Андрей Рублёв,

Андрей Рублёв, «Троица»: толкование, история, описание

Икона Андрея Рублёва «Троица», самая прославленная, написана им для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Храм был построен в 1425 году. По одной из версий, это случилось в 1425-27 гг при создании всего иконостаса.

Троицкий собор, для которого была написана "Троица" Рублёва

Иконописные стандарты

Постановлением Стоглавого собора от 1551 г. произведение признано образцом иконописания. В «Сказании о святых иконописцах» (17-18 вв), говорится, что последователь Сергия Радонежского Никон обратился с просьбой к Рублёву написать образ Троицы «в похвалу отцу своему Сергию». Теперь это знаменитейшее произведение, подлинность авторства которого доказана.

В труде священника Павла Флоренского «Иконостас» отмечено, что само наличие этой иконы служит доказательством существования Бога.

Андрей Рублёв. Троица

Описание рублёвской «Троицы»: как читать?

На картине обозначен сюжет «Гостеприимство Авраама» из 18 главы Бытия Библии. Это эпизод, когда праотец с почётом и уважением принимает гостей, среди которых присутствует Сам Бог.

Художник А. Рублёв принёс только детали без исторического принципа: стол, на нём чаша, ангелы, сидящие вокруг в неподвижном созерцании вечности и ведущие неспешную беседу на фоне горы, здания и дерева.

Чаша

Каждая подробность имеет особый смысл. Голова тельца на сосуде напоминает об искупительной жертве Христа, бокал символизирует Евхаристию (причащение). Обращается внимание на созвучность его формы и силуэтов путников по краям.

Дерево

Для этого элемента, виднеющегося за средним ангелом, существует несколько трактовок.

  1. Это — дуб в роще Мамре, у которого сидел Авраам, когда узрел трёх странников.
  2. Он же — Древо Жизни, плоды которого человеку недоступны по причине грехопадения.
  3. И одновременно — материал креста Господня, открывшего дорогу к Вечности.

Постройка

Сооружение слева представляет Церковь и домостроительство человеческого Спасения. В более древних традициях на подобных изображениях значило дом хозяина.

Гора

В Библии значительные события происходят на горах, которые представляют символ духовного восхождения человечества через Духа Святого.

Ангелы

Для действующих лиц имеется не одно толкование. Первое утверждает, что

  • центральная фигура изображает Бога Отца, т.к. за ним находится Древо Жизни,
  • левая — Христос, основавший Христианскую общину, потому за ним есть строение,
  • справа — Дух Святой.

Другая интерпретация свидетельствует, что

  • личность посредине проявляет Иисуса в традиционных багряных и лазурных одеждах.
  • за Богом Отцом находится здание Вселенной.

Цельность

Единство Святой Троицы является прообразом всякого единения. Поэтому икона, написанная в период междоусобицы, была посланием русским князьям, призывом к сплочённости. Преподобный Сергий Радонежский много трудился для установления добрых отношений между княжествами и образ единства общества доносил через Единосущность и Неразделённость Отца, Сына и Духа Святого.

Обратная перспектива

Для зрителя, рассматривающего картину, нарисованное пространство представляется больше, чем в реальности. Этот приём часто использовали мастера той эпохи. У него даже есть название, приведённое как подзаголовок этого абзаца.

История шедевра

Ризы

Первый оклад изготовил Иван Грозный в 1575 г. из золота.

Rublev Trinity riza 01 (S. Posad) by shakko.jpg
Автор: shakko — собственная работа, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Борисом Годуновым в 1600 и царём Михаилом Федоровичем в 1626 гг были изготовлены другие оклады. Более трёхсот лет созерцателю оставались видны только лики и руки.
Проводилось четыре или пять поновлений, когда специалисты могли менять пропорции, цвета и другие детали.

Реставрация

Когда в 1904 году приняли решение о воссоздании первоначального облика, сняли оклад и публика увидела «совершенно записанную икону». За восстановление взялся мастер иконописи В. П. Гурьянов, у которого был опыт реставрирования в Московском Успенском соборе. Расчистив несколько слоев краски, он обнаружил яркие солнечные тона облачений персонажей. Казалось, что это и есть оригинальное изображение. Но позже выяснилось, что в некоторых местах авторская кисть так и не была открыта. Реставратор выразил своё видение и вновь скрыл рублёвскую живопись.

Перемещения

К 1918 году «Троица» уже требовала особой сохранности, на ней были существенные повреждения. Проводятся новые реставрационные работы и в 1929 г. её передают на содержание в собрание Третьяковской галереи.
В начале войны, в 1941 г. шедевр перевозят в Новосибирск, где он хранится до 1944 г..
Сейчас ежегодно на одноименный праздник переносят в храм-музей святителя Николая, где созданы необходимые для сохранности условия.
В 2007 г. при транспортировке в корпус Третьяковки на Крымском валу, святыня повредилась и было проведено дополнительное укрепление.

Современное состояние

Сейчас её положение стабильно. Кроме основной проблемы (вертикальной трещины через всю поверхность) видно отслоение краски и следы гвоздей. Экспонат содержится в стеклянном боксе с постоянной влажностью и температурой.
В 2008 г. состоялось обсуждение вопроса о пребывании святыни в своём родном доме — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Специалисты-искусствоведы вынесли вердикт, что это невозможно без нанесения чувствительного ущерба произведению.

Сегодня мы видим вместо оригинала сочетание нескольких слоёв живописи разных периодов. К виду 15 века максимальное приближение было сделано во время реставрации 1918 года.

Ссылка на основную публикацию