Архитектура Древней Руси — это зодчество восточнославянских земель во времена Киевской Руси (9 — 12 вв.) и удельных княжеств с середины 12 века до монголо-татарского нашествия в 1242 году. В статье говориться об истории, особенностях и достижениях древнерусского каменного строительства.
Каменная древнерусская архитектура до 9 века
Самая древняя каменно-земляная постройка на территории Древней Руси — Любшанская крепость. Такое название ей дали современные археологи, потому что она находится при впадении речки Любша в Волхов. Построили её в начале 700-х годов (8 век) южно-балтийские славяне на месте деревянного финно-угорского укрепления. (Кликните для увеличения картинки)
Возникновение русского государства принято относить к 862 году, когда северные племена восточных славян и финно-угров призвали на княжение из народа варягов-русинов Рюрика. Так было, если верить «Повести временных лет», которую Нестор летописец написал более чем на 2 века позже после названных событий, около 1110-1118-х годах. Но Русь существовала и до 862 года. Доказательством этому являются:
- упоминание о Руси, сделанное в 839 году в летописном своде Сен-Бертенского монастыря (Бертинские анналы);
- укреплённые и торговые поселения славян начала 700-х годов на территории, обозначаемой Древней Русью.
С середины 8 века (750-е годы) на другом берегу реки Волхов находилось неукреплённое славянское поселение Ладога. По Ипатьевской летописи (дата написания: 15 век) князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев построил (или срубил) Новгород и перебрался туда. Но единомыслия у историков в вопросе, где жил Рюрик до Новгорода, нет.
Архитектура Древней Руси 9—13 веков: главные школы
В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями:
- Киево-черниговская,
- Галицкая,
- Новгородско-псковская и
- Владимиро-суздальская.
Архитектура Киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению.
«Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)
Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и Владимиро-суздальская:
- превосходная белая кладка,
- строгая геометричность форм,
- творческое использование декоративных элементов романской архитектуры,
- влияние светских вкусов на церковные здания.
Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна Владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От Киевской отличается влиянием романского стиля.
Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только Галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность. Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы.
Архитектура Киевской Руси — влияние Византии
С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:
- прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
- перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
- над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом
Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.
Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.
Архитектура Древней Руси 10 века
Первым каменным храмом Древнерусского государства, о котором известно, был храм Успения Богородицы или Десятинная церковь (989–996) в Киеве. Построили её на Старокиевской горе в качестве придворной церкви рядом с княжеским теремом. Сохранились только остатки фундамента. Они свидетельствуют о том, что это была классическая архитектурная модель византийского искусства после иконоборческой эпохи. Археологи определили, что работали мастера из Константинополя с участием южных славян (болгар).
Как выглядело строение снаружи и внутри на основе археологических данных однозначно сказать нельзя. Существуют несколько версий реконструкции. Но можно утверждать, что храм был необычным для византийской архитектуры. Отличало его
- обширные хоры для князя, его семейства и приближённых, находившихся здесь во время богослужений,
- многоглавие и пирамидальность строения за счёт окружающей галереи — традиции древнерусского деревянного зодчества.
Так с самых первых строений проявлялись особенности архитектуры Киевской Руси.
Архитектура Киевской Руси 11 века
В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии — главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве.
К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века. (Кликайте на картинку для увеличения)
Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство Древней Руси. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные по размерам и по убранству (первая половина — середина 11 в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной.
Город Киев в 11 веке был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы, деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот. Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. Они были сильно разрушены во время татаро-монгольского нашествия (?), сейчас реставрированы. Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.
Новгородская архитектура Древней Руси 11—12 веков
Первая христианская церковь в Новгороде была выстроена из дуба (в конце 10 века). В 1044-1052 годах вместо сгоревшего в пожаре деревянного Софийского собора возвели каменный. Он интересен тем, что демонстрирует отличные от Киева архитектурные вкусы горожан и влияния западноевропейского стиля. Строгие толстые стены, маленькие узкие окна имеют много общего с романской архитектурой. Но сохраняется отличительная особенность древнерусского стиля: башенки и купола. Уступая киевской Софии по площади, новгородский храм заметно превосходит ее по высоте.
Дальнейшие отклонения от византийской модели очевидны в последующих соборах Новгорода: Свято-Никольский (1113 г.), Св. Антоний (1117–19 гг.) и Св. Георгий (1119 г). (Кликайте на картинку для увеличения)
Особенностью новгородской архитектуры стало отражение грубоватой и лаконичной простоты, отсутствие геометрической четкости форм, их характерная пластичность и скупость декора.
4 этапа развития Владимиро-Суздальской архитектуры 12—13 веков
Николай Николаевич Воронин — советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре — называет особенностями памятников Владимиро-Суздальского княжества «высокое художественное совершенство и идейную наполненность«.
О чём архитектура времён Владимира Мономаха?
На рубеже 11 и 12 веков Владимир Мономах строит крепость в Суздале. В 1108 г. он основывает город Владимир-на-Клязьме с могучими дерево-земляными укреплениями. В обоих княжеских городах создаются первые каменные храмы: Спасская церковь во Владимире (1108—1110 гг.) и Успенский собор в Суздале (начало 12 в.). Эти строения не дошли до наших дней.
Архитектура времён Мономаха впервые познакомила местное население с новым строительным принципом. Материал для постройки собора — плинфу (тонкий обожжённый кирпич) — делали и обжигали здесь же, в Суздале, в больших печах; известь жгли в непосредственном соседстве со строящимся собором.
Большие храмы со светлыми огромными интерьерами являли разительную противоположность курным деревянным избам и тесным, темным, полуземляночным жилищам рядовых горожан с топкой «по-черному» и задернованной кровлей.
Монументальное строительство уже на первых порах продвигало в народе идею превосходства и силы славянских князей и могущества христианского бога.
Белокаменное зодчество: какую задачу решал Юрий Долгорукий
В конце 40-х — начале 50-х годов 12 века сын и наследник Мономаха — князь Юрий Долгорукий — проводит градостроительную деятельность. Основывает новые княжеские крепости в черноземном «опольи» и на рубежах княжества:
- Переславль-Залесский на Клещине озере,
- Юрьев-Польскóй,
- княжеский замок в Кидекше (1152 г.),
- Дмитров (1154 г.),
- Москва (1156 г.) и др..
Новые города усиленно заселяются на льготных условиях ремесленниками, торговцами и воинским людом.
Юрьевы города — это военно-оборонительные сооружения, по-своему прекрасные, суровые крепости. Их единственная и прямая задача — служить прочной опорой княжеской власти.
До наших дней сохранились шедевры белокаменного зодчества:
- Спасо-Преображенский собор в (1152-1157 гг) в Переславле-Залесском, который дошёл до нас без значительных необратимых повреждений и разрушений, и
- церковь Бориса и Глеба (1152 г) в Кидекше.
Все эти постройки принадлежат к широко распространенному в 12 в. типу небольшого четырехстолпного одноглавого крестовокупольного храма с тремя полукруглыми в плане апсидами и хорами в западной трети.
Строительство Юрия подготовило местные кадры зодчих, которые мог использовать его сын и преемник, князь Андрей Боголюбский.
Архитектура Древней Руси времён Андрея Боголюбского
Строительная деятельность князя Андрея занимает небольшой промежуток времени — всего 8 лет (1158—1165 гг.). За этот короткий срок он соорудил
- дополнительные укрепления Владимира,
- Успенский собор и Спасскую церковь во Владимире,
- ансамбль Боголюбовского замка с каменными стенами, дворцом и собором,
- храм Покрова на Нерли и
- огромный белокаменный собор в Ростове.
Чистота форм обильных романских декоративных деталей говорит о том, что храмы строились с помощью мастеров романского Запада. Однако каждое здание ярко выражает ход развития именно Владимирско-суздальской школы.
В 1940-х годах археолог Николай Воронин обнаружил хорошо сохранившиеся остатки дворца Андрея Боголюбского в Боголюбове (с 1158 по 1165 год). Его центром был собор Рождества Богородицы.
Владимиро-Суздальская архитектура времён Всеволода III и её «лебединая песня»
Князь Всеволод Большое Гнездо строил с тем же размахом, что и Андрей Боголюбский. В столице княжества Владимире возводят новые храмы, капитально перестраивают Успенский собор (1185—1189 гг.) после пожара. Почти одновременно, в 90-х годах, строят здания
- нового княжеского двора и придворный Дмитриевский собор,
- собор придворного Рождественского монастыря (снесли в 1930 г.),
- укрепления детинца с каменной стеной и воротами, с надвратной церковью Иоакима и Анны.
В 1200—1201 гг. супруга Всеволода, княгиня Мария, строит собор второго «княгинина» женского Успенского монастыря.
Работают только свои, местные зодчие. В отношении художественного качества, первое место среди перечисленных построек бесспорно принадлежит Дмитриевскому собору (1194—1197). Это подлинный шедевр русских мастеров Всеволода, в котором с наибольшей силой проявился их архитектурный талант.
«К исходу 12 в. владимирское зодчество было готово стать творческой лабораторией общерусского масштаба…» (Н.Н.Воронин. Владимиро-Суздальская архитектура)
Наследники Всеволода продолжили развитие зодчества ещё более интенсивно. Памятники архитектуры Древней Руси этой поры либо дошли до нас в крайне искаженном виде, либо вовсе исчезли. Строительство ведётся
- в Ростове и Ярославле,
- в Суздале и Нижнем-Новгороде,
- в Юрьев-Польском.
Георгиевский собор в Юрьев-Польском был «лебединой песней» (Н. Н. Воронин) древнерусской архитектуры. Через четыре года по его окончании на Руси начался период, который историки называют временем монгольского нашествия. (Кликайте на картинку для увеличения)
Надо сказать, что белокаменные храмы не всегда были белыми. Историк архитектуры Кудрявцев М. П. на основании глубоко анализа пришёл к выводу, что в конце 12 — начале 13 века фасады владимиро-суздальских церквей были разноцветными. Читайте об этом и смотрите как они выглядели в статье Разноцветные белокаменные соборы Руси.
Архитекторы Древней Руси
По именам известны всего четыре русских зодчих домонгольской поры:
- строители собора Юрьева монастыря в Новгороде — Петр (1119 г.),
- собора Евфросиньева монастыря в Полоцке — Иоанн (середина 12 в.),
- Кирилловской церкви в Новгороде — Коров Яковлевич (1196 г.),
- стены у Выдубицкого монастыря в Киеве — Петр-Милонег (1199 г.).
Зодчим был и Святослав Всеволодович князь Владимирский, сын Всеволода Большое Гнездо.
Отметим, что строительные артели домонгольской Руси возводили главным образом культовые постройки — церкви и лишь изредка — дворцовые здания. В тех случаях, когда строили крепости, применяли совершенно иной, более примитивный подход, позволявший вести строительство с большой скоростью и с малым количеством квалифицированных каменщиков.
Архитектура Древней Руси: кратко об особенностях
Памятники Киевской Руси строились византийскими мастерами, но аналогов в Византии не было (см. Архитектура Византии: 11 примеров чистого стиля). Приглашённые зодчие должны были учитывать непривычные для них строительные материалы и многовековые традиции деревянного зодчества Руси (многоглавие, внешние галереи).
Уже на самой ранней стадии каменное зодчество Древней Руси имело своеобразный характер и свой путь развития. К 13 веку от киево-византийского наследства сохраняется лишь конструктивная система крестово-купольного храма. Праздничное и радостное звучание архитектуры — явление глубоко русское.
В результате изменения художественных вкусов под влиянием народных идеалов прекрасного, любви к красоте природы появились памятники во многом противоположные не только византийскому, но и романскому стилю. Даже самые крупные здания, как владимирский Успенский собор, лишены подавляющей человека подчеркнутой грандиозности романского стиля.
Архитекутра Древней Руси (кратко и со вкусом величия) является крупнейшим вкладом в сокровищницу русского и мирового искусства. Она сыграла важнейшую роль в последующем строительстве и становлении русского стиля зодчества.
Читайте по теме:
«Устройство русской избы внутри и снаружи»
«Деревянное зодчество Древней Руси и России»
Дополнительная литература
Владимиро-суздальская архитектура / Н. Н. Воронин. — С. 598—639, Том 3 : Архитектура Восточной Европы. Средние века / Под редакцией Ю. С. Яралова (ответственный редактор), Н. Н. Воронина, П. Н. Максимова, Ю. А. Нельговского. — 1966. — 687 с., ил.,
Всеобщая история архитектуры в 12 томах / Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — Ленинград ; Москва : Издательство литературы по строительству, 1966—1977.