Фото Саграды Фамилии: от замысла к завершению
Фото Саграды Фамилии: от замысла к завершению

Фото Саграды Фамилии: от замысла к завершению

Фото Саграды Фамилии в Барселоне, которые отражали этапы строительства главного творения испанского архитектора Антонио Гауди, погибли во время пожара после его смерти. Как это произошло, рассказано в статье. Так же рассказано о мистерии замысла гениального архитектора и её воплощения в камне. Итак, о строительстве собора, философии и символизме — по фотографиям.

Строительная площадка — огород и университет одновременно

Фото Саграды Фамилии 1915 г
Фото Саграды Фамилии 1915 г

Искупительный храм Святого Семейства (таково полное название) решили возводить на участке, находящемся за 7 км от города Барселона. Первоначальный план архитектора Виллара-и-Лоцано предполагал неоготическую базилику в форме латинского креста.

Взяв на себя руководство строительством, Гауди поменял направление. Он применил свои новые архитектурные решения, которые были опробованы на крипте колонии Гюэль, но сохранил план постройки. Побудило его к этому большое анонимное пожертвование.

Строительную площадку архитектор превратил в образец христианской общины.

  • Гауди сохранял за пожилыми после 65 лет место, но переводил их на лёгкий труд, разрешал им дополнительный отдых.
  • Он позволил рабочим на земле стройплощадки выращивать продукты для своих семей. Считал, что сиеста, проведённая на огороде, полезней сидения в баре.
  • По вечерам на площадку приходили студенты послушать пламенные речи дона Антонио, разрушающие архитектурные догмы. Это стало причиной плохих отношений с директором учебного заведения.
  • Строительство посещали монархи, учёные, философы: такова была слава объекта.

Фото Саграды Фамилии: Вера, Надежда, Любовь

В 1892 году были завершены основные работы фасада Рождества, первого из трёх запланированных. Он разделён воротами, символизирующими основные христианские добродетели: Веру, Надежду, Любовь или Милосердие. Философское наполнение —   только обретя эти достоинства, можно войти в церковь Святого Семейства. Две колонны, опирающиеся на черепах, символизируют девиз «Поспешай медленно», что полностью соответствует ситуации со строительством храма.

Фасад Рождества и детали
Фасад Рождества и детали

Над каждыми воротами находятся скульптурные группы, изображающие сюжеты из Евангелия. Над левым порталом Надежды представлены сцены

фото Саграды Фамилии

  • обручения Марии и Иосифа,
  • бегства в Египет и
  • избиения младенцев.

А навершие символически изображает гору Монсеррат с надписью «Спаси нас».

Правый портал Веры содержит скульптурные сюжеты

  • встречи Елизаветы с Богоматерью,
  • Иисуса и фарисеев,
  • введение во храм и
  • Иисуса, работающего в плотницкой мастерской.

Над центральным порталом, под рождественской звездой, помещены скульптурные картины

  • «Рождение Иисуса» и
  • «Поклонение пастухов и волхвов»,

Над ними — фигуры трубящих ангелов, возвещающих рождение Христа, сцены Благовещения и Венчания Святой Девы и др. Высоко над порталом возносится символизирующее церковь и её паству увенчанное крестом кипарисовое дерево в окружении птиц.

Фасад мистическим образом воздействует на сознание людей — так Гауди воплощал свою идею Евангелия в камне. Он создавал не просто дом для молитв, а поле боя для чувств. Прекрасно понимая влияние звука и зрения на психику, конструкцию башен сделал способной петь славу Господу. Голос ветра, проходящего через отверстия, должен был сливаться со звоном трубчатых колоколов.

Много времени было потрачено на разработку их формы, чтобы издаваемое звучание сочеталось со звуком пяти органов и голосами 1500 певчих.

Хоры должны размещаться на обеих сторонах продольных нефов и на внутренней стороне фасада Славы. На каждой колокольне сверху вниз расположен девиз «Слава всевышнему» («Hosanna Excelsis»). Завершают шпили башен стилизованные изображения символов епископского сана — Кольца, Митры, Жезла и Креста.

Гауди «работает в диалоге с Богом…», — таково было мнение архитектора и реставратора Доменечи, современника зодчего.

«И ты знаешь, что есть Истина?»

В студенческие годы и в начале карьеры Антонио подвергал сомнению любые догматы (религиозные в том числе), обретая собственный взгляд. К 40 годам ироничного скептицизма в отношении веры не осталось. «Мастер архитектурных мистификаций» строит надёжное здание, символизирующее прочность и силу веры. В то же время кажущаяся хрупкость и нестабильность, подчёркивает бренность бытия и скоротечность земной жизни.

План Саграды фамилии

Внутри Гауди запланировал скамьи для 13000 молящихся. Гипсовая модель имеет двенадцать башен, символизирующих апостолов. Они обозначены белыми кружками на схеме.

Четыре 120-метровые (евангелисты Л, М, И, Мф) окружают  самую высокую центральную (Иисуса, Х). Они украшены снопами пшеницы и гроздьями винограда (символ Святого Причастия).

По ночам свет прожекторов от башен-евангелистов должен освещать 170-метровую в центре, увенчанную излучающим свет крестом.

Так, по замыслу Гауди, будет проявляться образ Христа — «Я есьмъ Свет Миру». В соответствии с проектом, башни евангелистов будут украшены скульптурами их традиционных символов: тельца (Лука), ангела (Матфей), орла (Иоанн) и льва (Марк). Пока в реальности это увидеть невозможно.

Высота башни Христа выбрана с оглядкой на творение Божие: она не должна быть больше самой высокой горы в Каталонии, Монжуик. Башню с колокольней в честь Девы Марии (М) предполагалась расположить над апсидой (часовней).

фото Саграды фамилии. Эскиз. Акварель
Эскиз Гауди. Акварель

Обман зрения

Интересен способ создания фигур Прежде, чем скульптору разрешалось приступить к работе, гипсовая модель помещалась на предназначенное ей место. Если Гауди был удовлетворён, фигуру фотографировали в лаборатории, а готовое фото прикрепляли так, чтобы видеть искажения, появляющиеся из-за поднятия на высоту.

Затем с уже «искажённых» фото  делали трёхмерную фигуру и окончательный гипсовый вариант вновь поднимали на фасад. Только одобренная модель передавалась скульптору.

Последние годы работы архитектора Антонио Гауди над Саградой Фамилией

Когда архитектор брался за разработанный проект храма, он называл вполне конкретные сроки строительства: 18 лет.  Но, вдохновлённый Богом, он менял первоначальные идеи по ходу строительства. Чем более проявлялся силуэт здания, тем больше распространялась слава о необыкновенном замысле каталонца. К нему приезжали молодые мастера со всех концов Испании и, даже из-за океана, чтобы принять участие в грандиозном строительстве.

Уход из жизни родных и друзей Гауди, ухудшающееся здоровье привели к тому, что он принимает решение посвятить себя только работе над Искупительным Храмом Святого Семейства. Кроме прямых обязанностей, ему часто приходилось выступать в роли сборщика пожертвований на строительство, темпы которого до 1918 года нельзя назвать быстрыми.

Фото Саграда Фамилия
Венчают башни символы епископов: посох, митра, крест и кольцо

Закончив фасад Рождества, часть внутренней стены и часовню, команда продолжала бесконечно совершенствовать замыслы и макеты центрального нефа и перехода, а также чертежи противоположного фасада Страстей Христовых. Медленно поднимались четыре башни-колокольни. Первая, законченная в 1918 году, — увеличенная во много раз копия маленькой морской ракушки с побережья Каталонии. Покрытая мозаикой из битого стекла, с кирпичной кладкой в виде пчелиных сот, с асимметричными окнами, башня оказалась единственной законченной при жизни мастера.

Из песни слов не выкинешь

Его ученик и помощник Доменек Сурганьес взял на себя руководство проектом.  До 1938 года под его началом были завершены колокольни, ворота Веры и центральное кипарисовое дерево на фасаде Рождества.

В июле 1936 года во время гражданской войны в Испании революционеры сожгли склеп и Временные школы Саграды Фамилии, уничтожив мастерскую. В результате были утрачены рисунки, оригинальные фотографии, чертежи. Частично были уничтожены и гипсовые модели.

Тем не менее, несмотря на эти акты вандализма, строительство церкви никогда не останавливалось, так как Гауди руководил проектом, а намерения архитектора всегда соблюдались. Ведь его похоронили в крипте недостроенного храма, чтобы он и после смерти мог продолжать дело жизни.

Многие из поврежденных моделей были исправлены благодаря работе архитектора Франческа де Паулы Кинтаны. Это позволило их использовать для продолжения работ в соответствии с первоначальными планами.

Далее, на протяжении ХХ и ХХI веков, собор строили Франческ Кинтану, Исидр Пучь-Боада и Бонет Гари. Они придерживались сохранившейся документации, но внесли своё видение собора.  Работа над основами Страстного Фасада началась в 1954 году. В 2008 году более, чем 400 работников культуры Испании призвали остановить стройку. По их мнению замысел великого архитектора Гауди искажается.

Фото Саграды Фамилии существует множество. Минутное видео интерьера даёт представление о величии и гениальности архитектора, стремившегося к совершенству и Творцу.

А вот компьютерная графика Саграды Фамилии, как она будет выглядеть к 2026 году, когда его планируют закончить.

Антонио Гауди хотят сделать святым покровителем всех архитекторов. Что Вы думаете об этом? Скажите своё мнение в комментарии, интересно знать.  Не забудьте оценить материал и поделиться с друзьями в социальных сетях: будет о чём поговорить при встрече.

Ссылка на основную публикацию