Храм Саграда Фамилия в Барселоне (или Искупительный храм Святого Семейства) британский писатель Джордж Оруэлл назвал «одним из самых отвратительных зданий в мире». Журнал Time — «чувственным, духовным, причудливым, обильным». Архитектура здания не оставляет никого равнодушным.
Конструктивные и архитектурные детали — главное достоинство здания. Но в первую очередь декоративные украшения и скульптурные элементы привлекают внимание. В них архитектор Гауди заложил символический смысл. Итак, расскажем о мистерии замысла, его воплощении в камне, философии и символизме плана и декора. В статье фото, описание, история, информация для посетителей.
Каков образ веры в архитектуре Саграды Фамилии?
В студенческие годы и в начале карьеры Антонио Гауди подвергал сомнению любые догматы (религиозные в том числе), обретая собственный взгляд. К 40 годам ироничного скептицизма в отношении веры не осталось.
«Мастер архитектурных мистификаций» строит надёжное здание, символизирующее прочность и силу веры. В то же время, кажущаяся хрупкость и нестабильность, подчёркивает бренность бытия и скоротечность земной жизни.
Вальтер Гропиус, родоначальник направлений функционализма и рационализма, описал стены здания как «чудо технического совершенства».
Гипсовая модель храма, созданная Гауди, имеет двенадцать башен, символизирующих апостолов. Они обозначены белыми кружками на схеме.
Четыре 120-метровые (евангелисты Л, М, И, Мф) окружают самую высокую центральную (Иисуса, Х). Они украшены снопами пшеницы и гроздьями винограда (символ Святого Причастия).
По ночам свет прожекторов от башен-евангелистов должен освещать 170-метровую в центре, увенчанную излучающим свет крестом.
Так, по замыслу Гауди, будет проявляться образ Христа — «Я есьмъ Свет Миру». В соответствии с проектом, башни евангелистов будут украшены скульптурами их традиционных символов: тельца (Лука), ангела (Матфей), орла (Иоанн) и льва (Марк). Пока в реальности это увидеть невозможно.
Высота базилики Саграда Фамилия — 170 метров — ограничена почтительностью к творениям Бога: она не должна быть больше самой высокой горы в Каталонии, Монжуик.
Башню с колокольней в честь Девы Марии (М) мастер планировал расположить над апсидой (часовней).
Во что Гауди превратил строительство храма?
Храм Святого Семейства был вдохновлен в 19 веке испанцем по имени Хосеп Бокабелла. Бокабелла основал «Орден приверженцев святого Иосифа», который проводил кампанию по возведению в Барселоне новой церкви, посвященной Святому Семейству.
В конце концов, ассоциация собрала достаточно денег, чтобы купить участок земли за 7 км от Барселоны и нанять архитектора по имени Франциско де Паула дель Вильяр-и-Лоцано. Первоначальный план предполагал неоготическую базилику в форме латинского креста.
Через год после начала строительства в 1883 году, приняв руководство проектом, Гауди поменял направление. Готика, барокко, модерн и другие европейские движения трансформировались в неподражаемый авторский стиль.
Он применил свои новые архитектурные решения, которые были опробованы на крипте церкви колонии Гюэль, но сохранил план постройки. Побудило его к этому большое анонимное пожертвование.
Строительная площадка архитектора была образцом христианской общины.
- Гауди сохранял за пожилыми рабочими (после 65 лет) место, но переводил их на лёгкий труд, разрешал им дополнительный отдых.
- Он позволял всем, кто трудится на созданием храма, на земле стройплощадки выращивать продукты для своих семей. Считал, что сиеста, проведённая на огороде, полезней сидения в баре.
- По вечерам общался со студентами, приходившими на площадку послушать пламенные речи дона Антонио, разрушающие архитектурные догмы.
Слава объекта была такова, что строительство посещали монархи, учёные и философы.
Фасад Рождества Саграды Фамилия: описание символизма в декоре
В 1892 году были завершены основные работы фасада Рождества, первого из трёх запланированных. Он разделён воротами, символизирующими христианские добродетели: Веру, Надежду, Любовь (или Милосердие). Так Гауди говорит — только, обретя эти достоинства, можно войти в церковь Святого Семейства.
Две колонны, разделяющие входы, посвящены Иосифу и Марии. Черепахи в основании символизируют девиз «Поспешай медленно», что полностью соответствует ситуации со строительством храма. Над каждыми воротами находятся скульптурные группы, изображающие сюжеты из Евангелия.
Портал Надежды
Левый портал именуется вратами Надежды и говорит о том, что верующие должны хранить надежду даже в несчастии и горе. Здесь представлены сцены
- Обручение Марии и Иосифа,
- Бегство Святого Семейства в Египет и
- Избиения Младенцев.
Навершие входа символически изображает гору Монсеррат с надписью «Спаси нас».
Портал Веры
Правый портал символизирует первый шаг к спасению — Вере. Содержит скульптурные сюжеты
- встречи Елизаветы с Богоматерью,
- Иисуса и фарисеев,
- введение во храм и
- Иисуса, работающего в плотницкой мастерской.
Символом Святой Троицы предстаёт лампа с одним плафоном и тремя фитилями. Евхаристию (прищащение вином и хлебом) Гауди изобразил гроздьями винограда и колосьями пшеницы. К вратам прикрепил Сердце Иисуса с вонзенными шипами среди цветов и пчёл, символизирующих жизнь. И на самом верху — глаз на ладони как
олицетворение всеведения Господа.
Портал Любви
Центральный портал — врата Милосердия или Любви, по мнению Гауди, означают «мечту и радость жизни». Это изображение входа в пещеру, где родился Христос. Кстати, один из славянских образов слова «любовь» — «ЛЮди БОга Ведают».
Под рождественской звездой помещены скульптурные картины «Рождение Иисуса» и «Поклонение волхвов». Над ними — фигуры трубящих ангелов, сцены Благовещения и Венчания Святой Девы как Царицы Небесной.
Высоко над порталом возносится символизирующее церковь и её паству увенчанное крестом кипарисовое дерево, символ вечной жизни, в окружении птиц. Под ним находится анаграмма (тайнопись священных текстов) Иисуса — JHS; крест с буквами альфа и омега по краям обозначает начало и конец всего сущего.
Здесь же, немного выше, есть еще один редко упоминаемый символ Вечности Природы — яйцо, покрытое золотой и красной глазурью, с анаграммой Иисуса. Пеликан над ним олицетворяет Искупительную жертву Христа и Воскрешение. В раннехристианском мифе рассказывают, что птица клювом разрывает себе грудь, чтобы накормить своих птенцов.
Гауди воплощал свою идею изображения Евангелия в камне. Он создавал не просто дом для молитв, а поле боя для чувств: фасад мистическим образом воздействует на сознание людей.
Саграда Фамилия: описание фасада Страстей
В отличие от богато украшенного Рождественского фасада, фасад страстей прост и строг. Архитектор предназначил его для изображения грехов человека. Строительство началось в 1954 году по чертежам и инструкциям, оставленным Гауди для будущих зодчих.
Гауди хотел, чтобы этот фасад вселял страх в зрителя. Чтобы дополнительно показать суровость и жестокость жертвы Христа, он предполагал использовать игру света и теней — эффект кьяроскуро.
Фасад Страстей поддерживается шестью большими наклонными колоннами, напоминающими стволы секвойи. Вверху находится пирамидальный фронтон, состоящий из восемнадцати колонн, который завершается большим крестом с терновым венцом. Как и Фасад Рождества, имеет три портала, каждый из которых представляет богословские добродетели, хотя и в совершенно ином свете.
Повествование о распятии и воскресении Хритса отражено сценами, поднимающимися в форме S. На самом нижнем уровне скульптурная композиции «В Гефсиманском саду», «Тайная вечеря», «Поцелуй Иуды» и другие. Выше идут изображения Голгофы, Христа, святого Лонгина, святой Вероники с платом. На самой верхней части можно увидеть Смерть, Погребение и Воскресение Христово.
Фасад Славы
Самым большим и наиболее ярким из фасадов запланирован фасад Славы. Его строительство началось в 2002 году. Он станет основным фасадом и обеспечит доступ к центральному нефу.
Посвященный Небесной Славе Иисуса, фасад символизирует путь к Богу: через Смерть, Страшный Суд к Славе. Ад оставлен для тех, кто отклоняется от божественной воли. Гауди оставил модель фасада, которая была разбита в 1936 году. Для разработки нового дизайна за основу взяли авторские оригинальные фрагменты.
Интерьер храма: Саграда Фамилия внутри
Конструктивная система храма так же несёт смысловую форму. Удивительная фантазия мастера создала гиперболические своды, похожие на цветы подсолнуха, поддерживаемые разветвляющимися стеблями-колоннами. По гениальному замыслу солнечный свет через разноцветные витражи должен заливать все пространство нефов.
Помимо разветвления (для поддержания нагрузки), колонны постоянно меняют поверхности. Простейшим примером является квадратное основание, превращающееся в восьмиугольник по мере подъема колонны, затем шестнадцатеричная форма и, в конечном итоге, в круг.
Прекрасно понимая влияние звука и зрения на психику, Гауди сделал конструкцию башен способных петь славу Господу. Голос ветра, проходящего через отверстия, должен сливаться со звоном трубчатых колоколов. Разработка их формы потребовала много времени.
Целью было добиться сочетания издаваемого ими звона со звуком пяти органов и голосами тысяч певчих.
Хоры должны размещаться на обеих сторонах продольных нефов и на внутренней стороне фасада Славы. На каждой колокольне сверху вниз расположен девиз «Слава всевышнему» («Hosanna Excelsis»). Завершают шпили башен стилизованные изображения символов епископского сана — Кольца, Митры, Жезла и Креста.
Гауди «работает в диалоге с Богом…», — таково было мнение архитектора и реставратора Доменечи, современника зодчего.
Обман или уважение зрителя?
Интересен способ создания фигур. Прежде, чем скульптору разрешалось приступить к работе, гипсовая модель помещалась на предназначенное ей место. Если Гауди был удовлетворён, фигуру фотографировали в лаборатории, а готовое фото прикрепляли так, чтобы видеть искажения формы, появляющиеся из-за поднятия на высоту.
Затем с уже «искажённых» фото делали трёхмерную модель и окончательный гипсовый вариант вновь поднимали на фасад. После одобрения фигуру передавали скульптору.
Саграда Фамилия и последние годы работы архитектора Антонио Гауди
Когда архитектор брался за разработанный проект храма, он называл вполне конкретные сроки строительства: 18 лет. Но, вдохновлённый Богом, он менял первоначальные идеи по ходу строительства.
Чем более проявлялся силуэт здания, тем больше распространялась слава о необыкновенном замысле каталонца. К нему приезжали молодые мастера со всех концов Испании и, даже из-за океана, чтобы принять участие в грандиозном строительстве.
Уход из жизни родных и друзей Гауди, ухудшающееся здоровье привели к тому, что он принимает решение посвятить себя только работе над Искупительным Храмом Святого Семейства. Кроме прямых обязанностей, ему часто приходилось выступать в роли сборщика пожертвований на строительство, темпы которого нельзя назвать быстрыми.
Закончив фасад Рождества, часть внутренней стены и часовню, команда продолжала бесконечно совершенствовать замыслы и макеты центрального нефа и перехода, а также чертежи противоположного фасада Страстей Христовых. Медленно поднимались четыре башни-колокольни.
Первая, законченная в 1918 году, — это увеличенная во много раз копия маленькой морской ракушки с побережья Каталонии. Покрытая мозаикой из битого стекла, с кирпичной кладкой в виде пчелиных сот, с асимметричными окнами, башня оказалась единственной законченной при жизни мастера.
Что случилось с храмом после смерти Гауди?
Ученик и помощник Гауди Доменек Сурганьес продолжил руководство проектом. До 1938 года под его началом были завершены колокольни, ворота Веры и центральное кипарисовое дерево на фасаде Рождества.
В июле 1936 года во время гражданской войны в Испании революционеры сожгли склеп и Временные школы Саграды Фамилии, уничтожив мастерскую. В результате были утрачены рисунки, оригинальные фотографии, чертежи. Частично были уничтожены и гипсовые модели.
Тем не менее, несмотря на эти акты вандализма, строительство церкви никогда не останавливалось. Это называют чудом и говорят, что Гауди продолжает руководить проектом: ведь его похоронили в крипте недостроенного храма, чтобы он и после смерти мог продолжать дело жизни.
Многие из поврежденных моделей были исправлены благодаря работе архитектора Франческа де Паулы Кинтаны. Это позволило их использовать для продолжения работ в соответствии с первоначальными планами.
La Sagrada Familia from timelapses.tv on Vimeo.
Если Вы решили посетить храм
Посетители могут получить доступ
- к нефу,
- склепу (крипте),
- музею и
- башням Страстей и Рождества.
Вход в любую башню требует бронирования и предварительной покупки билета. Доступ возможен только на лифте. Спуск по очень узкой винтовой лестнице длиной более 300 ступеней.
Существуют предупреждение для людей с некоторыми заболеваниями. По отзывам посетителей, кроме физической нагрузки, существует опасность поскользнуться, а также появления головокружения.
Билеты в Саграда Фамилия
Купить билеты можно на официальном сайте базилики Саграда Фамилия с аудио-гидом на русском языке или с эксурсоводом.
Цены в диапазоне от 17 до 32 евро и зависят от выбранного пакета.
Есть другие сайты, где предлагают билеты в Саграда Фамилию купить онлайн. Читайте о них отзывы в интернете, чтобы не стать жертвой мошенников.
Часы работы базилики Саграда Фамилия
С апреля по сентябрь, летний период доступ возможен с 9:00 до 20:00.
В октябре и марте — с 9:00 до 19:00.
В зимние месяцы, с ноября по февраль базилика открыта с 9:00 до 18:00.
На Рождество, Новый Год и день Трёх королей (6 января) время работы уточняйте на сайте базилики.
Вход в крипту свободный.
Адрес базилики Святого Семейства
Carrer de Mallorca, 401
08013 Barcelona, Spain
Автобусы №№ 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51. Остановка — Sagrada Familia.
Метро: сереневая линия L2 и синяя линия L5.
Саграда Фамилия в Барселоне привлекает около 2.5 миллионов посетителей ежегодно.
А вот компьютерная графика базилики Саграда Фамилия в Барселоне. Так она будет выглядеть к 2026 году, когда планируют закончить строительство.
Забирайте статью к себе на стену в социальных сетях или добавьте в закладки, чтобы не потерять.
Оценивайте, выбрав нужное число звёзд ниже.
Делитесь впечатлениями, если Вам удалось видеть это необычное сооружение в Барселоне. Интересно знать Ваше мнение, согласны Вы с Оруэллом или Time.