7 чудес света или просто 7 чудес – это традиционный список архитектурных сооружений античности, два из которых относятся к Греции, два к Турции, два к Египту и одно к Ираку на современной карте мира.
Кто составлял список 7 чудес света?
Завоевания Александра Македонского в IV веке до н.э. дали эллинистическим путешественникам доступ к цивилизациям египтян, персов и вавилонян. Впечатлённые и очарованные достопримечательностями и чудесами различных земель, они начали писать о том, что видели. Это были своего рода аналоги путеводителя по Древнему Миру.
Когда был составлен список 7 чудес света?
Антипатер Сидонийский, древнегреческий поэт второй половины II века до н.э., в стихотворной форме перечислил 7 «забав», в числе которых присутствуют 6 из нашего перечня:
Я смотрел на стены неприступного Вавилона, по которым могут мчаться колесницы,
И на Зевса у берегов Алфея.
Я видел Висячие Сады и Колосс Гелиоса,
Великие рукотворные горы высоких пирамид и гигантскую гробницу Мавзола.
Но вознёсшийся к облакам священный храм Артемиды затмил всё,
Даже само Солнце никогда не зрело подобного величия за пределами Олимпа.
Учёный и писатель Филон Византийский, историк Геродот, поэт Каллимах из Кирены писали об этих же памятниках. Проведя анализ древних текстов, историки пришли к выводу, что все 7 достопримечательностей существовали одновременно менее 60 лет.
Итак, давайте же вспомним, что это за 7 чудес света.
Чудо первое в Египте, что осталось до сих пор
Среди египетских пирамид пирамида Хеопса (или Хуфу) в Гизе (возрастом примерно 4500 лет) самая большая. Сложена из 2,5 миллионов блоков весом по 2,5 тонны каждый. Без использования цемента и других скрепляющих веществ блоки настолько плотно подогнаны друг к другу, что зазор между ними не превышает 0,5 мм. С начальной высотой в 147 метров (сегодня — 138 м) считалась самым высоким сооружением до строительства Кёльнского собора в 1880 г.
Как выглядела пирамида первоначально?
Американский инженер Раймонд Д. Маннерс в статье, опубликованной в ноябре 1996 года, утверждал, что Великую пирамиду в ее первозданном виде отличали две особенности: сверкающая поверхность и вогнутые в средней части грани. Древние строители покрыли пирамиду слоем полированного известняка для фокусировки солнечных лучей в день летнего солнцестояния.
В этот день, примерно в полдень, когда Солнце стояло в 6.5 градусах от зенита, происходило фантастическое действо. Великая пирамида начинала сверкать, как огромный бриллиант. В фокусе вогнутых зеркал, высоко в небе, температура поднималась до тысячи градусов. В воздухе начиналось потрескивание, усиливавшееся постепенно до громоподобного оглушающего звука.
Среди сверкающего света и грохота от центрального вихря над вершиной пирамиды исторгались вверх столбы раскаленного воздуха; создавалась иллюзия огненного столба, поднимающегося от пирамиды вверх, к небу. Собравшиеся толпы людей могли, воистину, видеть небесную дорогу, по которой к людям нисходил сам солнечный бог Ра!
Потом Сады Семирамиды построил древний Вавилон: но было ли это чудо?
Предположительно в 600-х годах до н.э. на территории современного Ирака шумел древний Вавилон. Царь Навуходоносор II для своей жены Аметиды из Мидии, которая скучала по горной родине, разбил сады на террасах четырёхъярусного дворца. Вознесённые на большую высоту, они были настоящим инженерным и архитектурным чудом.
Висячие Сады Вавилона иногда называют садами Семирамиды – мифологической царице Ассирии, завладевшей властью, убив хитростью своего мужа, царя Нина.
3 версии существования Висячих Садов
Учёные выдвинули 3 предположения:
- в древних письменных источниках описан не реальный, а поэтически воображаемый идеальный восточный сад, т. е. это плод фантазии поэтов и писателей;
- Сады всё-таки существовали в Вавилоне, но были разрушены где-то в I веке нашей эры;
- Висячие Сады были в Ассирии и построил их царь Сеннахирим (704 – 681 гг. до н.э.) в своей столице Ниневии на реке Тигр, недалеко от современного города Мосул. Подробные описания этого сада и инженерные решения подачи воды на верхние ярусы сохранились. Археологические раскопки обнаружили обширную систему акведуков. Есть основания полагать, что Висячие Сады были ошибочно приписаны Вавилону Навуходоносора.
Третье чудо из 7 чудес: Всесильный Зевс спустился молнией с небес
В 435 году до н. э. в Олимпии был построен храм в честь повелителя богов — Зевса. Внутри храма поместили огромную 12,5-метровую статую бога-олимпийца, сделанную греческим скульптором Фидием.
Каким видели образ Зевса современники
Статуя представляла собой скульптуру из золота и слоновой кости на деревянном каркасе. Географ и путешественник II века н. э. Павсаний оставил подробное описание: Зевс восседал на кедровом троне, украшенном расписными фигурами, коваными изображениями, золотом, драгоценными камнями и чёрным деревом.
В левой руке он держал скипетр с орлом, а в правой — статую богини победы Ники. Голову венчал скульптурный оливковый венок. Позолоченные одежды были выполнены из стекла с выгравированными лилиями и животными. Ноги в золотых сандалиях опирались на подставку, украшенную рельефом Амазономахии.
Пол перед изваянием был вымощен чёрной плиткой и окружён приподнятым мраморным ободком. Этот своеобразный бассейн заполняли оливковым маслом для визуального эффекта отражения.
По словам Павсания, скульптор после завершения работы молился богу, чтобы тот показал знаком, нравится ли ему образ. Легенда гласит, что сразу после молитвы в пол храма ударила молния. Это место отметили бронзовым знаком.
Статуя была разрушена в V веке нашей эры. Есть несколько версий уничтожения этого чуда: пожары или вандализм римских императоров.
Храм Артемиды – четвёртое из списка чудо
Храм Артемиды – юной богини охоты, покровительницы всего живого на земле – был расположен в городе Эфесе, на окраине современного Сельчука в турецкой провинции Измир. Само место было священным для обитателей этих земель намного раньше строительства храма.
Древнегреческий поэт Каллимах (III в. до н. э.) в своём «Гимне Артемиде» приписал сооружение храма амазонкам – легендарным женщинам-воинам, основательницам Эфеса, которые поклонялись богине.
Что было на месте храма Артемиды в Эфесе
Самая ранняя версия храма была разрушена наводнением в VII в. до н. э.
Во времена царствования Кереза Лидийского, где-то около 550 г. до н. э. началось строительство более грандиозной версии храма под руководством критского архитектора Херсифрона и его сына Метагена. Он был 115 м в длину и 46 м в ширину. Учёные думают, что это был первый храм в Греции таких грандиозных размеров. Колонны высотой 13 м окружали целлу (внутреннее пространство), где размещался образ богини. Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в девять рядов.
По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей. Самой примечательной частью декорации колонн были рельефные нижние барабаны, на которых изображены процессии ростом выше обычного человека. Они создавали у любого вошедшего в храм иллюзию вовлечённости в некое церемониальное многолюдное шествие. Фрагменты барельефа колонн выставлены в Британском музее.
Но в 356 г. до н. э. грек Герострат не нашёл другого способа увековечить своё имя как разрушить великое творение и поджёг храм. Возмущённые эфесяне приговорили тщеславного человека к смертной казни и запретили упоминать его имя.
По легенде, в ночь пожара Артемида принимала роды Александра Македонского, поэтому не отвлекалась на спасение своего дома.
Как выглядел храм Артемиды
Последняя форма храма (Артемисион), описанная Антипатером Сидонийским в списке 7 чудес света, была построена по одной версии на деньги Александра Македонского. Другая версия говорит о том, но эфесяне тактично отказались, сказав, что «было бы неуместно, чтобы один бог строил храм другому». К началу III в до н. э. храм был полностью восстановлен.
Архитектор Александр Дейнократ (Хейрократ), руководивший работами, сохранил прежний план здания, подняв сооружение на более высокое ступенчатое основание. Третья версия была больше второй: 137х69. Колонны высотой 18 метров делают храм сопоставимым с египетскими храмами Луксора и Карнака. Число и расположение колонн (за исключением восьмиколонного главного фасада) точно не установлены.
Барельефы, картины, колонны, покрытые золотом и серебром, работы известных греческих скульпторов украшали святилище. Эта реконструкция простояла 600 лет и упоминалась в Новом Завете.
Клад Артемисиона
Богатство и великолепие храма Артемиды свидетельствовали о власти и престиже богини. Храм стал важной достопримечательностью Эфеса, которую посещали купцы, путешественники и правители государств. Артемиде делали богатые подношения. Согласно легендам, храм также выступал в качестве банка для сохранения ценностей и убежища для тех, кто спасался от преследования или наказания.
Археологи обнаружили в развалинах храма клад, получивший название «клад Артемисиона». В нём обнаружили более тысячи предметов, в том числе, древнейшие монеты, изготовленные из электрума (сплава серебра и золота).
Храм был разграблен Нероном, а затем разрушен готами в 262-263 годах нашей эры. Позже он был частично восстановлен, но, как утверждается, снова разрушен в 401 году нашей эры по приказу святого Иоанна Златоуста, Константинопольского патриарха и великого противника языческих религий. Последнее не доказано, хотя в процессе христианизации Артемисион был заброшен. Некоторые из элементов храма в конечном итоге были использованы при строительстве других зданий. В интернете много пишут, что часть колонн собора Святой Софии в Константинополе первоначально принадлежали храму Артемиды в Эфесе, но это ничем не подтверждается.
Ирония судьбы или Мавзолей в Галикарнасе теперь в столице дискотек
Правитель Карии Мавзол ещё при жизни начал строительство собственной усыпальницы в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция). По словам римского архитектора Витрувия греческие зодчие Пифий (Пифей или Питис) Пренский и Сатир (Сатыр) завершили проект в 353 г. до н.э., а скульптурные украшения выполнили Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар, обессмертившие свои имена работая над украшением мавзолея.
Само слово «Мавзолей» произошло от имени Мавзола. Сооружение простояло более 16 веков и являлось ярким памятником греческой архитектуры с восточными вкраплениями.
Как выглядела гробница Мавзола?
Место для усыпальницы было выбрано на холме с видом на город. В центре каменной платформы стояла основная конструкция. На платформу вела лестница, окруженная каменными 1,5-метровыми в высоту львами. Снаружи стояли многочисленные статуи богов и богинь. На каждом углу каменные всадники охраняли гробницу.
Галикарнасский Мавзолей по форме был прямоугольным и имел размеры 66 х 77,5 м. Первый, цокольный этаж, служил усыпальницей Мавзола и его жены Артемисии. Он был украшен барельефами, изображающими сцены битв с кентаврами и амазонками.
Над первым этажом возвышалась колоннада второго яруса. Точное количество колонн не известно, разные авторы при реконструкции указывают разное количество. Но чаще всего упоминают 9 колонн на коротких сторонах прямоугольника и 11 колонн на длинных. Колоннада была ионического ордера, отличающегося лёгкостью и изяществом. Между колоннами стояли мраморные статуи. На колоннах лежал антаблемент (горизонтальное перекрытие) с фризом (декоративная полоса), украшенный сплошным барельефом.
Над вторым ярусом возвышалась ступенчатая пирамида, которая служила крышей. Её очертания также реконструируются по-разному. На вершине была бронзовая квадрига: четыре массивные лошади, впряжённые в колесницу с фигурами Мавзола и Артемизии.
Когда и как разрушили мавзолей в Галикарнасе
Точно неизвестно, когда и как Мавзолей разрушился: греческий учёный и архиепископ Евстафий Фессалонский в XII веке в своем комментарии к Илиаде говорит: «Это было и есть чудо». Значит здание ещё стояло. А в 1402 году прибывшие рыцари ордена св. Иоанна Иерусалимского записали, что увидели руины здания. Вероятно, здание было разрушено землетрясением в период между XII и XV веками.
Многие камни из руин были использованы рыцарями для укрепления своего замка в Бодруме; они также восстановили барельефы для украшения нового строения. Британцы вывезли в Лондон гигантские статуи Мавзола и Артемисии, несколько фрагментов сломанных фигур и множество плит фриза. В какой-то момент грабители могил разрушили подземную камеру захоронения. На первоначальном месте все, что осталось от пятого чуда света – это фундаменты и небольшой музей с некоторыми сломанными скульптурами.
Этот памятник был признан древними чудом света не из-за его размера или мощи, а из-за красоты его дизайна, скульптур и орнаментов. Грандиозное погребальное сооружение высотой 46 метров произвело столь сильное впечатление на современников, что с тех пор все монументальные гробницы стали называть мавзолеями.
Колосс Родосский – шестое из 7 чудес света архитектуры древности
Гигантская статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса была установлена у входа в Родосский порт в 292 — 280 гг. до н. э. (эллинизм). Примерно через 50 лет рухнула во время землетрясения.
Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове — по легенде он был самим его создателем, вынес остров на своих руках из морской глубины.
Родосцы заказали скульптору Харесу, ученику Лисиппа, статую в десять раз выше человеческого роста, то есть около 18 метров высотой. Но затем жители города потребовали увеличить высоту статуи в два раза (до 32 или 36 метров), добавив к заплаченной сумме столько же. Но этой суммы не хватило, так как при увеличении высоты вдвое объём материала увеличивается в восемь раз. Поэтому Харесу пришлось одолжить колоссальные суммы денег у близких, родственников и друзей.
Харес трудился над заказом родосцев двенадцать лет. Созданная им статуя представляла собой стройного юношу-бога с лучистым венцом на голове. Он стоял на белом мраморном постаменте, слегка отклонившись назад, и напряжённо всматривался вдаль. Статуя была изготовлена из глины, в основе её был каркас из камня и железа, а сверху покрыта бронзовыми листами. Для большей устойчивости статуи в качестве дополнительной опоры, возможно, использовались копьё или драпировки плаща. Судя по найденным на Родосе рельефным изображениям, голову Гелиоса увенчивал венец из лучей, а его рука была поднята ко лбу.
Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал оригинальный приём: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг неё; холм был впоследствии срыт.
После окончания строительства Харес был полностью разорён и окружён кредиторами, поэтому покончил жизнь самоубийством.
Гибель Колосса Родосского
Колосс простоял чуть более 50 лет, пока статую не разрушило землетрясение в 226 или 227 году до н. э.. Египетский царь Птолемей III предложил оплатить восстановление статуи, однако дельфийский оракул запретил это делать, чтобы не разгневать бога Гелиоса. В результате родоссцы в страхе перед божеством подчинились прорицанию, и статуя осталась лежать на земле.
Как пишет античный историк и географ Страбон, в его время «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но даже тогда Колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший (прим. 22 г. н. э.) упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи.
Обломки колосса находились на месте падения более восьми веков до 653 года, когда арабы под предводительством полководца Муавии I не захватили Родос. Новые хозяева острова продали обломки древней статуи еврейскому купцу из Эдессы. В одной из хроник византийский летописец Феофан Исповедник записал, что части памятника расплавили и вывезли, нагрузив бронзовыми слитками 900 верблюдов.
7 чудо света: Александрийский маяк на о. Фарос
После завоевания Египта в 332 г. до н.э. Александр Македонский основал в дельте Нила город, названный его именем – Александрия. В царствование Птолемея I город достиг богатства и процветания, а Александрийская гавань превратилась в оживленный центр морской торговли.
В 270 году до н.э. на острове Фарос при входе в порт Александрии воздвигли огромную башню высотой 120 метров, чтобы облегчить плавание судов в плохую погоду и тёмное время суток. Свет маяка был виден за 60 км. Поэтому иногда его называют Фаросским маяком. Современное слово «фара» произошло из этого названия.
Кто построил Александрийский маяк
Античный путешественник и учёный Страбон посетил Александрию в конце первого века до нашей эры. В своей энциклопедической рукописи Geographica он указал, что греческий архитектор Сострат Книдский посвятил своё творение «Богам-спасителям», о чём сделал надпись на стене здания.
Александрийский поэт Посидипп (ок. 270 г. до н.э.) воспел это удивительное сооружение:
Башню на Фаросе, грекам спасение,
Сострат Дексифанов, Зодчий из Книда,
воздвиг, о повелитель Протей!
Нет никаких островных сторожей на утесах в Египте,
Но от Земли проведен мол для стоянки судов,
И высоко, рассекая эфир, поднимается башня,
Всюду за множество верст видна путнику днем,
Ночью же издали видят плывущие морем все время,
Свет от большого огня в самом верху маяка.
Пер. Л. Блуменау
Как выглядел Фаросский маяк
Согласно Страбону, маяк был построен из местного известняка и облицован белым мрамором. Декоративные фризы и орнаменты изготовлены из мрамора и бронзы, колонны – из гранита и мрамора. Маяк стоял в центре просторного участка, обнесенного мощной оградой с угловыми бастионами. В них, как и по всей стене, были прорезаны многочисленные бойницы.
Сам маяк состоял из трех ярусов. Первый, квадратный в плане (30,5×30,5 м), ориентированный по сторонам света и облицованный квадрами белого мрамора, имел высоту 60 м. По углам его были установлены монументальные статуи, изображающие тритонов. Внутри первого яруса располагались на разных уровнях помещения для рабочих и охраны. Там же находились кладовые, где хранилось топливо и продукты.
В подземной части маяка находилось хранилище питьевой воды для военного гарнизона, располагавшегося на острове: и при Птолемеях, и при римлянах маяк одновременно служил крепостью, препятствующей входу вражеских кораблей в главный порт Александрии.
Восьмиугольный средний ярус меньшего размера также был облицован мраморными плитами. Наверху по периметру стояли многочисленные бронзовые статуи; некоторые из них могли служить флюгерами, указывающими направление ветра. Сохранилось предание, что одна из фигур протянутой рукой следовала за движением солнца и опускала руку только после его захода.
Верхний ярус имел форму цилиндра и выполнял функции фонаря. Он был окружен восемью полированными гранитными колоннами и увенчан конусообразным куполом с 7-метровой бронзовой статуей Исиды-Фарии, попечительницы мореплавателей. Впрочем, некоторые исследователи считают, что там находилась статуя морского бога Посейдона.
Световая сигнализация производилась с помощью огненного светильника в фокусе вогнутых металлических зеркал. Предполагают, что топливо на вершину доставляли установленные внутри башни подъемные механизмы — в середине маяка имелась шахта, ведущая от нижних помещений вверх к осветительной системе. По другой версии, топливо привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных лошадьми или мулами.
Разрушение Алесандрийского маяка – 7 чуда античной архитектуры
Считается, что верхняя часть маяка (цилиндрическая, с куполом и статуей) рухнула во II в. во время землетрясения, но еще в 641 г. маяк действовал. В XIV в. землетрясение окончательно уничтожило этот шедевр древнего зодчества и строительной техники. Спустя сто лет египетский султан Кайт-бей распорядился построить на остатках фундамента маяка форт, названный именем своего создателя.
Судить о внешнем облике маяка мы можем сегодня лишь по его изображениям на монетах римского времени и немногочисленным обломкам гранитных и мраморных колонн.
Другие списки 7 чудес света
Выбор числа связан с древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве. В Древней Греции семёрка считалась священным числом бога Аполлона.
Собственно, в Древней Греции список и был составлен и поэтому включил в себя объекты, находящиеся в непосредственной близости к ней.
На самом деле, чудес света не 7, а больше. Дело в том, что списков чудес света было несколько.
Из чудес Антипатра единственным, который сохранился до наших дней, является Великая пирамида Гизы. Его блестящая белая каменная облицовка сохранилась нетронутой примерно до 1300 года нашей эры, когда местные общины убрали большую часть каменной кладки для строительных материалов.
Существование Висячих садов не было доказано, хотя теорий предостаточно. Записи и археология подтверждают существование других пяти чудес. Храм Артемиды и статуя Зевса были уничтожены пожаром, в то время как маяк Александрии, Колосс и могила Мавзола были разрушены землетрясениями.
Среди сохранившихся артефактов — скульптуры из могилы Мавзола и Храма Артемиды, которые в настоящее время хранятся в Британском музее в Лондоне.
Список семи самых чудесных архитектурных и художественных человеческих достижений продолжался от древнегреческих времен до Римской империи, средневековья, эпохи Возрождения и современности. В VI веке список из 7 чудес света был составлен Св. Григорием Турским: список включал Храм Соломона, Фарос Александрийский и Ноев ковчег. Отражая рост влияния христианства и фактор времени, природы и рук человека, в списке начали фигурировать римские и христианские места, включая Колизей, Ноев ковчег и Храм Соломона.
Лейбл «Семь чудес» породил бесчисленные версии среди международных организаций, публикаций и частных лиц на основе различных тем – произведений природы, инженерных шедевров, сооружений средневековья и т. д. Его цель также изменилась от простого путеводителя или сборника любопытных мест к списку мест для защиты или сохранения.
Что Вы включили бы в список 7 архитектурных чудес света сегодня? Пишите в комментариях и не забывайте оценить статью, выбрав нужное число звёзд.
Документированный древний метод строительства Великой пирамиды
Самые ранние исторические документы о строительстве Великой пирамиды в Гизе можно найти в Ветхом Завете Святой Библии, в Книге Иезекииля, Глава первая.
На плато Гиза не было пандусов для подъема блоков пирамид.
https://ramplesspyramidconstruction.wordpress.com/2008/10/10/hello-world/