Архитектура ренессанса: примеры и архитекторы

Архитектура ренессанса: примеры и архитекторы

Архитектура ренессанса — эпоха, окутанная величием и вдохновляющая воображение своим великолепием и изяществом. Статья об архитектуре ренессанса представляет ведущих архитекторов и наиболее важные здания эпохи Возрождения. Но сначала краткое упоминание о причинах появления стиля и его особенностях.

Содержание

Архитектура ренессанса: что это?

Ренессанс — архитектурный стиль эпохи Возрождения, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры. Слово «ренессанс» значит то же, что и слово «возрождение».

Архитектура эпохи Возрождения — это сознательное переосмысление и применение архитектурных приёмов Древнего Рима и Древней Греции в строительстве XV и XVI веков. Стиль возник в итальянском городе Флоренция. Если готика медленно эволюционировала из романского стиля, то ренессанс был воплощен в жизнь конкретными архитекторами с целью возобновления порядков и правил ушедшего «золотого века».

В архитектуре ренессанса форма, композиция здания в целом и всех его вспомогательных деталей имеют фиксированные соотношения, каждая секция пропорциональна следующей, а архитектурные детали подчиняются правилам соответствия.

Архитектура ренессанса в Италии: причины появления

Почему произошел разворот архитектурных форм готики в сторону античной классики? Какие явления в обществе способствовали появлению нового стиля в европейской архитектуре?

Причины, по которым ренессанс начался именно в Италии:

  • светский характер её культуры;
  • популярность гуманистической идеи «Человек имеет право определять смысл жизни»;
  • и популярность антропоцентрических взглядов в обществе: «Человек есть центр Вселенной».

Ещё одно обстоятельство необходимо учитывать, когда речь идёт о причинах появления ренессанса: Италия так и не приняла полностью готический стиль архитектуры. Немногие итальянские церкви, среди которых Миланский собор, демонстрируют акцент на вертикали, богато украшенные узорами сложные ребристые своды и другие формы, характерные для французской готики.

Архитектура ренессанса появилась благодаря возникновению нового мировоззрения, обусловленного существенными переменами в экономике, политике, науке и обществе. Об экономических, политических, религиозных и финансовых причинах появления ренессанса читайте в статье «Причины возникновения эпохи Возрождения».

Основоположник архитектуры ренессанса

В XIV веке в Европе доминировала готика. Но в Италии сдержанно относились к этому стилю, считали символом тёмного и отсталого времени. Этого мнения придерживался и основоположник архитектуры ренессанс, учёный, архитектор, скульптор, Филиппо Брунелески (1377 — 1446). Он получил гуманитарное воспитание и лучшее по тому времени образование: штудировал античных авторов, изучал математику и геометрию.

Вместе со скульптором Донателло в 1402 году 25-летний Брунеллески предпринял по тем временам сложное и небезопасное путешествие из Флоренции в Рим для изучения древних памятников. Он изучал, замерял и тщательно анализировал формы античных строений, чтобы затем воплощать в своих работах. Его проекты отличались симметрией, пропорциональностью, геометрической точностью и упорядоченностью, которые он черпал из древнеримской архитектуры. По-новому использовал в своих строениях колонны, пилястры и своды.

Брунеллески имел поддержку ряда богатых флорентийских покровителей, включая Шелковую гильдию и членов семьи Медичи.

Особенности архитектуры ренессанса

Отличительные черты классической римской архитектуры были приняты обществом, но формы и назначение зданий с античных времён изменились, так же как и структура городов. В период Возрождения строили церкви, что не характерно для античности. Богатые купцы XV века заказывали роскошные жилые помещения, которые не имели аналогов в Древнем Риме. Одновременно строительство огромных спортивных арен и общественных бань осталось невостребованным. Значит необходимо было классические правила строительства приспособить под требования нового времени.

Планы зданий

Планы зданий эпохи Возрождения имеют симметричный вид. Размеры пропорциональны основному модулю. Например, модульным блоком в проекте церкви часто служил придел (боковой алтарь).

Один из принципов античной архитектуры — единства объёмно-пространственной структуры. Эту задачу удалось решить не сразу.  Сделал это Л. Б. Альберти в проекте собора Святого Андреа в Мантуе (1470 г.) за счёт удлинённого нефа и просторной центрической части с применением византийской крестовокупольной системы. Так была реализована античная идея в строительстве отличного по назначению от древности здания.

Специальным постановлениям XIX Вселенского собора Католической церкви (Тридентский собор, 1545 — 1563) архитекторам предписывалось строить церкви с планом в форме латинского креста, с просторным средокрестием подкупольного пространства, максимально приближенного к алтарю, и нефами одинаковой высоты, обеспечивающими максимальную освещённость и простор на примере проектов Альберти.

План of Sant' Andrea, Mantua (Особенности архитектуры эпохи Возрождения).png
План базилики Св. Андрея в Матуе в форме латинского креста. Проект Альберти. Источник: Charles Herbert Moore, American university professor, painter, and architectural historian. Общественное достояние

Многообразное и активное развитие композиции светских зданий (городского палаццо и загородной виллы) достигло высшей точки в творчестве Андреа Палладио в XVI веке.

Характеристики ренессансных фасадов

Фасады зданий эпохи Возрождения симметричны относительно вертикальной оси. Передняя сторона церквей, как правило, увенчана треугольным фронтоном и организована системой пилястр, арок и антаблементов. Колонны, окна, двери задают ритм и выделяют центр. Одним из первых истинно ренессансных фасадов был кафедральный собор Пьенцы (1459-62), который приписывается флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известному как Росселлино). Возможно, что Альберти тоже имел отношение к созданию проекта.

Фасад в стиле раннего ренессанса кафедрального собора Пиенцы.jpg
Фасад в стиле раннего ренессанса (кватроченто), построенный в 1462 году. Кафедральный собор Пьенцы (итал. Duomo di Pienza; собор Санта-Мария-Ассунта) римско-католический, посвященный Успению Пресвятой Девы Марии в Пьенце, в провинции Сиена, Италия. By BeckstetOwn work

Жилые здания, городские палаццо архитектуры ренессанс по горизонтали делятся тягами или карнизами на несколько ярусов, а по вертикали пилястрами или полуколоннами. Оконные проемы с наличниками создают ритмический строй. Дверь, если расположена в центре, отмечена такими элементами, как балкон или рустованная отделка. Одним из первых прототипов является фасад Палаццо Ручеллаи (1446 − 1451) во Флоренции с тремя регистрами пилястр.

Firenze Palazzo Rucellai (фасад кватроченто).jpg
Образец фасада раннего ренессанса. Дворец Ручеллаи (гравюра на дереве). Авторство: Incisore anonimo. Strafforello Gustavo, La patria, geografia dell’Italia. Provincia di Firenze. Torino Unione Tipografico-Editrice, 1894., Общественное достояние.

Колонны и пилястры в архитектуре ренессанса

В архитектуре ренессанса используются колонны римского и греческого ордеров:

  • тосканский, дорический,
  • ионический,
  • коринфский и композитный (сочетание элементов ионического и коринфского ордеров).

Ордера могут быть либо структурными, поддерживающими аркаду или архитрав, либо чисто декоративными, расположенными у стены в виде пилястр. В эпоху Возрождения архитекторы стремились использовать колонны, пилястры и антаблементы как единую систему.

Classical orders from the Encyclopedie.png
Классические ордера, используемые в архитектуре ренессанса. Гравюра из Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. Верхний ряд: тосканский, дорический; средний ряд: ионический, современный ионический; нижний ряд: коринфский, композитный. Том 18. Французская гравюра 18 века.

Одним из первых зданий, в которых пилястры использовались как интегрированная система, была Старая ризница (1421-1440) Брунеллески базилики Сан-Лоренцо во Флоренции. Там захоронены некоторые члены семьи Медичи.

Арки

Арки полукруглые или (в архитектуре позднего ренессанса) сегментарные. Арки часто используются в аркадах, опирающихся на опоры или колонны с капителями. Между капителью и выступом арки может быть часть антаблемента. Альберти был одним из первых, кто использовал арку в монументальном масштабе в соборе Святого Андреа в Мантуе.

MantovaBasilicaSantAndrea cutnpaste over intrusions.jpg
Базилика Сант-Андреа в Мантуе — римско-католический кафедральный собор и малая базилика, Ломбардия (Италия). Это одно из главных произведений архитектуры эпохи Возрождения 15-го века в Северной Италии. Проект Леона Баттисты Альберти. By: Sebi1

Свод

Своды не имеют ребер жесткости. Они полукруглые или сегментарные и имеют квадратную планировку, в отличие от готических сводов, которые часто бывают прямоугольными. Возвращается в архитектурный лексикон цилиндрический свод (собор Святого Андреа в Мантуе).

Купол

После триумфального проекта Брунеллески для Санта-Мария-дель-Фьоре и купола Браманте для базилики Св. Петра в Ватикане конструктивный элемент в форме близкой к полусфере стал обязательным в церковной архитектуре ренессанса. Часто можно видеть как купол используют и для внутренних перекрытий небольших помещений. Палладио применил купольную конструкцию также и для светской архитектуры. Примером служит вилла Ротонда.

Купол Брунеллески кафедрального собора Флоренции. Особенности архитектуры Ренессанса
Cattedrale di Santa Maria del Fiore [каттедрале ди Санта мариа дель Фьоре] — кафедральный собор Флоренции, Италия. Строительство было начато в 1296 году в готическом стиле по проекту Арнольфо ди Камбио и конструктивно завершено к 1436 году, с куполом, спроектированным Филиппо Брунеллески. By Petar Milošević, CC BY-SA 4.0, Link

Потолки

В эпоху Возрождения популярность набирали кессонные потолки из дерева.

Кессо́н (фр. caisson — ящик, от итал. cassetta — ящичек) — углубление квадратной, прямоугольной или иной формы на поверхности свода, купола, арки.

В этот период кессоны окончательно теряют основную (конструктивную) функцию и берут на себя роль художественного оформления. Ренессанс вдохновил мастеров на роспись потолков сюжетами на мифологические или христианские темы.  Потолки превратились в картинные галереи.

Cappella sistina, volta 02.jpg
Потолок Сикстинской капеллы, бывшей домовой церкви в Ватикане. Автор росписи — итальянский художник, скульптор, поэт, инженер и архитектор эпохи Возрождения Микеланджело (итал. Michelangelo) (1475–1564).

Ярким примером служит потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью создания написанного на потолке иллюзорного хорошо структурированного каркаса.

Двери

Двери с горизонтальной перемычкой устанавливали либо внутри арки, либо оформляли треугольным или сегментным фронтоном. Арочный проём без дверей имел декоративный замковый камень (клинчатый камень кладки в вершине свода или арки). Для изготовления дверей использовали ценные породы древесины венге и анегри, покрывали лаком и напылением из драгоценных металлов.

Окна

Окна в архитектуре ренессанс имеют прямоугольные перемычки и треугольные или сегментные фронтоны, которые часто используются попеременно. Символичным в этом отношении является палаццо Фарнезе в Риме, строительство которого было начато в 1517 году.

Palais Farnese.jpg пример архитектуры Ренессанс
Палаццо Фарнезе или дворец Фарнезе — один из самых знаменательных дворцов высокого ренессанса в Риме. Принадлежащий Итальянской Республике, в настоящее время служит посольством Франции в Италии. Впервые спроектирован в 1517 году для семьи Фарнезе. В истории его строительства принимали участие некоторые из самых выдающихся итальянских архитекторов XVI века: Микеланджело, Якопо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта.

By Myrabella, CC BY-SA 3.0, Link

Окна Палладио

В период маньеризма использовалось окно Палладио (палладианское или палладиево окно). Такое окно состоит из трёх частей:

  • большого центрального просвета, сверху завершающегося полукруглой аркой, формирующей своеобразный антаблемент,
  • и двух маленьких боковых, отделённых от центрального пилястрами.

Тем не менее, нельзя считать происхождение этих окон исключительно изобретением Палладио. Ранее их уже применял Донато Браманте (1444—1514), а подробное их описание приводил ещё Себастьяно Серлио  (1475—1554) в книге «Tutte l’opere d’architettura, et prospetiva» (Все произведения архитектуры и перспективы).

Окна подобного типа были разработаны под влиянием триумфальных арок древнего Рима, где так же имели место быть большие арочные просветы, у которых с обеих сторон располагались два меньших просвета. (Серлио, «Tutte l’opere d’architettura, et prospetiva»)

Поэтому в литературе нередко встречается название серлианские окна, по имени человека, впервые их описавшего.

А палладианскими их называют из-за того, что именно Андреа Палладио стал использовать их широко и повсеместно, придавая им особое значение в общем композиционном строе.  Например, в аркадах  Палладианской базилики в Виченце. Впоследствии окна распространились по всей Венеции, поэтому иногда их ещё называют венецианскими.

Витражное стекло, хотя иногда и присутствует, не является особенностью архитектуры ренессанс.

Palladian window.jpg элемент архитектуры Ренессанс
Палладиево окно над дверью. По классическому рисунку из библиотеки Королевского института британских архитекторов.

Автор: шотландский архитектор Robert Adam (1728-1792). Ссылка

Стены зданий архитектуры ренессанса

Наружные стены, как правило, возводили из кирпича, штукатурили или облицовывали камнем. Углы зданий часто подчеркивали рустованными наличниками. Уважали отделанные необтёсанным камнем (рустом) цокольные этажи и подвалы, как в Палаццо Медичи Риккарди (1444-1460) во Флоренции.

Внутренние стены гладко оштукатурены и обработаны известковым раствором. Для официальных помещений интерьерные поверхности украшали фресками.

Palazzo Medici Riccardi-Florence.jpg пример архитектуры кватроченто Ренессанс
Палаццо Медичи Риккарди (Флоренция) был спроектирован Микелоццо ди Бартоломео. By Yair Haklaii, Own work, CC BY-SA 3.0, Link

Детали декора

Изучение и использование архитектурных деталей из античной классики − один из важных аспектов Возрождения. К лепнине, скульптуре и всем декоративным элементам художники относились с большим уважением. Как правило, архитекторы строго соблюдали правила применения декоративных деталей, но было много и новшеств, особенно в углах.

Лепнина вокруг дверей и окон не утоплена, как в готической архитектуре. Скульптурные фигуры установлены в нишах или на постаментах, но не являются неотъемлемой частью здания, как в средневековой архитектуре.

Основные этапы развития архитектуры эпохи Возрождения с примерами

Историки часто делят ренессанс в Италии на три этапа. Слово «ренессанс» среди историков архитектуры обычно применяется к периоду с 1400 по 1525 год. В случае не итальянских ренессансов даты переносятся на более поздний срок.

Кватроченто (Quattrocento) или ранний ренессанс (1400–1500)

Во время Quattrocento, иногда известного как ранний ренессанс, мастера изучили архитектурные формы античности и сформулировали правила. Это привело к принятию классических деталей и орнамента.

Пространство, как элемент архитектуры, использовали иначе, чем в Средние века. Его подчиняли геометрии, пропорциональной логике и ритмам, а не интуиции, как в средневековых зданиях. Яркий пример − базилика Сан-Лоренцо во Флоренции авторства Филиппо Брунеллески.

В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами. В храмовом строительстве основным композиционным типом остаётся базилика с плоским «подшивным» потолком или с крестовыми сводами. В расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники.

Einblick LH2 San Lorenzo Florenz.jpg образец архитектуры Возрождения
Церковь Сан-Лоренцо во Флоренции

 By Stefan Bauer, www.ferras.at CC BY-SA 2.5, Link

Базилики Сан-Лоренцо и Санто-Спирито

Новая архитектурная философия ренессансного стиля лучше всего проявлена в церквях Сан-Лоренцо и Санто-Спирито во Флоренции. Брунеллески реконструировал их примерно в 1425 и 1428 годах соответственно.

Santo Spirito Grundriss Brunelleschi Filippo Florenz I 8c100589.jpeg
План базилики Санто-Спирито во Флоренции в форме латинского креста Авторство: DigiDiathek, Justus-Liebig-Universität, Institut für Kunstgeschichte, Gießen. Prometheus Bildarchiv, Copyrighted free use, Ссылка

Оба проекта имеют форму латинского креста. Каждый из них имеет планировку модульного пропорционирования, причем каждая часть кратна площади придела (бокового алтаря). Эта же формула определяла и вертикальные размеры.

Купол Флорентийского собора Брунеллески

Первым крупным архитектурным заказом Брунеллески был огромный кирпичный купол, покрывающий центральное пространство Флорентийского собора. Хотя его часто называют первым зданием эпохи Возрождения, Брунеллески использует остроконечную готическую арку и готические ребра, придерживаясь проекта XIV века  Арнольфо ди Камбио. Само здание собора было построено в средние века, но не покрыто куполом.

Однако, не смотря на стилистику купола, в структурном отношении на него оказал влияние великий купол Древнего Рима — купол Пантеона.

Купол Брунеллески во Флоренции
Поперечный разрез Домского собора Флоренции.

Источник

Технологии древних римлян были утеряны, и Брунеллески вынужден был создавать свою, уникальную. Купол во Флоренции поддерживают восемь больших рёбер и ещё шестнадцать внутренних, удерживающих кирпичную оболочку, причем кирпичи расположены в виде елочки.

Несмотря на то, что используемые технологии различны, на практике оба купола состоят из толстой сети ребер, поддерживающих наполнение, которое становится более легким и тонким к вершине свода.

Оратория церкви Санта-Мария-дельи-Анджели

В 1434 году Брунеллески спроектировал первое здание архитектуры ренессанса центрической планировки − ораторий (молельню) церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (Santa Maria degli Angeli) во Флоренции. Он представляет в плане восьмиугольник, окруженный кольцом из восьми часовен меньшего размера. Имеет шестнадцать фасадов и покрыт куполом.

Здание считается одним из прообразов многих октогональных и ротондальных построек в истории классической архитектуры, в том числе ротонд, возводимых в Риме Донато Браманте.

Rotonda del brunelleschi 12.JPG
Ротонда церкви Санта-Мария-дельи- Анджели первое Авторство: I, Sailko, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Воспитательный дом: Оспедале дельи Инноченти

Параллельно с работой над куполом Дуомо (el Duomo) Брунеллески руководил проектированием и строительством Воспитательного дома (итал. Ospedale degli Innocenti — Приют невинных) — приюта для брошенных детей. Это одно из первых сооружений эпохи итальянского Возрождения, оказавшее огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры ренессанса.

Западный, выходящий на площадь фасад здания оформлен великолепной лоджией длиной семьдесят метров, состоящей из девяти полуциркульных арок, опирающихся на колонны композитного ордера. Аркада создает лёгкий, воздушный образ (схожий прием Брунеллески применил в фасаде Капеллы Пацци). Ордерная аркада создает истинно ренессансный образ свободно стоящих опор и «летящих» арок.

Piazza SS Annunziata Firenze Apr 2008 (3).JPG пример архитектуры итальянского Возрождения Брунеллески
Ospedale degli Innocenti во Флоренции. Брунеллески использовал редкий в то время приём опоры арок непосредственно на капители колонн, чего не делали ни древние греки, ни римляне: так называемую аркаду по колоннам. Римские аркады производят впечатление массива стены с проемами.

By Gryffindor, CC BY-SA 3.0, Link

Вместо по-средневековому сурового, замкнутого в себе палаццо, напоминающего крепость, Брунеллески создал образ раскрытого, обращённого к зрителю здания. Взамен крестообразно расположенных готических нервюр архитектор использовал девять квадратных в плане секций. Своды, как паруса, наполненные ветром, легко ложатся на полуциркульные арки. А те, в свою очередь, — на капители тонких, но упругих колонн.
В результате простыми средствами достигается настойчиво искомое архитекторами ренессанса единство цельности и ясной расчленённости пространства. Четыре подпружные арки чётко отделяют каждую из секций, а вместе они образуют непрерывно воспринимаемую длительность — аркаду.
Эта прекрасная идея, отражающая дух эпохи Возрождения, легла в основу многих композиций и в дальнейшем стала узнаваемым почерком работы итальянских архитекторов, в том числе за пределами своей страны.

Дворец Медичи во Флоренции

Палаццо Медичи во Флоренции является известным образцом архитектуры ренессанса. Иногда его называют Палаццо Медичи Риккарди в честь семьи, которая приобрела его и расширила впоследствии. Дворец был спроектирован Микелоццо ди Бартоломео для главы банковской семьи Козимо Медичи.

Знаменит своей каменной кладкой, которая включает в себя архитектурные элементы рустовки и ашларной кладки. Переход от рустованной кладки первого этажа к более изящной каменной третьего этажа заставляет здание казаться светлее и выше.

Присутствуют главные признаки стиля ренессанс, сохраняющие свое значение в архитектуре всех стран:

  • симметрия композиции,
  • деление здания посредством горизонтальных тяг на этажи,
  • четкий метрический порядок в размещении оконных проемов и архитектурных деталей.

Базилика Сант-Андреа в Мантуе

Наиболее влиятельный архитектор того времени Леон Баттиста Альберти получил заказ на проект новой церкви взамен обветшавшей. Строительство началось около 1460 года и закончилась спустя несколько лет после смерти архитектора.

В своей работе он вдохновлялся этрусскими храмами, описанными Витрувием. Для фасада церкви Сант-Андреа Альберти избрал прототипом композицию древнеримской триумфальной арки, дополнив ее «большим» (в высоту трёх этажей) пилястровым ордером.  А в интерьере он также многократно обыграл римский мотив арки и кессонного свода.

Внутри храм производит необычайно величественное впечатление. Основной целью Альберти поставил устранение противоречия между базиликальной и центрической частями здания. Брунеллески также стремился к этому, но в обеих его базиликах плоские перекрытия главного нефа и ветвей трансепта не дали решения задачи. Альберти это сделал с помощью однонефной композиции и применением крестовокупольной системы. Этот проект стал моделью для строительства последующих католических церквей.

Темпио Малатестиано в Римини

Кафедральный собор города Римини, Эмилия-Романья (итал. Tempio Malatestiano) является ключевым произведением эпохи Возрождения в Римини и одним из самых значительных для итальянского кватроченто в целом. Альберти привлекли к работе около 1440 года.

Тема триумфальной арки главного и саркофаги боковых фасадов создают несколько театральный, но могучий монументальный образ мемориального сооружения. Этот образ не снижает недостроенный, будто разрушенный, главный фасад. Несколько неожиданно воспринимаются круглые окна и цветные вставки из зелёного мрамора и порфира (вероятно, привезённые из Равенны) в центральной арке над входным порталом и в «венках-медальонах». Своим видом они напоминают мозаику «opus sectile» императорского Рима.

Tempio malatestiano, esterno 04.JPG Пример архитектуры кватроченто
Главный фасад Tempio Malatestiano в Римини. Историческое и художественное наследие Италии.

Авторство: Sailko, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Пропорционирование главного фасада, как и во всех прочих проектах Альберти, идеально и следует строго рациональной схеме, в основе которой: квадрат с двумя диагоналями, окружность, полуциркульная арка.

Эти проекты и работы величайших архитекторов ренессанса Брунеллески и Альберти были источниками вдохновения для следующих архитекторов.

Высокое возрождение (1500–1525)

В конце XV века ренессанс распространил свою популярность и достиг пика своего развития в Европе. Период, когда великие архитекторы, такие как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль, производили работы, известен как период высокого возрождения.

Во время расцвета высокого возрождения во Флоренции приобрёл колоссальное влияние Джироламо Савонарола. Талантливый проповедник призывал к реформированию общества в духе строгого следования моральным заповедям, особенно в вопросах этики и религии.

В результате центр ренессанса и творчества переместился из Флоренции в Рим.

«Витрувианский человек» в архитектуре

В 1492 году, вдохновляясь знаниями Витрувия, Леонардо да Винчи делал анатомические наброски человека. Рисунок, изначально известный под названием «Пропорции тела человека согласно Витрувию» (Le proporzioni del corpo umano secondo Vitruvio), выполнен на бумаге пером и чернилами. Изображает человека в двух наложенных друг на друга положениях с расставленными руками и ногами, вписанным одновременно в круг и квадрат. Рисунок Леонардо да Винчи представляет собой центральную позицию человека в мире.

Da Vinci Vitruve Luc Viatour

Круг был символом сакральной и абсолютной гармонии в архитектуре ренессанса. Леонардо спроектировал круглые купола, используя этот идеальный круг в качестве основного модуля планов начерченных им церквей. Но ни один из проектов Леонардо не был реализован.

Темпьетто Сан-Пьетро в Монторио

Tempietto05.jpg образец архитектуры эпохи Высокого Возрождения
Donato Bramante, Tempietto, San Pietro in Montorio, Roma. Picture by User:Torvindus. CC BY-SA 3.0: Ссылка

Во время Высокого Возрождения концепции, полученные из классической древности, разрабатывались и использовались с большей уверенностью. Наиболее представленным в этот период архитектором является Донато Браманте (1444-1514), который расширил влияние классической архитектуры к современным эпохе зданиям. Его Темпьетто Сан-Пьетро в Монторио (1503) был непосредственно вдохновлен круглыми римскими храмами. Однако он едва ли был рабом классических форм, и именно его стиль стал доминировать в архитектуре ренессанса в XVI веке.

Палаццо дель Аквила

Рафаэль, образец архитектуры Высокого Ренессанса.
Рим. Палаццо дель Аквила. Рафаэль. По реконструкции Геймюллера. Источник

Важный вклад сделал Рафаэль в дворцовую архитектуру ренессанса. В палаццо Видони-Кафарелли Рафаэль плодотворно развивал композиционные идеи, намеченные Браманте в палаццо Каприни. В палаццо дель Аквила он разработал новый тип фасада: внизу — просторная ордерная аркада, вверху — оштукатуренная плоскость.  Несмотря на сложную обработку: лепнину, ниши со скульптурой, богато обрамленные окна бельэтажа, фасад выглядит целостно.

Историки-искусствоведы считают, что период архитектуры Высокого Возрождения закончился со смертью Рафаэля в 1520 году.

Маньеризм или поздний ренессанс (1520–1600)

В период маньеризма архитекторы экспериментировали с использованием архитектурных форм, чтобы подчеркнуть пространственные отношения. Ренессансный идеал гармонии уступил место более свободным и творческим ритмам.

Самым известным архитектором, связанным со стилем маньеристов, был Микеланджело (1475-1564). Он часто использовал гигантский ордер в своей архитектуре, большую пилястру, которая простирается от основания до верхней части фасада. Примером служит проект для площади Пьяцца дель Кампидольо в Риме.

Пример маньеризма. Проект Микельанждело.
Пьяцца дель Кампидольо (Piazza Del Campidoglio) — центральная площадь Капитолийского холма является произведением гения Микеланджело Буонарроти. Как геометрические фигуры на площади, так и внешний вид фасадов окружающих зданий были спроектированы великим художником эпохи Возрождения. Микеланджело также разработал великолепную лестницу Кордоната (Cordonata), которая ведет к площади. Источник

До 20-го века термин «маньеризм» имел негативный подтекст (в смысле «манерничать»), но теперь он используется для описания исторического периода в более общих непредвзятых терминах. Часто выделяется в отдельное направление архитектуры, которое предшествовало барокко.

Маньеризм – это имя, которым некоторые искусствоведы называли период архитектуры ренессанса в 1520-1530 гг. Несмотря на короткий период популярности, этот стиль продолжал влиять на архитектуру ренессанса до конца XVI века, когда наступила эпоха барокко.

Самые известные постройки в стиле маньеризма:

Пьяцца дель Кампидольо в Риме, Италия — Микеланджело
Вилла Фарнезе в Лацио, Италия – Джакомо Бароцци да Виньола
Палаццо дель Те в Мантуе, Италия — Джулио Романо
Пальяцо Дукале в Мантуе, Италия – Джулио Романо
Пальяцо Массимо алле Колонн в Риме – Бальдассаре Перуцци
Собор Святого Иоанна в Валетте, Мальта – Джироламо Кассар
Соборная базилика Сальвадора в Бразилии
Вестибюль Лаврентьевской библиотеки во Флоренции, Италия – Микеланджело

Региональные стили архитектуры ренессанса

В эпоху Ренессанса архитектура развивалась в различных регионах Европы, и каждый из них вносил свой уникальный вклад в формирование региональных стилей. Некоторые из наиболее известных региональных стилей архитектуры Ренессанса включают:

  1. Итальянский ренессанс (Флорентийский стиль): В Италии, особенно во Флоренции, родился и процветал итальянский ренессанс. Он отличается изяществом, простотой форм, гармоничными пропорциями и классическими элементами. Здания итальянского ренессанса часто украшались колоннами, арками, лепниной и куполами.
  2. Римский ренессанс: Рим был еще одним важным центром ренессансной архитектуры. Здесь были возведены многочисленные церкви, палаты и дворцы в стиле римского ренессанса, отличающегося от флорентийского стиля в некоторых деталях и формах.
  3. Французский ренессанс: Во Франции ренессанс принял немного другой облик. Французская архитектура ренессанса характеризовалась большим разнообразием и декоративностью. Особенно известны замки Луары, которые представляют собой яркий пример французского ренессанса.
  4. Немецкий ренессанс: Ренессансная архитектура в Германии сочетала в себе элементы итальянского  ренессанса и готического стиля. Здания этого периода часто имели многоугольные башни, богато украшенные фасады и скульптурные детали.
  5. Английский ренессанс (тюдорский стиль): В Англии ренессансное искусство получило своеобразное развитие и стало известным как тюдорский стиль. Он характеризовался смешением элементов готики и ренессанса, а также использованием многочисленных декоративных деталей, таких как каркасные конструкции и резные элементы.
  6. Русский ренессанс: Особенность русского ренессанса заключается в уникальном сочетании западноевропейских архитектурных влияний с русской традицией и культурой. Этот период стал важным этапом в развитии русской архитектуры и оставил свой след в истории русского искусства. Примерами архитектурных шедевров русского ренессанса являются такие сооружения, как церковь Вознесения в Коломенском, Старо-Голутвинский монастырь и другие архитектурные комплексы.

Каждый региональный стиль архитектуры ренессанса имеет свои уникальные черты, которые отражают культурные, исторические и географические особенности каждой страны или региона. Этот период в архитектуре стал важным этапом в развитии европейского искусства и оставил неизгладимый след в истории архитектуры.

В Италии эволюция архитектуры эпохи Возрождения в работах Микеланджело, Джулио Романо и Андреа Палладио привела к стилю барокко, который был более распространён за пределами Италии.

Архитекторы эпохи Возрождения в Италии

Брунеллески

Даты жизни: 1377-1446
Место рождения:Florence, Italy
Период: Ранний ренессанс
Известные работы:Dome of Florence Cathedral, Pazzi Chapel

Архитектор, скульптор, изобретатель и ученый Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi) — человек, которому приписывают формирование ренессансного взгляда на архитектуру. Основополагающей чертой творчества Брунеллески был «порядок». В молодости Брунеллески работал скульптором и ювелиром.  В 1402-1404 годах он отправился в Рим для изучения античных памятников.

Изучая руины Древнего Рима, молодой Филиппо установил, что в отличие от готических зданий античные строения подчиняются математическому порядку. Фиксированная пропорция нигде не встречалась в готической архитектуре. Готическая стрельчатая арка могла быть расширена вверх или сплющена в зависимости от местоположения. Арки с разными углами часто встречались в одной и той же конструкции. Никаких установленных правил пропорции не применялось.

В древнеримской архитектуре полукруглая арка всегда ровно в два раза шире, чем ее высота. Отсюда у архитектора возникло стремление к симметрии, порядку и пропорционированию. Брунеллески поддерживали богатые флорентийские меценаты, включая Шелковую гильдию (Гильдия торговцев шёлковыми тканями) и Козимо Медичи.

Линейная перспектива Брунеллески

Понятие линейной перспективы предполагает, что все линии в пространстве на плоскости картины сходятся в одной точке. Исследователи считают, что первое изображение с использованием линейной перспективы в современном понимании создал итальянский архитектор Филиппо Брунеллески. Хотя документальных подтверждений теоретических разработок и открытий не сохранилось.

В целом, линейная перспектива является важным инструментом для архитекторов, который помогает создавать привлекательные, гармоничные и реалистичные проекты, а также улучшает визуальное восприятие зданий и сооружений.

Важными архитектурными работами Брунеллески являются:

Купол Флорентийского собора во Флоренции (1418-1434 гг.)
Часовня Пацци во Флоренции (1442-1443)
Церковь Санто-Спирито во Флоренции (1481-1487 гг.)
Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции (1422-1470 гг.)
Воспитательный дом во Флоренции (1419-1445)

Микелоццо

Даты жизни: 1396-1472
Место рождения: Флоренция, Италия
Период: Ранний ренессанс
Известные работы: Палаццо Медичи Рикарди, монастырский комплекс Сан-Марко, хор при церкви в монастыре Сантиссима-Аннунциата

Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци — любимый художник Козимо Медичи, ученик и помощник Донателло и Лоренцо Гиберти. После смерти Филиппо Брунеллески завершал в 1461 году возведение купола флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, автор проекта Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. Положил начало широкому распространению ренессансного типа «рустичных» флорентийских палаццо, «аркад по колоннам» (изобретение Брунеллески) и (совместно с Донателло) композиции надгробных монументов.

Его самой известной работой был Палаццо Медичи-Риккарди, который ему поручили спроектировать для Козимо Медичи в 1444 году. Десять лет спустя он построил виллу Медичи во Фьезоле. Среди других его работ для Козимо значится библиотека монастыря Сан-Марко во Флоренции. Он разделил изгнание своего покровителя в Венеции и был одним из первых архитекторов, работавших в стиле ренессанс за пределами Италии, достроив дворец в Дубровнике.

Основные постройки:

Палаццо Медичи-Риккарди. 1444—1460. Флоренция
Церковь монастыря Сан-Марко во Флоренции. 1437—1451
Библиотека Сан-Марко. Скрипториум. 1454. Флоренция
Кортиле (внутренний дворик) Палаццо Веккьо. 1453. Флоренция
Капелла Медичи в церкви Санта-Кроче, Флоренция
Капелла Портинари в базилике Сант-Эусторджо. 1462. Милан

Альберти

Даты жизни: 1404-1472
Место рождения: Генуя, Италия
Период: Ранний ренессанс
Известные работы: Tempio Malatestiano, Palazzo Rucellai и Santa Maria Novella

Леон Баттиста Альберти был теоретиком-гуманистом и дизайнером, чья книга об архитектуре «De re Aedificatoria» («О теме строительства») имела большое влияние и после его смерти. Одним из аспектов гуманизма эпохи Возрождения был тезиз: «Человек есть мера всех вещей», поэтому он внимательно изучал древнегреческую науку — анатомию человека. Альберти воспринимал архитектора как человека с большой социальной ответственностью.

Альберти спроектировал ряд зданий, но, в отличие от Брунеллески, не считал себя строителем-практиком и поэтому предоставлял надзор за строительством другим. Чудесным образом один из его величайших проектов, базилика Сант-Андреа в Мантуе, был завершен без изменений замысла. Иначе обстоит дело с церковью Сан-Франческо в Римини (Темпио Малатестиано). Реновация бывшего готического строения, которое по задумке автора должно было иметь фасад, напоминающий римскую триумфальную арку (как и церковь Сант-Андреа), к сожалению, осталось незавершенным.

Значимые строения Альберти:

Темпьетто Малатестиано в Римини (1447-1453)
Церковь Святого Себастьяно в Мантуе (1460)
Церковь Сант-Андреа в Мантуе (1472)
Дворец Ручеллаи во Флоренции (1446-1451)
Санта-Мария-Новелла во Флоренции (1448-1470)

Донато Браманте

Даты жизни: 1444-1514
Место рождения: Ферминьяно, провинция Урбино, Италия
Период: Высокий ренессанс
Знаменитые работы: Сан-Пьетро-ин-Монторио, Темпьетто

Donato Bramante — художник и один из пионеров архитектуры высокого возрождения. Он создал много проектов в Риме и Милане.

Самым важным сооружением Браманте является мавзолей Темпьетто.  Этот пример классической римской архитектуры — первое здание в стиле высокого ренессанса в Риме. Он также разработал проект для базилики Святого Петра в Ватикане, работу над которым продолжил Микеланджело.

Знаменитые здания Донато Браманте:

Санта-Мария-ин-Сан-Сатиро в Милане (1482-1486)
Монастыри Святого Амвросия в Милане (1497-1498)
Темпьетто в Риме (1502)
Базилика Святого Петра в Риме (1503)
Палаццо Каприни в Риме (1510)

Леонардо да Винчи

Даты жизни: 1452-1519
Место рождения: Анчиано во Флоренции, Италия
Период: Высокий ренессанс
Известные работы: Витрувианский человек (рисунок), Мона Лиза, Тайная вечеря (картины)

У Леонардо Да Винчи — эрудит, инженер, ученый, скульптор, теоретик и рисовальщик. У было множество архитектурных проектов зданий и мостов. Но, к сожалению, они не реализованы. Записи Леонардо содержат многочисленные архитектурные зарисовки. Даже эскизы оказали глубокое влияние на будущих архитекторов и дизайнеров.

Его фрески и картины выставлены во многих музеях и церквях Европы. «Мона Лиза», «Спаситель мира» и «Тайная вечеря» — самые известные картины. Известно не более 25 произведений, которые приписываются ему с уверенностью. Среди них особое значение имеет рисунок «Витрувианского человека» — важный эскиз, вдохновленный творчеством древнего автора античности Витрувия. Большая часть его работ была утрачена.

Рафаэль

Даты жизни: 1483-1520
Место рождения: Урбино, Италия
Период: Высокий ренессанс
Известные работы: Фрески: Афинская школа, Станцы Рафаэля (4 помещения в старой части Папского дворца) и Сикстинская мадонна

Рафаэль, он же Рафаэлло Санцио да Урбино, — художник и архитектор эпохи Высокого Возрождения. Несмотря на свою раннюю смерть, Рафаэль оставил после себя великолепные произведения. Он считается одним из самых влиятельных художников эпохи Возрождения, наряду с Леонардо да Винчи, Микеланджело и Донателло.

Большинство его фресок украшают четыре комнаты в Ватиканском дворце. Самая известная из них — «Афинская школа».

Многие архитектурные работы Рафаэля были завершены другими художниками. После смерти архитектора Браманте в 1514 году, Рафаэль был назначен архитектором собора Святого Петра в Ватикане. Он создавал планы и эскизы для церкви, но их не воплотили в жизнь, так как был принят замысел Микеланджело.

Другим примечательным сооружением, спроектированным Рафаэлем, был палаццо Бранконио дель Аквила. К сожалению, это сооружение было разрушено, чтобы освободить место для строительства колоннады на площади Святого Петра.

Наиболее важные архитектурные произведения Рафаэля:

Собор Святого Петра в Ватикане (1514, не реализован)
Палаццо Бранконио дель Аквила в Ватикане (1520, разрушен)
Вилла Мадама в Риме (1518-1525)

Микеланджело

Даты жизни: 1475-1564
Место рождения: Капрезе, Италия
Период: Высокий ренессанс, маньеризм
Известные работы: Пьета (скульптура), Давид (скульптура) и потолок Сикстинской капеллы (фреска)

Художник высокого возрождения Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони был знаменит своими картинами, фресками и скульптурами. Он также был поэтом и архитектором.

Две его скульптуры «Пьета» и «Давид» очень важны с точки зрения истории искусства. Более того, он подарил миру две удивительные фрески. Первая фреска, расположенная на потолке Сикстинской капеллы, изображает сцены из Книги Бытия. Последняя — «Страшный суд» — на алтарной стене Сикстинской капеллы.

Он также создавал шедевры в области архитектуры. Проект библиотеки Лауренциана во Флоренции (лат. Biblioteca Medicea Laurenziana) — государственной библиотеки Италии, знаменитой своими манускриптами — один из них. Строительные работы вели разные архитекторы, такие как Вазари, Амманнати и Триболо.

Хорошо известные работы Микеланджело:

Часовня Льва X в Риме (1514-1515)
Библиотека Лауренциана во Флоренции (1525-1571)
Площадь Пьяцца дель Кампидольо в Риме (1536-1546)
Палаццо Фарнезе в Риме (1517-1589)
Планы базилики Святого Петра (1546-1564)
Порта Пиа в Риме (1561-1565)
Планы Сан-Джованни-деи-Фиорентини в Риме (1559-1560)

Андреа Палладио

Даты жизни: 1508-1580
Место Рождения: Падуя, Италия
Период: поздний период архитектуры ренессанса
Известные произведения: Вилла Ротонда, «Четыре книги по архитектуре»

Итальянский архитектор Андреа Палладио — один из самых влиятельных персонажей в истории архитектуры. Он создавал свои работы в период позднего ренессанса. Архитектор проектировал различные здания, включая дворцы, церкви но, главным образом, виллы. Благодаря архитектурным творениям Андреа Палладио, Виченца — один из старейших городов Венето, вошел в список объектов «Всемирного наследия» ЮНЕСКО.

Круг его интересов включали античность, классическая архитектура и Витрувий. Как и другие выдающиеся архитекторы эпохи Возрождения, он совершал поездки в Рим для ознакомления с древними руинами. Свои знания и понимание архитектуры Палладио передал следующим поколениям в письменном труде под названием «Четыре книги по архитектуре».

Самые знаменитые здания Андреа Палладио:

Палладианская базилика в Виченце (1549-1614)
Палаццо Кьерикати в Виченце (1551-1557)
Вилла Корнаро в Тревизо (1552-1554)
Вилла Эмо в Тревизо (1559-1565)
Церковь Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1562, 1610)
Вилла Ротонда в Виченце (1567-1605)
Палаццо дель Капитаниато в Виченце (1571-1572)
Вилла Порто в Виченце (1572-1580)
Церковь Санта-Корона в Виченце (1576-1580)
Церковь Искупителя в Венеции (1577-1792)
Церковь Санта-Мария-Нова в Виченце (1588-1590)

6 примеров архитектуры ренессанс в Италии

1. Купол Флорентийского собора

Архитектор: Филиппо Брунеллески
Местоположение: Флоренция, Италия
Строительство: 1420-1436
Стиль: Архитектура раннего ренессанса

Хотя весь дизайн собора относится к периоду готики, двойной купол, спроектированный Брунеллески, является одним из самых важных образцов архитектуры раннего ренессанса.

Его новаторская конструктивная техника, примененная в проектировании гигантского купола, вдохновила других архитекторов эпохи Возрождения. Они с удивлением и восхищением рассматривали его достижения и использовали идеи в своих собственных проектах.

2. Оспедале дельи Инноченти

Архитектор: Филиппо Брунеллески
Местоположение: Флоренция, Италия
Строительство: 1419-1445
Стиль: Архитектура раннего ренессанса

Архитектурный проект Брунеллески «Оспедале дельи Инноченти» был задуман как дом для детей-сирот в Италии. Хотя строительство началось в 1419 году, Брунеллески оставался архитектором проекта до 1927 года. Приют был закончен Франческо делла Луной в 1445 году с некоторыми изменениями.

Это первое здание эпохи Возрождения, которое отсылает к архитектуре ренессанса с колоннами и орнаментами.

3. Капелла Пацци

Pazzi Chapel Santa Croce Apr 2008 (3).JPG
Капелла Пацци, спроектированная знаменитым архитектором эпохи Возрождения Флиппо БрунеллескиBy: Gryffindor. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Архитектор: Филиппо Брунеллески
Местоположение: Флоренция, Италия
Строительство: 1442-1443 годы
Стиль: Архитектура раннего ренессанса

Шедевр архитектуры ренессанса Брунеллески, капелла Пацци во Флоренции, была достроена только после смерти архитектора. В строительстве широко использовался песчаник зеленоватого цвета, называемый Пьетра Серена.

Капелла Пацци во многом напоминает одно из самых важных произведений классической архитектуры — Пантеон в Риме: окулус на потолке и многие элементы, вдохновлённые античностью. Вход в здание также украшен шестью коринфскими колоннами.

Брунеллески спроектировал одно из самых уникальных сооружений в истории, хотя оно очень невелико по масштабам в сравнении со многими другими сооружениями эпохи Возрождения.

4. Базилика Святого Духа

Вид на базилику Санто Спирито. Образей архитектуры Раннего Ренессанса
Вид на базилику Святого Духа работы Брунеллески. Флоренция, Италия. Lucarelli. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Архитектор: Филиппо Брунеллески
Местоположение: Флоренция, Италия
Строительство: 1428-1487
Стиль: Архитектура раннего ренессанса

Церковь Санто-Спирито (Святого Духа) является еще одним произведением раннего ренессанса. Архитектор начал проектировать сооружение в 1428 году на месте ранее снесённой церкви. После смерти его помощники продолжили работу.

Брунеллески спроектировал форму, ширину, высоту и проемы здания с использованием очень рациональной геометрической формулы. Целостность пропорций продолжается и в интерьере здания: внутренние помещения образуют почти идеальную структуру с гармонией серых тонов штукатурки, зеленых оттенков песчаника и плавных геометрических форм.

5. Темпио Малатестиано

Архитектор: Леон Баттиста Альберти
Местоположение: Римини, Италия
Строительство: 1447-1453
Стиль: Архитектура раннего ренессанса

Альберти превратил готическую часовню в шедевр итальянского ренессанса в Римини. Семья Малатеста попросила архитектора в 1450-х годах провести эклектичную реконструкцию готической церкви XIII века.Спроектированный огромный купол и верхняя часть фасада с треугольным фронтоном и аркадами по бокам остались незавершёнными.

6. Церковь Сант Андреа в Мантуе

Архитектор: Леон Баттиста Альберти
Местонахождение: Мантуя, Италия
Строительство: 1470-1790 годы
Стиль: Архитектура эпохи раннего Возрождения

Хотя строительство этого уникального здания Альберти в Мантуе было начато в 1470 году, оно было окончено только в 1790 году. На переднем фасаде здания видны четыре огромные коринфские пилястры, карниз с фризом и треугольный фронтон. Особенно выделяется входная арка, занимающая почти половину фасада и переходящая в свод.

При входе через главный портал нас встречает помещение с большим бочкообразным сводом, выполненном в древнеримском стиле. Внутри помещения с обеих сторон расположены по три часовни с аналогичными небольшими сводами.

6. «Темпьетто» Браманте

Архитектор: Донато Браманте
Местоположение: Рим, Италия
Год постройки: 1502
Стиль: Архитектура высокого ренессанса

Считается, что небольшой храм (итал. Tempietto — маленький храм, храмик), спроектированный Донато Браманте, был построен на месте мученической смерти святого Петра. Темпьетто, представляющее собой очень небольшое здание, благодаря своим архитектурным особенностям является одним из самых ценных сооружений в  архитектуре ренессанса.

Основной чертой этого здания является его круглая форма. В дальнейшем здание служило своеобразной моделью нового проекта собора Св. Петра в Ватикане, разработанного Донате Браманте. Архитектор окружил ротонду 16 дорическими колоннами; небольшого размера внутреннее помещение покрыл полусферическим куполом.

Распространение ренессанса в Европе

В XVI веке Франция, Испания, а затем Англия, Германия, Польша, Россия и Нидерланды стали экономически и политически доминирующими странами. С 1500 года архитектура ренессанса начала распространяться за пределы Италии, чему во многом способствовали и книги. Правящий класс этих государств привлекал итальянских архитекторов для строительства дворцов и храмов:

  • Себастьяно Серлио работал во Франции,
  • Аристотель Фиораванти — в России,
  • Франческо Фиорентино — в Польше.

Среди важных теоретиков архитектуры ренессанса в Европе были:

  • Жак Андруэ дю Серсо (фр. Jacques Androuet du Cerceau) во Франции,
  • Ханс Вредеман де Фриз (нидерл. Hans Vredeman de Vries) в Нидерландах,
  • Вендель Диттерлин (нем. Wendel Dietterlin) в Германии.

Архитекторы ренессанса в Европе

Местные архитекторы изучали итальянский опыт и «переводили его на свой собственный язык». Среди них были:

  • Филибер де л’Орм (фр. Philibert Delorme или De l’Orme) (1510-1570) во Франции,
  • Хуан Баутиста де Толедо (исп. Juan Bautista de Toledo(1515-1567) в Испании,
  • Иниго Джонс (англ. Inigo Jones) (1573-1652) в Англии,
  • Элиас Холл (англ. Elias Holl) (1573-1646) в Германии.

Примеры архитектуры ренессанс в Европе

  • Королевский летний дворец в Праге (Богемия) считается самой чистой архитектурой эпохи Возрождения за пределами Италии.
  • Собор Святого Иакова, Шибеник (Хорватия). В 1477 году работы по строительству готического здания были продолжены Никколо ди Джованни Фиорентино. Верхние окна, своды и купол исполнены в стиле ренессанс.
  • Иниго Джонс после посещения Италии построил Резиденцию королевы в Гринвиче в 1616 году и Банкетный зал в Уайтхолле.
  • Французский ренессанс: Замок Шамбор (1519-39) в долине Луары, архитектор Доменико да Кортона.
  • В Германии Дворец Йоханнесбург в Ашаффенбурге (1605-1614), архитектор Георг Ридингер.
  • Венгерский ренессанс: часовня Бакоча, построенная по заказу венгерского кардинала Тамаша Бакоча, ныне являющаяся частью базилики Эстергома в Будапеште.
  • Нидерланды: Ратуша Антверпена (1564 году).
  • Самым известным примером польской архитектуры ренессанса является Познаньская ратуша XVI века, построенная по проекту Джованни Баттиста ди Квадро.
  • Португалия: часовня Носса-Сеньора-да-Консейсан в Томаре (1532-40).
  • Россия: Грановитая палата в Кремле, Москва (1487—1491). Архитекторы из Италии Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари.
  • Скандинавский ренессанс: Дворец Фредериксборг в датском городе Хиллерёд (1602-1620) — самый большой дворец эпохи Возрождения в Скандинавии. Архитектор Ганс ван Стенвинкель Младший.
  • Испанский ренессанс: дворец Карла V в Гранаде

Примеры архитектуры ренессанс в Латинской Америке

Испанские и португальские колонизаторы привнесли европейские архитектурные тенденции на земли Латинской Америки с конца XV века до начала XIX века. Однако, следует отметить, что ренессансные архитектурные формы  в Латинской Америке часто сочетались с местными традициями и культурой, что придало им уникальные черты.

Боливия
Церковь Курауара-де-Карангас,  1587 — 1608, по проекту испанского архитектора Франсиско Хименеса де Сигуэнсы. Известна как «“Сикстинская капелла Альтиплано” .

Бразилия
Кафедральный собор Преображения Христа Спасителя в Сальвадоре (Бразилия) в стиле маньеризма (1657 — 1746)

Доминиканская Республика
Дом пяти медальонов (1540)  в Санто-Доминго, с сохранившимся ренессансным фасадом в стиле Платереск.

Эквадор
Большая базилика Сан-Франциско в Кито (1535 и 1650), выполнена в стиле маньеристского ренессанса.

Мексика
Кафедральный собор города Мерида, Юкатан (1562 — 1598) по проекту Педро де Аулестиа и Хуана Мигеля де Агуэро.

Перу
Кафедральный собор города Куско (1539).

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Что такое архитектура эпохи Возрождения?
Ответ: Архитектура ренессанса — один из основных архитектурных стилей Европы, который доминировал в период с начала XV до конца XVI века.

Вопрос: Как изменилась архитектура в эпоху Возрождения?
Ответ: Архитектура эпохи Возрождения, черпающая вдохновение в архитектуре античного Рима и Греции, переосмыслила классические архитектурные элементы и воплотила их более рациональным и всеобъемлющим образом.

Вопрос: Какие есть известные художники эпохи Возрождения?
Ответ: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Донато Браманте — некоторые из известных художников эпохи Возрождения.

Вопрос: Где зародился архитектурный стиль эпохи Возрождения?
Ответ: Архитектура эпохи Возрождения зародилась во Флоренции, Италия. Затем она распространилась на другие города Италии, Европы и Латинской Америки.

Вопрос: Какие есть известные образцы архитектуры эпохи Возрождения?
Ответ: Некоторыми наиболее известными примерами архитектуры ренессанса являются Купол Флорентийского собора, капелла Пацци, базилика Святого Духа, Оспедале дельи Инноченти, Темпьетто, Темпио Малатестиано, Санта-Мария-Новелла, Вилла Ротонда, церковь Святого Андреа в Мантуе, Вилла Фарнезе, библиотека Лауренциано и Паллацо Дукале.

Вопрос: Какие есть известные архитекторы эпохи Возрождения?
Ответ: Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Рафаэль, Донато Браманте, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Андреа Палладио, Джулио Романо, Джакомо Бароцци да Виньола и Бальдассаре Перуцци — одни из самых выдающихся архитекторов эпохи Возрождения.

Вопрос: Каковы три этапа ренессансной архитектуры?
Ответ: Ренессанс можно разделить на три этапа: ранний ренессанс (кватроченто) в 1400 — 1500 годах, высокий ренессанс в 1500 — 1520 годах и поздний ренессанс, также известный как маньеризм, в 1520 — 1600 годах.

Архитектура ренессанса: коротко

Ренессанс стал первым международным стилем в истории архитектуры. Он представляет собой синтез элементов античной и средневековой архитектуры, и отличается простотой, гармонией и достоверностью в исполнении форм.

Разработанный флорентийским архитектором Филиппо Брунеллески стиль эпохи Возрождения быстро распространился на другие итальянские города. Позже архитектура ренессанса появилась в Испании, Франции, Германии, Англии, России и других частях Европы и Америки.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x