Гаргульи в архитектуре известны со времён Древнего Египта. Это слово, которое может сразу вызвать возмущение читателя: “ГОРГУЛЬИ!!! Как читать, если вся статья начинается с ошибки и на ней же и строится?”
Поэтому для начала скажем, что пока написание данного слова в русском языке не нормируется словарями. Значит, кто скажет, как правильно писать гАргулья или гОргулья? Может намекнёт французское “gАrgouille”, которое сегодня на русском означает “водосточная труба”? Но когда-то давно это слово значило “горло” с корнем “гОр». А встречаются и другие варианты написания, например, гаргуйль (гаргуйли).
Поэтому спорить не будем, да и речь в статье идёт не о том, как правильно, гАргулья или гОргулья, а о роли и значении этих гротескных фигур в архитектуре человечества.
Горгульи — это декор или функционал?
В архитектуре горгулья предназначена для отвода дождевой воды с крыши и от стены здания. Этот элемент выполняет важную функцию: предохраняет каменную кладку от разрушения дождевыми потоками.
Термин употребляют чаще всего в связи со средневековыми готическими зданиями. Но история сохранила примеры использования этих элементов ещё в архитектуре древних египтян, греков, римлян, этрусков… Мировосприятие людей наделяет этот элемент в архитектуре магическими свойствами и, одновременно, декоративной нагрузкой.
История применения гаргулий в архитектуре
Гаргульи в архитектуре Древнего Египта
Архитектура Древнего Египта имеет примеры использовали горгулий на храмовых зданиях. Большинство крыш египетских зданий были плоскими и использовались в качестве дополнительного пространства. В храмах крыша была покрыта плотно прилегающими каменными плитами. Углубления для сбора воды проходили по всей длине крыши и заканчивались водостоками.
Со времен Ниусерра (2453-2422 гг до н.э.) они часто принимали форму передней части лежащих львов. Но в отличие от средневековых горгулий вода выходила не изо рта, а текла между их передними лапами. Древние египтяне наделяли изображения магической силой, защищающей здания от бога Сета и его штормов.
Как решали эту проблему до нашей эры обычные египтяне в своих домах, неизвестно.
Гаргульи в архитектуре Древней Греции
Гибридные существа, такие как гарпии, кентавры, грифоны и химеры, были частью мировосприятия древних греков. Статуи грифонов размещали на каждом углу крыш их храмов и сокровищниц, как стражей.
Мифы рассказывают, как грифоны охраняли золото Скифии от аримаспийцев (племя всадников нормального человеческого роста с одним глазом посреди лба), постоянно пытавшихся выкрасть сокровища.
Водосточные желоба в древнегреческой архитектуре были сделаны из керамической черепицы и заканчивались резными львиными головами из мрамора. Дождевая вода текла по желобу и выходила из открытой пасти льва. Эти звери были символом силы. Их магическая функция — защищать здание и его жителей от врагов и отгонять злых духов.
Например, сохранились 39 из 102 таких горгулий с храма Зевса, самого большого на Пелопоннесе. Многие искусствоведы называют эту постройку идеальным образцом дорической архитектуры (470 г. — 456 г. до н.э.). (источник)
Гаргульи в средневековой архитектуре
Возведение великих церквей и соборов средневековья заняло несколько столетий. Из-за того, что их делали из более дешёвого материала, гаргульи быстро изнашивались и их меняли на новые. Этот факт не даёт возможности установить время появления первых горгулий.
Идеолог неоготики 19 века, основоположник архитектурной реставрации, французский архитектор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк говорит, что самые первые средневековые горгульи появляются на соборе города Лан (Laon, France) около 1200–1220 гг.. (источник)
Формы средневековых горгулий с годами менялись. Увеличиваясь в длину, некоторые из более поздних примеров достигают одного метра. В конце 13 века фигуры усложнились. С 14 века они стали очень детальными и, часто, карикатурными. Век 15 породил ещё более забавные и менее демонические изображения.
Но самые известные примеры — горгульи собора Парижской Богоматери. Этим термином называют все гротескные изображения здания, в том числе химер, которые не выполняют функцию водослива. Но надо заметить, что этот декор появился значительно позже. О загадке химер и гаргулий этого собора, о самых известных из них, можно узнать в статье Гаргульи Нотр Дама на Дзен канале Архитектура.
Зачем христианские соборы украшали горгульями?
Во времена расцвета готики влияние католической церкви в Европе росло за счёт невежества и суеверия народа. Большинство людей были неграмотны. Церковь использовала удивительные визуальные образы, такие как гаргульи, витражи и скульптуры, для иллюстрации Священных Писаний.
Есть мнение, что они напоминают: “даже если Бог рядом, зло никогда не дремлет” или о необходимости защищать свою церковь.
Некоторые считают, что образ горгулий пришёл непосредственно из Библии (Св. Георгий и дракон). Кто-то отмечает адаптацию языческих образов к христианской вере для обращения в католицизм.
Другие придерживаются мнения, что горгульи и гротески вдохновлены скелетными останками доисторических животных, таких как динозавры и гигантские рептилии. Психологи будут утверждать, что ужасные формы — это выражение подсознательных страхов человека.
В то время, как большинство священников принимали гаргулий, как украшения религиозных зданий, находились противники такого декора. Например, Бернард Клервоский (1090-1153), аббат монастыря цистерцианского ордена, писал:
«Что эти фантастические монстры делают в монастырях на глазах у читающей братии? В чем смысл этих нечистых обезьян, странных диких львов и чудовищ? Для какой цели здесь находятся эти существа, полузвери, полулюди? Я вижу несколько тел с одной головой и несколько голов с одним телом. Здесь четвероногий с головой змея, там рыба с головой четвероногого, затем снова животное, наполовину лошадь, наполовину коза … Если мы не краснеем за такие нелепости, то должны хотя бы сожалеть о том, что потратили на них силы».
Использовались гаргульи до начала 18-го века. С того времени все больше и больше зданий стали делать с водосточными трубами. В 1724 году лондонский Закон о строительстве, принятый парламентом Великобритании, сделал использование водосточных труб обязательным для всех новых сооружений страны.
Дома с горгульями сегодня
Горгульи устанавливают и сегодня, но в наши дни они служат не сакральным, а чисто декоративным целям и встречаются на университетских и светских зданиях.
Хотя гротески на современных сооружениях не предназначены для отвода воды и, следовательно, технически не являются горгульями, большинство людей называют их именно так.
Гротески использовались в качестве украшения на зданиях 19-го и начала 20-го века в таких городах, как Нью-Йорк (например, горгульи из нержавеющей стали Chrysler Building), Миннеаполис и Чикаго. Горгулий можно найти на многих современных церквях и других зданиях стиля модерн, неоготики или эклектики.
В российских городах тоже есть гротескные украшения на домах, напоминающие горгулий.
Например, дом с горгульями в Москве на Сретенском бульваре архитектора Николая Проскурнина (1899 — 1902).
Или образец Северного модерна — дом с горгульей в Санкт-Петербурге на перекрёстке улиц Восстания и Жуковского (архитекторы братья Василий и Георгий Косяковы).
Сейчас задача горгулий — развлекать. И тема эта широко эксплуатируется создателями компьютерных игр, мультфильмов и фильмов ужасов.
Всё-таки, что же такое горгулья?
Горгулья — это гротескно вырезанное лицо или фигура человека или животного, выступающая из водосточного желоба здания для отвода дождевых вод. В наши дни используют в качестве украшения. По сути это — НЕ горгуйли.
Если установленная скульптура не выполняет функции водослива, а установлена как художественный декор, то её правильное название химера или гротеск. Есть также региональные вариации, например панк.
Кстати, горгульи часто используют для оформления фонтанов.
Гаргульи: мифология Франции
Французкая легенда о Гаргуйе, огнедышащем драконе с крыльями, как у летучих мышей, и длинной шеей, объясняет факт появления гаргулий на христианских храмах.
Святой Роман (фр. Romain), бывший канцлер короля Меровингов Клотера II (Chlothar) (631 — 641 гг. н.э.), спасает жителей Руаны от монстра с именем Гаргуй или Годжи.
Рассказывают, что чудовище жило недалеко в пещере и терроризировало местных жителей: то проглотит корабли, проплывавшие по Сене, то устроит потоп или пожар. Каждый год ему должны были приводить человеческие жертвы, девиц или осуждённых. Святой Роман распятием и молитвой укротил это существо, лишил его воли, когда выманил из пещеры на наживку — добровольца, приговорённого к смерти. Тело дракона сожгли на костре, но голова и горло не сгорели: ведь дракон был огнедышащим. Их-то и пригвоздили к стене недавно построенной церкви в назидание остальным драконам. А Романа сделали епископом. С тех пор у каждого архиепископа этой земли есть право освобождать одного заключённого в день святого. А драконы на этих землях не селятся.
Это было время, когда королевская власть искала поддержку духовенства, чтобы удовлетворять свои политические амбиции, завоёвывать новые земли.
Теперь Вы знаете, как горгульи в архитектуре отражали мировосприятие народов, их особенности и назначение в разные временные промежутки.
Видео горгульи и химеры собора Парижской Богоматери или Нотр Дам де Пари
Заберите статью к себе на стену с социальных сетях, чтобы не потерять. Или добавьте в закладки.
Если остались вопросы, задавайте в комментариях.
Оценивайте статью, выбрав нужное количество звёзд ниже.