелла (6 Х 6 м) увенчана куполом на световом барабане. Она представляет собой типично ренессансное произведение с ясными пропорциями и уравновешенностью частей. Купол и пол капеллы украшают мозаики, также созданные по рисункам Рафаэля.
С 1514 г., после смерти Браманте, архитектурная деятельность Рафаэля стала интенсивней, он был назначен руководителем строительства собора св. Петра, участвовал в конкурсе на фасад церкви Сан Лоренцо во Флоренции, достраивал начатый Браманте двор Сан Дамазо в Ватикане, одновременно расписывая вместе с учениками его лоджии (окончены в 1519 г.).
Рафаэль, хотя и известен преимущественно как великий художник эпохи Возрождения, оставил значительный вклад в архитектурное искусство. Его архитектурные проекты и работы отличаются определенными характеристиками.
5 основных характеристик архитектуры Рафаэля Санти
- Гармония и симметрия: архитектор предпочитал пропорции и баланс в своих проектах, создавал здания с элегантными и сбалансированными формами.
- Классицизм: Рафаэль был великим поклонником античных идеалов, его работы отражают классический стиль. Он обращался к античным образцам и элементам в своих проектах, стремясь к характерным для древнегреческой и древнеримской архитектуры возвышенности и гармонии.
- Простота и элегантность: В работах Рафаэля часто можно увидеть простоту и элегантность форм. Он предпочитал чистые линии, простые детали и изящные пропорции, чтобы создать величественные и красивые сооружения.
- Художественное воплощение: Рафаэль подходил к архитектуре как к искусству, а не просто как к инженерной деятельности. Он стремился к тому, чтобы его здания не только служили практическим целям, но и вдохновляли, возвышали и радовали взгляд.
- Интеграция с искусством: Рафаэль часто включал элементы живописи и скульптуры в свои архитектурные проекты. Он видел архитектуру как часть общего художественного процесса, и его работы характеризуются гармоничным сочетанием различных видов искусства.
«Лоджии Рафаэля»: канонический образец римского классицизма
В 1508 году Папа Юлий II поручил архитектору Донато Браманте построить на верхнем этаже Папского дворца галерею типа лоджии, с которой бы открывался вид на Вечный город. Архитектор начал работы, но в 1514 году скончался и строительство продолжил Рафаэль Санти.
Он изменил проект, чтобы получить бОльшие пространства для расположения богатых украшений в виде фресок, разработанных им. Со временем их стали называть «Лоджии Рафаэля». В истории архитектуры они приобрели значение канонического образца искусства «римского классицизма» начала XVI века.
Мерное распределение тринадцати одинаковых секций, перекрытых сводами, полуциркульные арки, пилястры создают целостное и ритмически ясное, упорядоченное пространство. Своды, стены и пилястры в 1517—1519 годах расписывали ученики Рафаэля. В каждой из секций свода Рафаэль задумал четыре сюжетные композиции на темы Нового Завета. Остальные тридцать восемь — на темы Ветхого Завета. Оставшееся пространство ученики заполнили орнаментом гротеска.
В период с 1783 по 1792 год в Санкт-Петербурге по заказу императрицы Екатерины II, в здании Большого Эрмитажа (позднее: Старый Эрмитаж) архитектор Джакомо Кваренги создал галерею с копиями рафаэлевских фресок.
Строительство и оформление вилл и дворцов
Рафаэль также проектировал фасады дворцов (палаццо). В последние годы жизни Рафаэля по его рисункам различными мастерами было построено несколько дворцов:
- палаццо Видони-Каффарелли (с 1515); одно из красивейших зданий Рима многократно перестраивалось, и его современный внешний облик несёт следы многих изменений.
- палаццо да Брешия и палаццо дель Аквила (здание не сохранилось) в Риме (окончены в 1520 г.);
- палаццо Пандольфини во Флоренции (1516—1520 гг.).
С 1517 года под Римом для кардинала Джулио Медичи (будущего Папы Климента VII) по проекту Рафаэля возводили виллу. Заканчивал постройку Антонио да Сангалло Младший. Постройка получила название «Вилла Мадама». Главные мотивы архитектуры виллы всё те же — полуциркульные арки и купола. Вестибюль и лоджия декорированы стукковыми рельефами и росписями на темы гротеска.
Много работ было выполнено Рафаэлем для Киджи, римского банкира и покровителя искусств. Помимо участия в строительстве виллы «Фарнезина» (начата в 1509 г.; многие исследователи приписывают ее полностью Рафаэлю) и в ее росписях («Триумф Галатеи», 1515; плафон с историей Психеи, 1518), он построил в том же районе Трастевере еще несколько зданий. Из них частично сохранились лишь конюшни на улице Лунгара.
Рафаэль неизменно связывал композицию фасада с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и неповторимый облик. В основе его композиций — центрический план, симметрия и чёткое членение фасадов пилястрами.
Существует мнение, что стиль классицизма в архитектуре и живописи фактически был создан и в формальном отношении завершён Рафаэлем.
При созерцании его произведений, действительно, возникает ощущение предела: дальнейшее развитие кажется невозможным.
Рафаэль Санти, величайший живописец, несомненно, был самым значительным зодчим Италии. Он был инновационным архитектором. Своими работами он повлиял на строительство многих зданий последующих десятилетий.
Вклад Рафаэля в историю архитектуры
Творчество Рафаэля Санти архитектора выходит за рамки проектирования и строительства зданий. Именно он устанавливает концепции и способы архитектурного дизайна, основанные на ортогональной проекции. Он кодифицирует классичность, делая ее отправной точкой для разработки новой архитектуры эпохи Возрождения: фиксирует характеристики дорических, ионических, коринфских и композитных ордеров.
Также в архитектуре Рафаэль оказал влияние на постройки позднего Возрождения. Инновационный фасад Палаццо Бранконио дель Акуила многие называли прототипом маньеристской архитектуры и использовали в качестве модели для других важных римских построек, таких как Палаццо Спада.
Рафаэль возрождает древнюю традицию жизни в сельской местности, проектируя полностью ренессансную виллу Мадама, закладывая основы ландшафтного дизайна итальянского сада. Нововведения Рафаэля в архитектуре переймет, усвоит и разовьёт Андреа Палладио.
Почему Рафаэля Санти считают основоположником маньеризма
Рафаэль был художником, который больше других оказал сильное влияние на историю западного искусства. Стиль Рафаэля насыщен темами Микеланджело, техникой Леонардо, Перуджино, Пьеро делла Франческа и Фра Бартоломео. Ещё больше обогащённый влиянием древнего искусства Рима, он явился одним из главных триггеров для рождения маньеризма.
Маньеризм представлял собой период, когда художники начали экспериментировать с формой, пропорцией и выражением, игнорируя реалистические нормы, характерные для периода Возрождения.
Во многих аспектах творчество Рафаэля подготовило почву для маньеризма. Его последние работы, такие как «Преображение» и «Сикстинская Мадонна», демонстрируют особенности характерные для маньеристского стиля. Например, использование сложных композиций, необычных поз и выражений лиц, а также необычные решения в распределении пространства.
Кроме того, маньеризм во многом был реакцией на идеалы гармонии и симметрии, принятые в период Возрождения. Рафаэль, с его стремлением к идеалу красоты и гармонии, а также его эксперименты с формой и пространством, создал основу для маньеристских идей.
Влияние творчества Рафаэля Санти на художников Европы
Работы Рафаэля римского периода вдохновили класиков 1600-х годов Гвидо Рени, Рубенса, Веласкеса и Караваджо.
Даже в академиях 1700-х и 1800-х годов Рафаэль был образцом для таких мастеров, как Энгр и Делакруа, вдохновляя такие движения, как движение Назарян (группа немецких художников, действующих в Риме в начале 1800-х годов, которые стремились возродить честность и духовность в христианском искусстве).
Творчество Рафаэля Санти пронизано гармонией, красотой и возвышенностью, отражая идеалы эстетики и гуманизма. В его работах мы видим не только мастерство ремесленника, но и душу поэта, стремящегося к совершенству и гармонии. Следуя за Рафаэлем, мы погружаемся в мир величия и вдохновения, который продолжает вдохновлять и восхищать нас своим великолепием и красотой.
Использованные источники:
Raffaello, geniale anche da architetto di Daniele Mont D’Arpizio
Britannica. Raphael. Italian painter and architect
Всеобщая история архитектуры. Архитектура эпохи Возрождения в Италии. Рафаэль Санти