Модернизм в архитектуре представлен разными течениями, которые появились в начале 20 века в противовес романтическому Модерну. Заметим, что существует много путаницы в определениях этих двух стилей или направлений.
Особенности модернистской архитектуры
- Рациональный подход к решению внутренней планировки (функциональный подход),
- Использование самых современных материалов и конструкций, в частности железобетонного или стального каркаса.
- Отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений.
- Интернациональный характер.
После выставки модернистской архитектуры в Америке в 1932 году, организованной архитектором Филипом Джонсоном, основоположником и ведущим представителем движения в американской архитектуре середины XX века, стиль получил название Интернациональный (International Style).
Для описания модернистских проектов 1930-х — начала 1960-х годов в Великобритании использовался термин «Modern Movement» («Современное движение»).
Почему путают модерн и модернизм?
В Испании модерн именуют modernismo. Видимо, поэтому работы архитектора Гауди в некоторых информационных интернет-источниках на русском языке идут в одном ряду с модернисткими. Однако, этот архитектор творил в стиле Модерн. Достаточно прочитать статью Модерн в архитектуре, чтобы это стало ясно.
В других языках та же ситуация: французское слово modernisme (новейший, современный) и английское modern (новый, современный). В англоязычных источниках о Модернизме говорят Modern architecture. А то, что называют у нас Модерном в США и Великобритании называют Тиффани и Макинтош соответственно. В других странах часто используют термин Ар нуво или Атр нуво.
Различия стилей очевидны:
- стиль Модерн вдохновлен миром природы, характеризуется извилистыми, скульптурными, органическими формами, арками, изогнутыми линиями и чувственным орнаментом; общие мотивы включают стилизованные версии листьев, цветов, виноградной лозы, насекомых, животных и других природных элементов; декоративные элементы внутри и снаружи зданий включают в себя сложные мозаичные работы, витражи и изогнутые стекла, а также декоративное кованое железо;
- Модернизм отвергает украшательство, а утверждает слияние искусства и промышленности в новых для того времени технологиях, конструкциях и планах сооружений.
Архитекторы модернизма
Модернизм стал новым стилем или философией архитекторов и дизайнеров 20-го века: аналитический подход к функциям строений, рациональное использование (часто новых) материалов, структурные инновации и отсутствие декоративного орнамента. Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и некоторые другие.
В Советском Союзе первыми архитекторами модернизма были В. Е. Татлин, М. Я. Гинзбург, И. С. Николаев и другие.
Направления архитектурного Модернизма: яркие примеры
Кредо модернизма заложено в самом его наименовании – это созидание нового. Архитекторы-модернисты применяли достижения современных строительных технологий и создавали принципиально новые конструктивные и планировочные идеи. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер модернистских построек. Что касается социальных установок архитекторов-модернистов, то, как правило, они отличались явным демократизмом.
Авангард в архитектуре: что это и как относится к модернизму?
Среди историков искусства наблюдается тенденция идентифицировать «Modern Movement» как авангард в архитектуре. Однако, за последние десятилетия термин «авангард» приобрёл более точное теоретическое значение благодаря работе Петера Бюргера («Теория авангарда», 1974 г.). Теоретическая основа привела к растущему консенсусу в отношении проведения различия между историческим авангардом, хронологически расположенным до Второй мировой войны, и нео-авангардом, который является более поздним явлением.
Вопросы и темы, вокруг которых кристаллизовалось «Современное движение» в архитектуре, безусловно, были связаны с авангардной логикой разрушения старого и строительства нового. Такой подход делает модернистские направления (Де Стейл в Голландии, Конструктивизм в России, Баухаус в Германии и др.) авангардными в меняющейся социальной реальности, когда отвергается буржуазная культура и провозглашаются новые идеи.
Тождество между политическими прогрессивными тенденциями и архитектурой присутствовало недолго, в 1920-х — начале 1930-х годов. Вместо этого появилась новая формулировка, которая объединяла довольно разнообразные тенденции под знаменем «International Style». Тем самым была создана определенная ортодоксия (следование научной теории), которая противоречила непрерывному стремлению к переменам, характерному для авангарда.
Вывод: более продуктивно различать определённые авангардные моменты в архитектуре, но не говорить о стиле Модернизм как об авангарде.
Конструктивизм в архитектуре
Получил признание в Советском Союзе в прошлом веке в 1920-е годы и начале 1930-х годов. Он сочетал передовые технологии и технику с общепризнанной в государстве целью построения коммунизма. Наделён механистическими и динамическими формами. Об особенностях, истории появления и развития направления с примерами читайте в статье «Советский конструктивизм в архитектуре»
Де Стейл (De Stijl)
Данный стиль образован как художественное движение обществом художников, в голландском городе Лейден в 1917 году. Ещё именуется неопластицизмом. На движение Де Стейл повлияли картины кубистов и движение DaDa с их идеями об идеальных геометрических формах. А работы Де Стейл, в свою очередь, повлияли на стиль Баухауз и Интернациональный стиль в целом.
Влияние этого движения на архитектуру можно увидеть больше всего в доме Ритвельда Шрёдера, который является единственным зданием, созданным исключительно с использованием принципов De Stijl. Дом построен в Утрехте (Prins Hendriklaan 50) в 1924 году голландским архитектором Герритом Ритвельдом для миссис Труус Шрёдер-Шрёдер и её детей.
Первый этаж можно назвать традиционным; вокруг центральной лестницы спроектированы кухня и три спальни. Жилая зона наверху образует большое открытое пространство, за исключением туалета и ванной комнаты. При необходимости и желании с помощью подвижных стен на втором этаже можно организовать 3 комнаты и гостиную.
Фасады продолжают впечатление пластичности внутреннего пространства за счёт поверхностей белого и оттенков серого цветов. Создаётся впечатление скользящих компонентов, образующих балконы. Каждый элемент имеет свою форму, положение и цвет. Прямые линии и плоскости перетекают снаружи внутрь с одинаковой цветовой палитрой. Даже окна открываются только на 90 градусов, сохраняя строгие стандарты дизайна пересекающихся плоскостей и еще больше размывая разграничение пространства внутри и снаружи.
Таким образом архитектура выразила передовые взгляды на семейные отношения: вместо буржуазных понятий респектабельности и приличия с акцентом на дисциплину и сдерживание эмоций на первое место вышла правдивость и эмоциональная открытость жизни домочадцев.
Баухаус (Bauhaus)
Группа радикальных архитекторов Германии под руководством немецкого архитектора Вальтера Гропиуса выступала за тесный союз между художниками и промышленностью и продвигала идею социально ориентированной архитектуры. После падения монархии и провозглашения Германии Веймарской республикой в ноябре 1918 года Гропиус получил поддержку новообразованного государства для создания Государственной высшей школы строительства и формообразования под названием Баухаус. Несмотря на свою относительную недолговечность (с 1919 по 1933 год), она оказала огромное влияние на архитектуру и дизайн двадцатого века.
Строительство здания для школы, спроектированного Вальтером Гропиусом, началось летом 1925 года и было завершено к октябрю 1926 года. Конструкция была экспериментальной, с использованием железобетонного скелета с полами из полой плитки, опирающимися на балки, и плоской крышей. Оно состояло из учебной части и мастерской, театра, столовой и жилого пространства для студентов с садом на крыше. Выдающимися визуальными особенностями были обширная стеклянная навесная стена со стороны мастерской и застекленный двухэтажный мост через дорогу как административный офис, а затем архитектурный факультет.
Интерьер был оборудован студентами Баухауса. Кухни имели пищевой лифт с сервировочным люком на каждый этаж студенческого общежития, включая сад на крыше. Сцена была отделена от столовой и главного зала складными панелями. Это давало возможность преобразовать помещения в театральный зал, где зрители сидели по обе стороны сцены.
Баухаус рассматривается не только как образовательный проект, ориентированный на утилитарные (полезные) принципы. Он стал источником нового формообразования, основу которого составляет концепция идеи функциональности. Минималистский внешний вид зданий, ориентация на упрощённые геометрические формы, отсутствие декора является признаком революционных концепций Баухауса — красоты и простоты.
Минимализм в архитектуре
Истоки минималистской архитектуры восходят к кубизму, De Stijl и Bauhaus. В некотором роде, эти движения были похожи между собой.
Например, движение Де Стейл одобрило простоту и абстракцию и уменьшило художественное оформление до основной формы и цвета. Архитекторы основывали свою философию дизайна на функционализме, прямолинейности плоскостей и устранении декоративной отделки поверхности, как это показано в доме Шрёдера Ритвельда.
С другой стороны, Баухаус был основан как художественная школа в Германии с целями продвижения массового производства и объединения ремесел с технологиями. Баухаус разделял принципы Де Стейл в функционализме, чистоте и уменьшении формы.
Всего две минуты на видео дзен канала Arhi1ru показывают суть минимализма на примере дома Фарнсуорт в штате Иллинойс, построенное по проекту архитектора Людвига Мис ван дер Роэ, в период с 1945 по 1951 год.
В дополнение к влиянию Bauhaus и De Stijl минималистская архитектура находилась под очарованием традиционной японской архитектуры, оценив её простоту.
Этот стиль демонстрирует определенные характеристики формы, света, пространства и материала наряду с такими методами как сокращение, упрощение и унификация. Минималисты считают эти характеристики сущностью архитектуры.
Минимализм устраняет несущественные детали, уменьшая и уплотняя содержимое проекта до минимума необходимых элементов, параметров и средств, таким образом определяя его форму.
Функционализм в архитектуре
К 19 веку многие архитекторы в своих проектах сосредотачивались в основном на стиле, который определял форму и внешний вид зданий. Однако к концу века появилась идея функциональности здания. Новые промышленные технологии в Соединенных Штатах и Европе позволили создавать более крупные конструкции из стали и стекла. Поскольку строения такого рода никогда раньше не создавались, не было исторического прецедента, архитекторам пришлось обсуждать, какие стили лучше всего подойдут для этих новых зданий.
Американский архитектор по имени Луис Салливан провозгласил в 1880-х годах, что «форма следует за функцией». Он утверждал, что его новые проекты (в конечном итоге названные небоскребами) основываются на функциях офисных помещений, магазинов и резиденций и не нуждаются в сложных фасадах или строгих стилях. Эта идея стала популярной. Швейцарский архитектор Ле Корбюзье в ХХ веке определил дом как «машину для жизни». Функционализм в архитектуре достиг расцвета к 1930-м годам.
Главным лозунгом в архитектуре становится удовлетворение практических потребностей. Самое сильное влияние направления наблюдалось в Германии, Чехословакии, СССР и Нидерландах. Следуя идее о том, что функция стоит на первом месте, строительные материалы, используемые для создания конструкции, часто остаются открытыми. Плоские бетонные плиты, стальные листы, деревянные балки или полы можно видеть такими, какие они есть. К середине ХХ века эти элементы представляли собой массовое производство. Функционалистские структуры с гордостью отображают идентичные промышленные элементы функционального назначения. О мастерстве и искусстве ручной работы речи нет.
Но ирония заключается в том, что одни архитекторы определяют Функционализм как эстетику дизайна, другие — как символическое признание достижений современной промышленности, третьи — как теоретический подход к работе.
Таким образом, мы можем смело говорить о функционалистических элементах в архитектуре зданий, но не о чистом архитектурном стиле.
Брутализм в архитектуре
Брутализм — это стиль с акцентом на материалы, текстуры и конструкцию, создающий очень выразительные формы. Впервые этот термин был использован в 1953 году историком архитектуры Элисон Смитсон (Англия). При описании одной из работ Корбюзье, которая так и не была реализована, она назвала эстетику голого бетона, кирпича и дерева высшей степенью проявления «нового брутализма». Термин был подхвачен другими историками архитектуры, что привело к возникновению стиля.
Акцент был сделан на больших бетонных формах с текстурой деревянной опалубки, используемой для литейных форм и демонстрацией служебных воздуховодов и вентиляционных башен. Строительные материалы, используемые в этом стиле включают кирпичи, сталь, стекло, необработанный камень. Представляет резкий контраст с изысканными и орнаментированными зданиями, построенными в элитном стиле Beaux-Arts (Боз-Арт).
Сможете Вы сейчас отличить Модерн от Модернизма? Проверьте себя, посмотрев 11 минут видео Модерн в архитектуре на дзен канале arhi1ru. Удалось разобраться? Ошибки нашли?
Какие есть архитектурные стили и когда они появились читайте в статье Архитектурные стили: краткое описание