Классицизм в архитектуре: всё, что нужно знать о стиле

Классицизм в архитектуре: всё, что нужно знать о стиле

Ампир в архитектуре: Триумфальная арка

Классицизм в архитектуре стал преемником эпохи Возрождения или Ренессанса (14 — 16 вв). Этот стиль в разных странах имеет отличительные особенности и непохожие названия. Прочитав статью, вы узнаете об истоках и национальных свойствах классицизма в Европе, США и России. Познакомитесь с примерами архитектурной классики от её истоков в 16 веке до позднего периода развития 19 века.

Особенности классицизма в архитектуре

Классицизм в архитектуре — это симметричная планировка и сдержанность в убранстве. Архитекторы классицизма черпали вдохновение и опирались на композиционные основы античной архитектуры: симметрию, рациональные пропорции, связь конструктивной основы и внешней формы. Архитектуру позднего периода развития классицизма западные искусствоведы называют неоклассицизм (neoclassicism).

Строения в изучаемом стиле, простые и строгие, гармонично вписанные в окружающую среду, производят величественное впечатление. Им характерны крупные формы, минимум декора, лаконичность, порядок, строгость, фундаментальность и масштаб. Окна большие, расположены равномерно, колонны с классическими ордерами, дверь строго в центре.

Такие особенности классического стиля способствовали  планированию и строительству жилых кварталов и городов. Также важную роль в классицизме играла природа: от маленьких садиков перед домом до обширных парков, окружающих комплексы зданий (пример: Версаль).

Классицизм предпочитает только вечное и неизменное. Выделяет и подчёркивает существенные, наиболее важные черты любого явления (здания, интерьера, ландшафта), отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Вместо минутного самовыражения признаёт мастерство и неизменные правила.

Андреа Палладио: основоположник классицизма или последователь Витрувия?

Законодателем классицизма считается итальянский архитектор позднего Возрождения Андреа Палладио (1508 — 1580 гг). Родился в Падуе, в Венецианской республике.  Вероятно, он сильно удивился бы, узнав о присвоенном ему титуле «основоположника» стиля. Андреа был архитектором позднего ренессанса.

Палладио изучал архитектурные памятники Древнего Рима. Принципы античной архитектуры, изложенные в трактате римского учёного и архитектора Витрувия (Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.) Палладио перенёс на доступный современникам язык в труде «Четыре книги об архитектуре».

Они стали учебными пособиями для архитекторов всего мира: Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент, Кэмпбелл Колин — в Англии, Винченцо Скамоцци — в Италии, Джакомо Кваренги — в России, Томас Джефферсон — США, и т. д.. Его идеи быстро нашли себе последователей и в 17 веке распространились по Европе.

При сооружении зданий Палладио руководствовался представлением Витрувия об универсальном объективном значении числовых закономерностей и пропорциональных отношений в строении Вселенной и человека. Архитектор эпохи Возрождения оживлял забытые принципы античной архитектуры.

Палладианский стиль или палладианство

Началом классицизма считается ранее палладианство (по имени основоположника стиля Андреа Палладио). Его проявление отмечено уже в середине 16 века.

Вилла ла Ротонда — классический образец загородного дома

Первая светская постройка эпохи Возрождения Андреа Палладио — «Вилла Альмерико Капра Ла-Ротонда» в Виченце (Италия) —  демонстрирует тенденции классицизма. В проект 1556 года заложен принцип пропорционирования. В плане вилла “Ротонда” абсолютно симметрична и на все четыре стороны смотрит одинаковыми портиками с шестью ионическими колоннами в каждом. Здание создаёт впечатление абсолютной гармонии и самым знаменитым частным домом.

вилла Ротонда
План виллы Ротонда (Италия) By Andrea Palladio — I Quattro libri dell «Architettura (1570); Transferred from it.wikipedia to Commons by Marcok using CommonsHelper. 10 January 2005 (original upload date); Original uploader was Marrabbio2 at it.wikipedia, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4378682

Кубическая (!) постройка с круглым залом в центре увенчана куполом. Здесь нет иррациональных отношений и правила золотого сечения.  Приобретенная графом Аттилио Вальмарана в 1912 году, вилла сегодня принадлежит его наследникам и открыта для публики. Рассмотрите получше это сооружение в 3-минутном видео:

В своих творческих работах Палладио строго следовал правилам симметрии и перспективы. Он широко использовал арочные окна с двумя просветами, которые теперь носят название Палладианские окна.

палладианские окна
Палладианское окно над дверью лондонского здания по адресу 20 St.James Square.

Мировые лики палладианства

Палладианский стиль быстро обрел популярность. В других странах он адаптировался к предпочтениям местной публики и играл важную роль в развитии архитектурных идей классицизма. Искусствоведы отмечают английское палладианство, ирландское, северо-американское (Дрейтон-Холл в Южной Каролине, библиотека Редвуда в Ньюпорте, штат Род-Айленд). Этот стиль был принят в Пруссии (оперный театр Кнобельсдорфа на бульваре Унтер-ден-Линден), во всех британских колониях.

В России палладианство представляют работы конца 18 века Дж. Кваренги: Английский дворец в Петергофе (разрушен в 1942 г.), здание Академии наук, Александровский дворец в Царском селе и другие. Последователем итальянского архитектора стал Николай Александрович Львов (усадьба в Знаменском, дача П. А. Соймонова и др.).

образец палладианства в России
Палладианство в России: первая постройка Дж. Кваренги — Английский дворец в Петергофе (конец XVIII века). Источник

Этот стиль продолжал использоваться в Европе на протяжении 19-го и начала 20-го веков при проектировании общественных и муниципальных зданий.  Со второй половины 19-го века в англоязычном мире с ним начинает соперничать готическое возрождение. Священство сочло палладианство слишком языческим и не подходящим для англиканского и англо-католического богослужения.

Тем не менее, как архитектурный стиль он продолжает оставаться популярным и развиваться. Его фронтоны, симметрия и пропорции отчетливо прослеживаются и сегодня в дизайне многих современных зданий.

9 шедевров классицизма в архитектуре

Эпохальные строения этого направления встречаются по всей Европе и за ее пределами:

  • Триумфальная арка на площади Звезды и Пантеон в Париже,
  • Чизвик-хаус на Берлингтон Лайн в Лондоне,
  • Здание Адмиралтейства и Смольный Институт в Санкт-Петербурге,
  • Белый Дом и Капитолий в Вашингтоне.

Естественно, что это далеко не полный список шедевральных построек классического направления. Представленные фото кликабельны.

Классицизм в архитектуре Англии: от Стюартов до Георга IV

Период с 1603 по 1820 был отмечен несколькими политическими фазами. Некоторые из них были связаны с различными архитектурными стилями. По мнению историков, это золотой век британской архитектуры. Развитие классицизма в архитектуре Великобритании условно можно разделить на три этапа:

  1. ранний период ( XVII век) — Якобинская, Каролинская архитектура;
  2. Георгианская архитектура (XVIII век);
  3. стиль Регенства (ХIX век).

Ранний период палладианства в Англии

Итальянские идеи Палладио были завезены в Великобританию в начале 17 века и быстро укоренились, найдя себе поддержку. Ярко прослеживается влияние архитектурно-культурных традиций Древней Греции и Рима в работах Иниго Джонса, Кристофера Рена и других влиятельных архитекторов этого периода. 

Queens House
Арх. Иниго Джонс. Квинс-хаус (Queens House) в Гринвиче  (1616 — 1635). Пример классицизма в архитектуре. CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=691713

Палладианство Джонса, его современников и более поздних последователей было стилем фасадов. Следует отметить, что математические пропорции и формулы, диктующие планировку, ими строго не соблюдались.

В 1729 году Ричард Бойл, 3-й граф Берлингтон и Уильям Кент спроектировали Чизвик-хаус (Chiswick House). Этот дом был переосмыслением виллы Палладио Капра ла Ротонда, но очищенной от элементов и орнамента 16-го века. В этом и заключалось отличие английского палладианства.

Chiswick House.jpg
Chiswick House — небольшой летний дворец в лондонском предместье. Ссылка

Георгианский классический стиль в архитектуре

Георгианский стиль эпохи классицизма (1714 — 1811) назван по периоду последовательного правления британских монархов Георгов Дома Ганновера. Относится к английскому классицизму 18 века, палладианству.

георгианский стиль в архитектуре
Георгианский стиль. Арх. Роберт Адам. Kenwood House, London

Георгианский стиль очень разнообразен, но сохраняет симметрию и пропорции, основанные на классической архитектуре Греции и Рима. Орнамент выдержан в классической традиции, а иногда на внешней стороне здания почти полностью отсутствует.

В городах англоязычного мира строили огромное количество рядных домов из кирпичей, с четкими линиями и минимальным декором. К особенностям относят:

  • симметричные планы,
  • плоские кирпичи, чаще красные в Великобритании, других цветов в Канаде и Соединённых Штатах,
  • оштукатуренный белый орнамент в виде пилястр и арок,
  • черная входная дверь (за редким исключением).

Стандарты строительства были высокими. Георгианские рядные дома все еще составляют значительную часть Лондона, Эдинбурга, Дублина и других.

В период позднего Георгианства проекты Роберта Адама из Шотландии стали образцом для строительства присутственных мест в британских колониях. Он разработал собственный стиль — воздушную, лёгкую и непринуждённую версию раннего классицизма не только в проектировании зданий, но и в оформлении интерьеров. Из адамова стиля появился федеральный стиль в Северной Америке.

Кедлстон-холл
Арх. Роберт Адам. Kedleston Hall в графстве Дербишир (1759—63) — одна из вершин британского классицизма. Автор: Hans A. Rosbach — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4567323

Регентство (Regency)

Архитектура Регентства приходит на смену Георгианскому стилю. С 1811 года старшего сына монарха Георга III, признанного недееспособным, провозгласили принцем-регентом. Георг IV оставался им, пока в 1820 году не умер его отец. Отсюда название эпохи Регенства, архитектура которой продолжает эпоху классицизма и идей Палладио и, одновременно, выражает интерес к эклектике и смешиванию.

“Принц удовольствий” был расточительным монархом, обладал экстравагантными вкусами и тратил огромные состояния на искусство и дизайн.

Классицизм в архитектуре Англии
Регентская архитектура в Англии. Royal Pavilion, Brighton. Арх. Джон Нэш

Городская рядная застройка этого периода состояла из зданий c оштукатуренным фасадом белого цвета и черной входной двери, обрамлённой двумя белыми колоннами. Стоит отметить, что именно эти дома признаны одними из самых красивых и элегантных, если не во всей Европе, то, по крайней мере, в Великобритании.

Классицизм в архитектуре Англии. Рядная застройка
Классицизм в архитектуре Англии. Регентский стиль. Cumberland Terrace, Regent’s Park, London (1826 г), Арх. Джон Нэш

Архитектура эпохи Регентства наследовала симметрию, чувство величия и аккуратные пропорции георгианского стиля. Отличается тщательно продуманными элементами, такими как оштукатуренные фасады пастельных тонов, декоративные детали из кованого железа на балконах и верандах, дорожки с колоннадами, арочные окна и входные двери, балюстрады на крыше, деревянные ставни на окнах, классические фризы, пилястры, дверные и оконные фронтоны.

Стиль Регентства иногда называют английский ампир. Яркими представителями в архитектуре классицизма этого периода называют Джона Нэша и Джона Соуна. В это же время на немецкоязычных землях проявляется стиль Biedermeier (Бидермайер или  Бидермейер) и в США — Федеральный.

Ампир и француский классицизм: вечность мимолётной империи

Во Франции классицизм появился позже, чем в Англии.  Первая его фаза охватывает период c 1750 по 1800. Выражается в стиле «Людовика XVI», который включал в себя завершение рококо и рождение французского классицизма.

Классицизм в архитектуре Франции
Классицизм в архитектуре 18 века во Франции. Церковь Св. Женевьевы, ныне Пантеон, была построена по проекту архитектора Ж. Ж. Суффло

Второй этап известен под стилем Ампир или Поздний классицизм, который отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. Есть ещё другие имена этого направления: императорский стиль, (фр. empire — империя), высокий классицизм или наполеоновский стиль (по периоду правления). Ампиром завершается эволюция классицизма в первых трёх деcятилетиях 19 века.

Ампир в архитектуре: Триумфальная арка
Триумфальная арка в Париже. 1806—1836 гг по проекту архитектора французского ампира Жана-Франсуа Шальгрена. Арка «в древнеримском стиле» построена по распоряжению Наполеона Бонапарта в ознаменование побед его «Великой армии» по подобию Триумфальной арки Тита на римском Форуме. После смерти Шальгрена в 1811 году строительство продолжал архитектор Жан-Арно Реймон.

Отличия ампира — помпезность, напыщенность, парадность, праздничность — активно использовались французскими придворными архитекторами Наполеона. В России появился при Александре I.
Францускому ампиру соответствуют:

  • В Британии — Регентский стиль,
  • в Германии — Бидермейер или Бидермайер,
  • в  США — федеральный стиль.

О самом важном символе Парижа 19 века в имперском стиле, а так же о русском ампире того же времени читайте в статье Стиль ампир в архитектуре Европы и России.

Классицизм в архитектуре Германии и Австрии: Бидермайер 

Немецкое слово Biedermeier правильно читать, как «бидермайер». Распространялся с 1815 по 1848 года. Его иногда относят к ветке романтического стиля, который сменил ампир, усматривая смесь направлений.

Можно сказать, что это ампир, приспособленный к миру домашнего уюта и задушевности, ставший скромным и элегантным. Немецкое слово bieder можно перевести как «простодушный, обывательский» дало описание этому образцу позднего классического стиля.

Современники того времени называли его «ампиром для бедных», потому что экономический упадок после наполеоновской Европы не позволял строить роскошные особняки. Стиль Бидермайер имеет место не только в Германии и Австрии, но и в городах Северной Италии, Скандинавских стран, Польши.

Этот стиль сформировал монументальные здания того времени и жилые кварталы среднего класса. Самым выдающимся архитектором Бидермайера, безусловно, был Йозеф Корнхойзель (1782 — 1860 гг), который оставил свой след в основном в Вене и Бадене под Веной.

Бидермайер архитектура
Охотничий дворец Габсбургов в стиле Бидермайер. 1838-1840 г., в Тешине, Польша. Он был спроектирован венским архитектором Йозефом Корнхойзелем. By Verlag Grubner, Bielitz — Vintage postcard in private collection, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36043997
архитектура Биремайера
Геймюллершлёссель в Вене. 1808 г. Коллекция Бидермайера Музея прикладного искусства. By Bwag — Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=103371759

Такие характеристики неоклассической архитектуры Бидермайера, как единство простоты и функциональности , оказали влияние на югендстиль-модерн, баухауз и, в целом, архитектуру 20-го века.

классический стиль в архитектуре: бидермайер
Бидермайер. Дворец Florastöckl в Бадене, 1816—17. Арх. von Joseph Kornhäusel. Фото: Von Karl Gruber — Eigenes Werk, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6229177

Федеральный стиль: как отличить от георгианского

Федеральный стиль также известен как стиль Адама, в честь британских архитекторов братьев Адам,  которые разработали этот стиль в Англии. В федеральном стиле есть много элементов георгианского стиля: симметрия, классические детали, двускатная крыша. Но отличается он орнаментом и изысканностью.

федеральный стиль в архитектуре
Таможня в г. Сайлэм, Массачусетс, США. Автор: Torsten Henning — digital photo by Torsten Henning, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2924386

Федеральные детали более изящные, тонкие, тщательнее прорисованные, чем их георгианские аналоги, и могут включать в себя флаги, гирлянды и урны. Кроме того, в федеральном стиле были введены более формальные элементы, такие как вентиляционное окно на входной двери, иногда с боковыми фонарями по бокам, а также более сложные дверные обрамления и портики.

Пример федеральной архитектуры
Дом Уильяма Бентли (около 1730 года) в г. Салэм, Массачусетс, США. Фото: Изначально этот файл был загружен участником Daderot из английский Википедия — Перенесено с en.wikipedia на Викисклад., CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3212645

Федеральный стиль также известен эффектными трехчастными или палладианскими окнами с изогнутыми арками. Еще одной выдающейся, но менее распространенной особенностью федеральной архитектуры является использование изогнутых или многоугольных оконных проекций.

федеральный стиль в архитектуре
Федеральный стиль в архитектуре США. Photo: jiawangkun / Adobe Stock

Федеральный стиль стал популярным во всех колониях после Американской революции и доминировал примерно до 1820 года. Самый простой способ отличить здание в федеральном стиле от здания в георгианском стиле — это обратить внимание на эллиптический вентилятор над входной дверью или окна в стиле палладио.

Классицизм в архитектуре России: что не смогла Европа

Имя Андреа Палладио в России впервые узнали в 1699 году, когда сподвижник Петра Великого князь Долгорукий перевёл трактат венецианца «Четыре книги об архитектуре». Первый русский император оценил соответствие упорядоченной системы застройки проводимым реформам. Ему понравились образцы классических зданий.

Особенности русского классицизма в архитектуре

Столицей русского классицизма становится Петербург. Принципы классицизма заложены в его чертежах: симметрия, пропорция, крупные формы, упорядоченность, масштабность, перспектива. В этом стиле планировалось создание дворцов, театров, административных учреждений и жилых домов.

Сочетание рационализма и простора, представленного в русском классицизме, невозможно в сложившейся плотной застройке европейских городов с разнообразием архитектурных стилей.

О тонкостях отличия российской версии палладианства человеку неподготовленному узнать нелегко. Нужно разбираться в чертежах, конкретных особенностях строения форм зданий. Важно понимать культурные смыслы, которые вкладывались в здания, какая жизнь в них протекала, какие люди их создавали и населяли.  Эти аспекты разбираются в статье В. Успенского Палладианская Россия.

Екатерининский классицизм

Расцвет классического стиля наступает, когда Екатерина II (с 1762 по 1796 гг.) приглашает архитекторов-палладианцев Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги для работы в России. При Екатерине классическая архитектура выражала передовые философские взгляды на обустройство мира. Просвещенная императрица отстраивала столицу и загородные резиденции. Осуществляла массовую перепланировку русских городов по всей стране вплоть до Урала.

«Жалованная грамота дворянству» Екатерины II вызвала активное строительство дворянских усадеб. В загородном строительстве пальму первенства держал последователь Дж. Кваренги Н. А. Львов. Он строил «дворянские гнёзда» по принципу виллы Ротонды. Многие барские дома и последующих столетий так или иначе копируют его усадьбы, которые стоят на пригорке и глядят в пруд…

«Идеалистическое русское палладианство — это архитектура мечты: мечты о Риме, Империи, Европе, величии и покое, законности и свободе», — считает искусствовед В. Успенский.

К раннему русскому классицизму, кроме вышеназванных, относят архитекторов:

  • Ж. Б. Валлен-Деламота (Большой Гостиный двор, Юсуповский дворец на Мойке, Санкт-Петербург) ,
  • А. Ф. Кокоринова (дом К.Г. Разумовского на Мойке, совр. Педагогический университет им. Герцена, Санкт-Петербург),
  • Ю. М. Фельтена (Мещанское (Александровское) училище при Смольном, С-Петербург),
  • К. И. Бланка (Храм Николая Чудотворца в Звонарях, Москва),
  • А. Ринальди (Мраморный дворец, С-Петербург).

Здания, построенные в период 1760—1780 гг. ещё сохраняли пластику и динамику форм, присущих барокко и рококо. (Кликните для увеличения картинки)

Зрелый классицизм в архитектуре России

После 1770 г. появились здания в классическом стиле, ставшие образцом для строительства дворянских дворцов-усадеб и крупных жилых городских домов.

Архитекторы зрелой поры классицизма:

  • Дж. Кваренги ( усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой — пр. Стачек, 45),
  • Н. А. Львов (усадьба Знаменское-Раёк, Усадьба Никольское-Черенчицы),
  • Ч. Камерон (работы в Царском Селе),
  • И. Е. Старов (Троицкий собор в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге),
  • В. И. Баженов (ансамбль Царицыно, сохранилось несколько построек) и
  • М. Ф. Казаков (Здание Сената в московском Кремле, Москва).
классицизм в архитектуре России
Камеронова галерея (Царское Село) Фото: User:MatthiasKabelсобственная работа, CC BY 2.5, Ссылка

В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.

Русский ампир в архитектуре России связывают с периодом возведения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Монферраном (1858 г).

Классицизм в архитектуре советского периода представляет сталинский ампир. Относится к 1948 — 1953 годам, когда в Москве появились 7 высотных зданий. Примеры с описаниями можно найти в статье Стиль ампир в архитектуре Европы и России.

Краткое описание других стилей с примерами в хронологическом порядке читайте в статье Архитектурные стили: хронология, фото, видео.

Сможете ли вы отличить классические здания от зданий модерна? Пишите в комментариях или задавайте вопросы.