Сикстинская капелла в Ватикане

Сикстинская капелла: архитектура, история, фрески

Сикстинская капелла — выдающийся памятник Возрождения. Она символизирует глубокие религиозные аспекты, и восхищает своей архитектурной красотой. В данной статье рассмотрим историю и архитектурные детали этого монументального сооружения, которое является неотъемлемой частью мирового искусства и культурного наследия.

Содержание

История строительства Сикстинской капеллы

Римский папа Сикст IV делла Ровере (с 1471 года) стремился восстановить самые важные христианские памятники Рима, заброшенные во время авиньонского пленения пап (период вынужденного пребывания римских пап в Авиньоне с 1309 по 1377 гг. и их зависимости от французских королей). На месте, где сейчас находится Сикстинская капелла стояла «Великая капелла» (итал. Cappella Maggiore), где собирался папский двор (около 200 человек) для проведения церемоний. Она выполняла роль домовой церкви в Апостольском дворце Папской резиденции в Ватикане. Старое здание обветшало и пришло в упадок.

Cappella sistina, aspetto originario, stampa del XIX secolo Сикстинская капелла
Сикстинская капелла в XV веке (рисунок сделан в XIX веке)

Римский понтифик принял решение возвести новую капеллу, которая и стала называться Сикстинской в честь папы Сикста IV. Однако, на тот момент существовала военная угроза со стороны флорентийской Синьории Медичи, с которой Ватикан находился в напряжённых отношениях. Потенциальную опасность представляли и османские войска Мехмеда II. Руководствуясь этими соображениями, папа принял решение наделить здание дополнительной оборонной функцией, где он мог бы укрыться в случае нападения.

Проект создал архитектор Баччо Понтелли — итальянский строитель-фортификатор. В 1477 году на фундаменте предыдущего здания начали возводить церковь-крепость.

Первоначальное украшение капеллы

Между тем, лорд Флоренции Лоренцо Медичи в рамках примирительной политики с противниками, предложил папе для украшения новой постройки лучших флорентийских художников в качестве послов красоты и гармонии. Предложение было принято, и 27 октября 1480 года Сандро Боттичелли, Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и их помощники уехали в Рим.

Cappella sistina, ricostruzione dell'interno prima degli interventi di Michelangelo, stampa del XIX secolo
Интерьер Сикстинской капеллы около 1481 года. Реконструкция. Гравюра XIX века

Прямоугольное в плане помещение расписывали фресками в 1481—1483 годах.  Первоначальное украшение потолка Сикстинской капеллы было весьма скромно. Художник Пьеро Маттео д’Эмилия, следуя средневековой традиции, изобразил на нём звездное небо.

В праздник Успения Богоматери 15 августа 1483 года капеллу освятили и посвятили Мадонне Ассунте (Вознесённой).

Архитектура Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла — это не только святое место для христиан, но и архитектурное великолепие, которое воплощает в себе духовность, искусство и культурное наследие. Её архитектурные детали и композиции восхищают и вдохновляют поколения, подчеркивая важность синтеза архитектуры и искусства в создании великих шедевров.

Внешний вид сооружения

Снаружи капелла выглядит именно как оборонное сооружение длиной 40, 93 м, шириной 13,41м и высотой 20,7 метров. Во многих интернет-источниках есть информация, что размеры капеллы соответствуют размерам библейского храма Соломона, что придаёт особый смысл строению. Проверим!

В главе 6 Третьей книги Царств читаем:

Храм, который построил царь Соломон Господу, длиною был в шестьдесят локтей, шириною в двадцать и вышиною в тридцать локтей…

Локоть — древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см. Если локоть равен 38 см, то получаем размеры храма Соломона: длина 22,8 м; ширина 7,6 м; высота 11,4 м. Несоответствие получается и при максимальном значении локтя. Напрашивается вывод: либо

информация о соответствии размеров ошибочна
0
Если что-то знаете об этом, пишите, пожалуйста, в комментариях.x
, либо указанные размеры не верны.

Cappella Sistina - 2005 Сикстинская капелла
Сикстинская капелла расположена внутри Апостольского дворца в Ватикане. Вид сверху.

Типичное здание романской архитектуры – тяжеловесное, строгое, суровое и аскетичное. Неприступная и надёжная домовая церковь Ватикана имеет три этажа: два из них изначально предназначались для церковных нужд, а третий – для размещения несущих стражу солдат. Абсолютно не декорирована снаружи.

Прочный и основательный, с толстыми и высокими стенами, первый этаж переходит во второй со стрельчатыми окнами, пропускающими много воздуха и света. На третьем этаже вместо окон – бойницы. Караульное помещение, построенное на последнем этаже в виде открытой галереи без крыши, позднее закрыли для защиты росписей внутри.

Вход в здание всегда был из внутренних комнат Апостольского дворца, а внешний вид можно увидеть только из близлежащих окон.

Интерьер

Архитектурное оформление внутреннего пространства Сикстинской капеллы относится к эпохе Возрождения. Отделка продумана до мельчайших деталей. Внушительные объемы, разделение на арки и окна создают ощущение величия.  Архитектурные элементы и структуры сливаются с фресками на стенах и потолке, создавая единую художественную гармонию.

Посмотреть панорамное видео интерьера с возможностью увеличения можно по ссылке официального сайта Ватикана.

Наибольшую известность капелле принесли фрески, украсившие стены и потолок в XV-XVI столетиях. Общий план росписи интерьера церкви был разработан ещё на стадии строительства.

Sistina-interno
Интерьер Сикстинской капеллы в Ватикане (итал. La Cappella Sistina). Архитектурный стиль ренессанс.

Помещение капеллы представляет собой просторный зал. Большие паруса поддерживают свод. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Пол покрыт великолепной мозаикой, а стены и потолок расписаны фресками великих мастеров того времени.

По периметру часовни стоят каменные скамьи. Зал разделён мраморной перегородкой с красивыми канделябрами. Визуально стены помещения разделены на несколько зон. Нижняя часть украшена декоративной росписью. Средний ряд представлен фресками, описывающими сцены из Ветхого Завета и жизни Христа. На верхнем ярусе расположены портреты первых правителей Папской области, принявшие смерть за веру.

Роспись стен эпохи Возрождения

Северная стена капеллы оформлена фресками, изображающими историю Иисуса. Произведения описывают крещение, искушение, проповеди Христа, а также призвание апостолов. Действия картин разворачиваются на фоне итальянского пейзажа и архитектурных ансамблей. Помимо центральной фигуры Христа, на фресках изображено много людей.

Eventos de la vida de Moisés (Sandro Botticelli) Фреска Боттичелли в Сиктинской капелле.
Призвание и испытания Моисея. 1482. Сандро Боттичелли.

На южной стороне — цикл картин, которые рассказывают о деяниях Моисея. Особого внимания заслуживает произведение Сандро Боттичелли «Призвание Моисея». Фреска описывает сразу несколько событий в пределах одной композиции. Моисей убивает египтянина, поднявшего руку на еврея, защищает и пасёт овец, убегает по тропинке в просторную даль, а также уводит своих соплеменников из Египта.

Фрески Микеланджело

«Не увидев Сикстинскую капеллу, невозможно сформировать заметное представление о том, чего способен достичь один человек». Иоганн Вольфганг фон Гёте

Потолок Сикстинской капеллы

Уже позже, при папе Юлии II, потолок расписывал Микеланджело Буонарроти (1508—1512). Ему нужно было лишь нарисовать двенадцать апостолов и какой-нибудь фон для них. Предложение не слишком порадовало мастера, так как он к живописи относился прохладно и художником себя не считал.

Lightmatter Sistine Chapel ceiling
Потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Фрески Микеланджело Буонарроти.

Но полет фантазии Микеланджело не остановился на двенадцати фигурах и он изобразил более трехсот силуэтов. В итоге получилось настоящее произведение искусства. Маэстро работал самостоятельно над сводом строения на протяжении четырех лет.

Как Микеланджело достиг структурного единства пространства

Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью написанного на потолке иллюзорного хорошо структурированного каркаса. В настоящее время свод потолка производит впечатление грандиозного архитектурного сооружения. Богатый декор не подавляет, а создаёт впечатление расширения изобразительного пространства сравнительно небольшого в действительности помещения.

Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты (повторяющийся крупный элемент композиции) с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястр). Он использовал технику тромплёй (обмана зрения), этим подчеркнув линию изгиба свода. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла. Они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место.

Потолок Сикстинской капеллы
Схема росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане.

Что изобразил Микеланджело в центре свода Сикстинской капеллы

Потолок украсили фрески, объединённые в единый иконографический цикл, иллюстрирующие девять сцен из Бытия:

  • Отделение света от тьмы (Бытие 1,1-5)
  • Создание звезд (Бытие 1,11-19)
  • Отделение вод от земли (Бытие 1,9-10)
  • Сотворение Адама (Бытие 1,26-27)
  • Сотворение Евы (Бытие 2:18-25)
  • Первородный грех и изгнание из Рая (Бытие 31-13.22-24)
  • Жертвоприношение Ноя (Бытие 8:15-20)
  • Всеобщий потоп (Бытие 6,5-8,20)
  • Пьянство Ноя (Бытие 9:20-27)

Боковые фрески потолка

По бокам находятся могучие фигуры игнуди (атланты, бескрылые ангелы), поддерживающие медальоны, внутри которых изображены сцены из книги Царств.
Огибают центральную часть фрески с изображением сивилл (предсказательниц судеб) и пророков (выразителей Воли Господней).
Под ними, в парусах и люнетах, изображены предки Христа (генеалогия Иисуса);
Наконец, по углам свода, Микеланджело нарисовал несколько эпизодов Спасения из Ветхого Завета.

Фрески заключены в рамки, таким образом, визуально свод разделяется на сегменты и не оказывает гнетущего давления на прихожан.

31 октября 1512 года папа Юлий II отслужил торжественную вечерню в честь создания фресок на своде Сикстинской капеллы.

После завершения работы над потолком репутация Микеланджело выросла настолько, что его стали называть il divino (божественный), и отныне он считался величайшим художником своего времени. Потолок сразу же стал одним из величайших шедевров всех времен.

«Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле с автопортретом

Еще одна работа гения – стеновая фреска с сюжетами на тематику Страшного суда. На создание масштабного произведения ушло ещё четыре года. Спустя 23 года после завершения оформления свода капеллы, Микеланджело расписал всю западную стену позади алтаря фреской, именуемой «Судный день». Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.

«Судный день» Микеланджело считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.

Last Judgement (Michelangelo) Фреска Сикстинской капеллы
Страшный суд (1537–1541). Фреска 13.7 × 12.0 m. Сикстинская капелла в Ватикане.

Художник изобразил 360 фигур, наполненными сложными неуверенными позами с отчаянными жестами. Большинство лиц детально прописаны, но легко узнаётся только одно — автопортрет Микеланджело. В центре композиции Христос и Дева Мария судят весь человеческий род.

Под ногами Христа присел на облако св. Варфоломей, в руках у него кожа, которую с него сняли живьём, — символ мученической смерти, святой демонстрирует её судье как пропуск в рай. Никто из крупных исследователей не отрицает, что на коже Варфоломея изображен Микеланджело. По левую сторону от Иисуса расположены грешники, которым уготована страшная участь, справа — праведники, избранные служению на небе.

Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись.

Символика и декоративные элементы

Каждый архитектурный элемент Сикстинской капеллы несет в себе символическую нагрузку. Мозаики, росписи и фрески служат важными декоративными элементами, дополняющими искусство архитектуры и передающими глубокие религиозные значения.

Сцены на фресках

Фрески Сикстинской капеллы являются удивительным художественным наследием, содержащим в себе множество символов и аллегорий. «Сотворение Адама», например, не только отображает акт творения, но и передаёт идею гармонии между человеком и Богом. Каждая фреска, будь то «Сотворение мира» или «Судный день», носит глубокий символический смысл, позволяющий нам взглянуть на библейские истории с новой, углубленной перспективы.

God2-Sistine Chapel. Потолок Сикстинской капеллы в Ватикане.
Фреска Микеланджело «Сотворение Адама». Потолок Сикстинской капеллы (1508–1512)

В бесконечном пространстве летит Бог-Отец в реющей белой тунике, окружённый бескрылыми ангелами. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию.

Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

Тайное послание Микеланджело потомкам?

В конце прошлого века появилось несколько новых гипотез о смысловом значении композиции «Сотворение Адама». В основе гипотез лежит хорошо задокументированный опыт Микеланджело в области анатомии и антропоцентрические взгляды мастера. Одной из характеристик эпохи Ренессанса является философское мировоззренческое представление о человеке как средоточии Вселенной.

Существуют убедительные доказательства того, что Микеланджело радикально не соглашался со многими католическими традициями и имел непростые отношения с заказчиком росписи папой Юлием II. Поэтому современные исследователи искусства пришли к выводу, что Буонарроти вложил в свои шедевры Сикстинской капеллы смыслы неочевидные, чтобы не подставить себя под удар поборникам римско-католической веры.

Где находится Творящая Божественная Сила?

В журнале Американской медицинской ассоциации (JAMA) 10 октября 1990 года вышла статья доктора медицины Фрэнка Мешбергера (англ. Frank Meshberger) «Интерпретация «Сотворения Адама» Микеланджело, основанная на нейроанатомии» (англ. An Interpretation of Michelangelo’s Creation of Adam Based on Neuroanatomy).

Он утверждает, что на фреске «Сотворение Адама» в изображении Бога зашифровано анатомически точное строение человеческого мозга.

При внимательном рассмотрении границы группы сущностей вокруг Бога в картине соотносятся с основными бороздами в головном мозге. 
0
Вы знакомы с такой интерпретацией? Напишите, что Вы думаете по этому поводу? x

Микеланджело изобразил процесс рождения, но НЕ сотворения человека?

С другой стороны британский историк искусства Эдриан Стоукс заметил, что красная ткань вокруг Бога имеет форму человеческой матки, Он назвал её «маточной мантией» и увидел в свисающем шарфе зелёного цвета недавно отрезанную пуповину (Adrian Stokes. Michelangelo: A study in the nature of art, 1955, репринт 2013).

Группа итальянских исследователей опубликовала в Mayo Clinic Proceedings статью, в которой изображения мантии и послеродовой матки совпадали. (Di Bella, Stefano (2015). «The «Delivery» of Adam: A Medical Interpretation of Michelangelo». Mayo Clinic Proceedings. 90 (4): 505–508.)

«...это интересная гипотеза, которая представляет сцену Сотворения Адама как идеализированное представление физического рождения человека. Она объясняет наличие пупка у Адама, что сначала сбивает с толку, потому что он был создан, а не рождён женщиной». Enrico Bruschini, Masterpieces of the Vatican, стр. 112.

Изображение ребра Евы

Кроме того, Дейвис Кампос в журнале «Клиническая анатомия» отмечает, что левая сторона туловища Адама имеет контур дополнительного ребра. (Campos, Deivis de (2019). «A hidden rib found in Michelangelo Buonarroti’s fresco The Creation of Adam». Clinical Anatomy. 32 (5): 648–653.) Вполне вероятно, что глубоко зная анатомию человека, Микеланджело преднамеренно изобразил дополнительное ребро, предназначенное для Евы. Эта деталь говорит о том, что Бог задумал создание Евы одновременно с Адамом, а не позже. Поскольку очень немногие люди в то время знали что-либо о человеческой анатомии, то и не могли оспорить эту точку зрения.

Роли цветов и деталей

Декоративные элементы, такие как мозаики и живопись, играют важную роль в создании атмосферы капеллы. Разнообразие цветов и оттенков символизируют разные аспекты веры и духовности. Золото и багрянец выражают духовное величие, а мягкие пастельные тона придают ощущение благодати и гармонии.

В декоре свода повторяется изображение жёлудя — символа рода делла Ровере, к которой принадлежали Сикст IV и Юлий II. Другой мотив — раковина, один из символов Мадонны, которой была посвящена капелла в 1483 году.

Фреска на тему «Страшный суд»

На стене алтаря развёртывается грандиозная фреска «Судный день», являющаяся одной из ключевых символических композиций. Это изображение представляет собой визуализацию конечных времён и суда человеческих душ. Каждая деталь этой сцены, от выражений лиц до поз, глубоко пропитана символикой, выражая момент вечного суда и расплаты за добрые и злые поступки.

Ещё в процессе работы фреска вызывала с одной стороны безграничное и безусловное восхищение, с другой — жёсткую критику. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. «Судный день» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело. Художника обвинили в безнравственности и непристойности за изображение нагих тел.

Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески.

«Позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде», — заявление церемонимейстера папы римского Бьяджо да Чезена — эта фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».

В ответ Микеланджело в «Судном дне» изобразил Чезену в аду (самый нижний правый угол) в виде царя Миноса — судьи душ умерших — с ослиными ушами (так он намекал на глупость), обнажённого и обвитого змеёй. Рассказывали, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на ад, и Чезена должен сам договориться с Микеланджело.

Связь с религиозностью и культурой

Символика Сикстинской капеллы простирается за пределы художественного восприятия. Она становится своего рода ключом к пониманию религиозных убеждений и культурных ценностей эпохи Возрождения, которые преобразованы в яркие изображения и формы. Это место олицетворяет собой встречу искусства и духовности, позволяя каждому наблюдателю вникнуть в глубинные смыслы библейских историй и философских учений.

Вдохновение и раздумье

Символика и декор Сикстинской капеллы — это вечный источник вдохновения и исследования. Каждая фреска, каждая деталь предлагает множество уровней понимания и интерпретации. В этом месте искусство становится шифром духовных истин, а символы — мостами к размышлениям о глубоких вопросах бытия, добра и зла, судьбы и надежды.

Чем знаменита Сикстинская капелла

Сикстинская капелла посвящена Вознесению Богоматери.
Здание известно как место проведения конклавов Коллегии кардиналов (выборы нового папы). Для этой церемонии на крыше часовни установлен дымоход. Появление белого дыма, который создается путем сжигания бюллетеней для голосования, означает, что выборы прошли успешно. Если ни один кандидат не получит необходимых двух третей голосов, из трубы идёт чёрный дым. Кардиналы сжигают бюллетени вместе с мокрой соломой и химическими добавками.

Самые торжественные мероприятия папского  двора требовали особенно роскошного оформления, поэтому свод и стены капеллы украшают знаменитые произведения искусства мировой художественной цивилизации. Среди них выделяются фрески Микеланджело, которые покрывают свод (1508-1512) и алтарную стену (около 1535-1541).

Смотрите 7-минутное видео с русскими субтитрами (можно включить в настройках).

Существует постоянный мужской хор Сикстинской капеллы, включая хор мальчиков, известный как Папская капелла (итал. cappella pontificia, cappella papale). Часто песенный коллектив именуют просто «Сикстинской капеллой». Самым известным произведением, написанным специально для этого хора, является Miserere Грегорио Аллегри.  Это один из наиболее значительных профессиональных хоров Римско-католической церкви. 

Сохранение и реставрация символической красоты Сикстинской капеллы

Фрески Сикстинской капеллы, в особенности потолок и сопровождающие его люнеты Микеланджело, несколько раз подвергались реставрации. Самая последняя проводилась с 1980 по 1994 год. Она оказала глубокое влияние на любителей искусства и историков, поскольку выявила цвета и детали, которые не были видны на протяжении веков.

Некоторые историки искусства утверждали, что в результате этого «все книги о Микеланджело должны быть переписаны». Другие, среди которых историк искусства Джеймс Бек из ArtWatch International, подвергли реставрацию резкой критике, утверждая, что реставраторы не поняли истинных намерений художника. Спор продолжается и сегодня.

Генеральный директор музеев Ватикана Карло Пьетранджели (Carlo Pietrangeli) писал о реставрации:

«Это как открыть окно в тёмной комнате и увидеть, как она наполнилась светом.»

Его слова резонируют со словам Джорджо Вазари, автора знаменитых «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», который в XVI веке сказал о потолке Сикстинской капеллы:

Произведения столь превосходного никто больше не сделал и не сделает и едва ли при всех стараниях возможно повторить сделанное. Творение это поистине служило и поистине служит светочем нашему искусству и принесло искусству живописи столько помощи и света, что смогло осветить весь мир, на протяжении стольких столетий пребывавший во тьме.

 

Сикстинская капелла — это не только искусствоведческий и религиозный артефакт, но и уникальный памятник архитектуры и живописи. Для поддержания и передачи будущим поколениям её величия и символической значимости требуется постоянное внимание к вопросам сохранения и реставрации.

Сикстинская капелла: как попасть

Входные билеты и время для осмотра Сикстинской капеллы узнавайте на официальном сайте Музеи Ватикана. В январе 2007 года музеи Ватикана, где потолок Сикстинской капеллы является самым привлекательным экспонатом, посещало в среднем 10 000 человек в день. Ватикан, опасаясь, что фрескам будет нанесён ущерб, для уменьшения числа посетителей, объявил о намерении сократить часы посещения и увеличить входную плату. Сейчас стоимость полного входного билета составляет 17 евро. Есть билеты льготные и возможность свободного посещения.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x