Рассказать об архитектуре Древней Греции кратко, самое главное – значит описать планировку городов, периоды развития и стили. Далее, выделить самое главное в каждом периоде и изложить простыми словами. Что и сделано для Вас в статье. Плюс примеры с фотографиями, чтобы было понятней о чём речь. В последнем абзаце – выжимка. Кто очень спешит – сразу туда.
Социокультурные факторы в формировании и развитии архитектуры Древней Греции
Религиозные убеждения, мифология, демократия и общественные ценности Греции оказали глубокое влияние на архитектуру Древней Греции. В мифологии Древней Греции боги обитали на горе Олимп. А у подножия жили обычные люди. По такому же принципу строились города (полисы).
Где и как жили простые смертные в городах Древней Греции?
Демократические идеи и общественные ценности Древней Греции влияли на архитектуру.
Вокруг природного или насыпного холма строили нижний город. Ремесленники одной профессии жили компактно в кварталах. В центре всегда была торговая площадь, где они решали хозяйственные и административные вопросы, собираясь вместе. Место это называлось агора.
Вокруг агоры строили общественные здания для совета общины (булевтерии) подобно современной мэрии. Для торжественных мероприятий строили пританеи. Всякого рода развлекательные клубы (лесхи), театры, стадионы, парки располагались здесь же.
Гимназии и спортивные школы (палестры) имели большие комплексы и находились неподалёку.
Где и как отдыхали боги?
Религиозные убеждения и мифология оказали глубокое влияние на архитектуру Древней Греции. Храмы были одними из самых важных архитектурных сооружений, и их структура и декор были тесно связаны с богами и героями.
Центральной частью в плане городов Древней Греции были акрополи – холмы с возведёнными храмами для бога-покровителя конкретного города. Как правило холмы имели и защитную функцию: их хорошо укрепляли на случай войны.
Самыми могущественными городами-государствами в тот период являлись Афины, Спарта, Фивы и Коринф. Они как сотрудничали, так и воевали между собой.
Греческая ордерная система – что это?
К архаическому (первоначальному) периоду развития архитектуры Древней Греции относят VIII – VI вв до н.э.. Это времена, когда
- впервые провели олимпийские игры,
- Гомер написал «Иллиаду» и «Одиссею»,
- греки захватили Сицилию, южную Италию и Фракию.
Достижениями греческого зодчества в этот период считается создание и последовательное применение ордерных принципов. Ордер – это стоечно-балочная система, состоящая из
- вертикальных колонн, пилястр и
- горизонтальных перекрытий (антаблемент).
Слово это произошло НЕ от «ордена», а от латинского ORDO — строй, порядок. Возник этот принцип, как важный элемент архитектуры общественного здания в Древней Греции.
Дорический ордер и его брутальность
В начале периода архаики использовался дорический ордер. Название своё получил от живших на северных территориях греческой метрополии дорийских племён.
Храмы тяжеловесны и приземисты, колонны, простые, мощные, немного утолщенные (мужественные). Верхняя часть колонны – капитель – образуется двумя каменными плитами (нижняя круглая, верхняя квадратная). Вертикальные желобки вдоль создают иллюзию устремленности вверх.
По всему периметру храма тянется полоса украшений – фриз. На узких сторонах храма под крышей образуются треугольники – фронтоны, которые украшали скульптурами. Когда-то были разукрашены в красный и синий цвет, но краски осыпались и теперь храмы белые.
Несущие конструкции храмов (колонны и архитравы) не раскрашивались.
Это подтверждают раскопки
- храма Геры в Олимпии,
- храма Афайи (Афеи) на острове Эгина в Сароническом заливе и другие.
Ионический ордер: храм богини Артемиды
Ионический ордер характеризуется легкостью в пропорциях, декоративностью и изяществом. Он сформировался под влиянием культуры Востока в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции. Начали использовать его в конце архаического периода наряду с дорическим.
Наиболее известен храм Артемиды, всегда юной богини охоты и женского целомудрия, дающей счастье в семейной жизни (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе, выстроенный в конце VI в. до н.э. — одно из 7 античных чудес. В настоящее время это город Сельчук на юге турецкой провинции Измир.
Большое внимание уделялось ландшафтному дизайну вокруг храма. В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей.
Классический период в архитектуре Древней Греции: кратко об Афинах
Классический период развития архитектуры Древней Греции относят к V веку до н.э.. Это время, когда жили философы
- Софокл, Сократ, Демокрит, Платон и
- великий целитель Гипократ, клятву которого и сегодня произносят врачи.
Принцип планировки городов сохраняется, но здания становятся более лёгкими и воздушными. Наиболее известным памятником классического периода является Афинский акрополь (фото кликабельно).
Как богиня Афина стала владычицей Аттики
Миф гласит, что покровительница воинов и ремесленников, богиня Афина воткнула в землю Аттики (область Греции) копьё. На этом месте выросло оливковое дерево, которое она подарила людям. Подарок так понравился, что её признали повелительницей, а столицу назвали её именем.
Расцвет греческой архитектуры начался в 5 в до н.э. и неразрывно связан с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начато грандиозное строительство в Афинах, а именно на укрепленном холме – акрополе.
Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении был поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь. В центре высилась бронзовая статуя покровительницы города – богини мудрости Афины.
Далее виднелся своеобразный и сложный храм Эрехтейон. Его отличает выступающий портик, где перекрытия поддерживают мраморные изваяния в виде женских фигур — кариатиды.
Главное сооружение акрополя – храм, посвященный Афине – Парфенон. Он так же является отличным примером дорического стиля. Сохранились имена его создателей: Иктин и Калликрат. В храме стояла колоссальная статуя богини Афины, созданная Фидием.
Хоромы богини Афины
В 447 году до н. э. началась работа над Парфеноном, чтобы заменить старый храм, разрушенный персами в 480 до р.Х.. Парфенон, который мы видим сегодня, начался именно по приказу Перикла.
Дело поручили архитекторам Иктину и Калликарту. Отделкой занимался Фидий. Их задачей было своим талантом воскресить силу, величие и могущество общеэллинской державы.
Весь храмовый комплекс был построен из белого мрамора. Парфенон, храм богини Афины, является главным и наиболее величественным.
Он признан величайшим достижением зодчих всех времён. Имеет более стройные и изящные пропорции, чем храм Зевса в Олимпии, но высотой не уступает ему.
- Строгие спокойные формы,
- золотая пропорция,
- сверкающий на солнце белый мрамор колонн,
- яркие краски.
Всё вместе вызывало гордость, восторг и восхищение.
На входе в акрополь располагались пропилеи, где находились картинная галерея (пинотека) и богатая библиотека. Пропилеи — это торжественный вход на территорию комплекса, служащий воротами.
Шик храма богини победы Ники
Обратите внимание на маленький Храм Ники (справа), расположенный на возвышенности к юго-западу от входа. Он был построен в ок. 420 до н.э. по проекту архитектора Калликрата в ионном порядке.
Ионический ордер проник на территорию Греции из области Ионийской Малой Азии. Колонны более нарядные и утонченные. Архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (глазком) в центре – волюта (лат. завиток, спираль) – составная часть ионической капители, венчающей колонну.
Ряды колонн перед сторонами храма украшают рельефные фризы (декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения). На них изображены боги и батальные сцены.
С точки зрения скульптурной композиции храм Ники был шикарный. Маленькое здание было украшено больше, чем любой ионический храм в истории греческой архитектуры.
Его декор состоял из пяти взаимосвязанных зон. Каждая драматически отражала тему афинской победы в битве. Крыши украшали сложные скульптурные группы из позолоченной бронзы, фронтоны – сцены битвы.
На момент строительства это было необычно: фронтоны классических ионических зданий обычно не украшались.
Кариатиды Эрехтейона
Другой пример, где встречается ионический ордер – это своеобразный и сложный по плану храм Эрехтейон (примерно 406 — 421 до р.Х.). Храм известен, потому что он был асимметричен. Архитектурный стиль Древней Греции – это прежде всего симметрия. Частично такой проект объясняется тем, что строение находится на разных уровнях.
Говорят, что в этой части акрополя были очень древние святилища. Одним из предназначений здания было сохранять их. Здесь находились дары, приносимые в жертву богам.
На южном крыльце (самом известном) вместо типичных колонн крышу поддерживали шесть статуй девиц – Кариатид. На восточной стороне храма можно увидеть шесть ионических колонн.
Греческие архитекторы в период классицизма умело использовали пейзажный рельеф, в том числе для строительства
- светских зданий,
- торговых комплексов и
- зрелищных арен.
Стадионы находились в естественных долинах. Зрительские места в театрах спускались со склонов гор к сцене (орхестре).
Коринфский ордер: легенда возникновения
В классический период развития архитектуры Древней Греции скульптор Калимах из Коринфа изобрёл коринфский ордер. Его отличие – более насыщенный декор, чем у ионического ордера. Витрувий донёс до нас легенду относительно происхождения коринфской капители.
Древнегреческий мастер Калимах, прогуливаясь в окрестностях Коринфа, набрёл на могильный холм одной девушки, гражданки города. Согласно погребальному обычаю простых коринфян, его украшала ивовая «корзинка с вещицами», накрытая сверху черепицей. Со временем сквозь прутья корзины проросли листья аканта и образовали нечто вроде букета. Архитектор «восхитился новизною вида и формы» и сделал для земляков «несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».
Коринфский ордер называют «девичьим» или «юношеским»,
дорический – «мужественным» или «мужским»,
а ионический – «женственным» или «женским».
Так в конце классического периода архитектуры Древней Греции к дорическому и ионическому ордеру добавился коринфский.
Эллинизм в архитектуре Древней Греции: кратко о чудесах зодчества и открытиях
Эллинистический период (IV – I века до н.э.) в архитектуре был отмечен псевдодиптерой — двойной колоннадой, внутренний ряд которой скрыт наполовину в стене. Автором этого открытия был Гермоген (конец III-го – начало II-го в. до н. э.) – один из родоначальников ионического ордера. Известен как «Гермоген из Алабанды». Впервые эту архитектурную формулу архитектор воплотил в храме Артемиды Белобровой (Левкофрины) в ионийском городе Магнесии-на-Меандре, неподалёку от Эфеса.
Сведения о Гермогене дошли до нас благодаря трактату «Десять книг об архитектуре» римского зодчего Витрувия, жившего в I веке до н. э. Позднее римляне переняли эту формулу и широко использовали в своей архитектуре.
Как греки обогатили архитектуру Египта
Эллинизм знаменит ещё возведением круглых зданий. Сохранилось несколько построек такого типа в Эретрии, Олимпии, на острове Самофракия.
Но самым грандиозным считается стометровый Александрийский морской маяк (о. Форос) – одно из 7 чудес света времён античности.
Александр Македонский во время своих походов основал 17 одноименных городов. Но лишь один дожил до наших дней — Александрия в Египте. После смерти Александра город перешёл под власть фараона Птолемея. Он и распорядился построить маяк, вошедший в список «7 чудес света«. Целью его сооружения было облегчить путь мореплавателям в плохую погоду и ночное время.
Как Колосс Родосский пал дважды
Ещё одно «чудо» из списка было построено на острове Родос архитектором Харесом в виде гигантской скульптуры бога Гелиоса — Колосса Родосского. Простоял он около 50 лет и был разрушен землетрясением.
Римский император Нерон стремился увековечить себя копией Колосса. Но и тот пал, а слово «Colosso» с итальянским произношением перешло амфитеатру Колизей.
Архитектура Древней Греции: завершение развития
Архитектура эллинизма стремиться к большей пышности:
- колонны становятся еще более стройные,
- канавки более углублённые,
- коринфские капители более украшенными растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.
Храмам стали уделять мало внимания. Богов забывали: строили в основном
- общественные сооружения,
- дворцы,
- библиотеки,
- амфитеатры,
- обносили площади колоннадами.
Усилилось влияние других стилей, появилась эклектика.
Архитектура Древней Греции: кратко
- Принцип градостроительства городов: боги — наверху, в акрополе, смертные — внизу, в агоре.
- 3 периода развития архитектуры:
- архаический (VIII – VI вв до н.э.),
- классический (V век до н.э.),
- эллинический (IV – I века до н.э.).
- 3 ордера:
- дорический,
- ионический,
- коринфский.
Архаический период архитектуры Древней Греции отмечен появлением дорического и ионического ордеров в храмовом зодчестве.
В период классики добавился коринфский ордер.
На этапе эллинизма в архитектуре использовали все три ордера. Основное внимание уделяли строительству общественных зданий и дворцов знати.
Оцените статью, пожалуйста. Выскажите своё мнение в комментарии, нам интересно знать, что Вы думаете. Поделитесь с друзьями в социальных сетях.
Такая подача материала тоже необходима, для определенных целей и определенного контингента.