Икона "Троица" Рублёва: толкование простыми словами
Икона

Икона «Троица» Рублёва: толкование простыми словами

Икона «Троица» Рублёва самая прославленная. Написана им для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Её образ, признанный за стандарт православной иконописи, несколько раз изменяли. Работу ли прославленного художника мы видим сегодня? Каковы версии прочтения иконы? Какие события повлияли на её состояние? Об этом рассказывается в статье.

Икона "Троица" Рублёва. Holy Trinity Church (Sergiev Posad) 11.jpg
Собор Св. Троицы Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде. Крестово-купольный храм. Автор: Lodo27 from Moscow, Russia — собственная работа (Lodo27), CC BY-SA 3.0, Ссылка

Иконописные стандарты

Постановлением Стоглавого собора от 1551 г. произведение признано образцом иконописания. В «Сказании о святых иконописцах» (17-18 вв), говорится, что последователь Сергия Радонежского Никон обратился с просьбой к Рублёву написать образ Троицы «в похвалу отцу своему Сергию». Теперь это знаменитейшее произведение, подлинность авторства которого доказана.

В труде священника Павла Флоренского «Иконостас» отмечено, что само наличие этой иконы служит доказательством существования Бога.

Икона "Троица" Рублёва
Троица. А. Рублёв. По одной из версий, написана в 1425-27 гг при создании всего иконостаса в соборе.

Икона «Троица» Рублёва: как читать?

На картине обозначен сюжет «Гостеприимство Авраама» из 18 главы Бытия Библии. Это эпизод, когда праотец с почётом и уважением принимает гостей, среди которых присутствует Сам Бог.

1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли,
3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Художник А. Рублёв принёс только детали без исторического принципа:

  • стол, на нём чаша,
  • ангелы, сидящие вокруг в неподвижном созерцании вечности и ведущие неспешную беседу
  • на фоне горы, здания и дерева.

Символ искупительной жертвы

Каждая подробность картины имеет особый смысл. Голова тельца на чаше напоминает об искупительной жертве Христа. Возложение рук на головы жертвенных животных было частью древней системы жертвоприношений. Грехи людей в данном случае символически переносятся на голову тельца. Сам сосуд символизирует Евхаристию (причащение). Обращается внимание на созвучность его формы и силуэтов путников по краям.

Крест Господень или Дерево жизни?

Для этого элемента, виднеющегося за средним ангелом, существует несколько трактовок.

  1. Это — дуб в роще Мамре, у которого сидел Авраам, когда узрел трёх странников.
  2. Он же — Древо Жизни, плоды которого человеку недоступны по причине грехопадения.
  3. И одновременно — материал креста Господня, открывшего дорогу к Вечности.

Символ Творения

Сооружение слева представляет Церковь и «домостроительство» человеческого Спасения. В более древних традициях на подобных изображениях постройка значила дом хозяина. Но домом является и вся Вселенная для Бога-Творца. Хозяин этого Дома — сам Господь.

Мир Духа

В Библии значительные события происходят на горах, которые представляют символ духовного восхождения человечества через Духа Святого. «Мир горний» — это мир духовный. А «мир дольний» — материальный.

Кто есть ангелы?

Для действующих лиц имеется не одно толкование. Первое утверждает, что

  • центральная фигура изображает Бога Отца, т.к. за ним находится Древо Жизни,
  • левая — Христос, основавший Христианскую общину, потому за ним есть строение,
  • справа — Дух Святой.

Другая интерпретация свидетельствует, что

  • личность посредине проявляет Иисуса в традиционных багряных и лазурных одеждах.
  • за Богом Отцом находится здание Вселенной.

Послание Единосущего

Единство Святой Троицы является прообразом всякого единения. Поэтому икона, написанная в период междоусобицы, была посланием русским князьям, призывом к сплочённости. Преподобный Сергий Радонежский много трудился для установления добрых отношений между княжествами. Он доносил образ единства общества через Неразделённость Отца, Сына и Духа Святого.

Так иконописец увековечил старания Преподобного красками. И усилил его послание специальным приёмом.

Окно «из мира горнего в мир дольний»

Этот приём часто использовали мастера той эпохи. У него даже есть название — обратная перспектива.

Когда вы смотрите на дорогу, уходящую к горизонту, то она превращается в точку. Такова линейная перспектива.

Если же боковым зрением увидеть обочины дороги рядом с вами и мысленно продолжить линии, то в продолжении они будут расходиться. Это — обратная перспектива.

Создаётся впечатление, что смотрящий находится внутри пространства иконы. Мастер сделал зрителя участником сюжета. Изображённое на иконе выходит в «мир дольний».  Может поэтому кажется, что «не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас»?

Икона «Троица» А. Рублёва: история шедевра

Ризы

Первый оклад изготовил Иван Грозный в 1575 г. из золота.

Икона Троица Рублёва Rublev Trinity riza 01 (S. Posad) by shakko.jpg
Риза иконы «Троица». Сергиев Посад. Автор: shakko — собственная работа, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Борисом Годуновым в 1600 и царём Михаилом Федоровичем в 1626 гг были изготовлены другие оклады. Более трёхсот лет созерцателю оставались видны только лики и руки.
За всё время проводилось четыре или пять поновлений. Это — когда специалисты могли менять пропорции, цвета и другие детали в угоду моде, желаниям, вкусам.

Что показала реставрация?

Когда в 1904 году приняли решение о воссоздании первоначального облика, сняли оклад и публика увидела «совершенно записанную икону». За восстановление взялся мастер иконописи В. П. Гурьянов, у которого был опыт реставрирования в Московском Успенском соборе. Расчистив несколько слоев краски, он обнаружил яркие солнечные тона облачений персонажей.

Казалось, что это и есть оригинальное изображение. Но позже выяснилось, что в некоторых местах авторская кисть так и не была открыта. Реставратор выразил своё видение и вновь скрыл рублёвскую живопись.

Почему икона не в соборном храме?

К 1918 году «Троица» уже требовала особой сохранности, на ней были существенные повреждения. Проводятся новые реставрационные работы и в 1929 г. её передают на содержание в собрание Третьяковской галереи.

В начале войны, в 1941 г. шедевр перевозят в Новосибирск, где он хранился до 1944 г..

Сейчас ежегодно на одноименный праздник переносят в храм-музей святителя Николая, где созданы необходимые для сохранности условия.

В 2007 г. при транспортировке в корпус Третьяковки на Крымском валу, святыня повредилась и было проведено дополнительное укрепление.

В 2008 г. состоялось обсуждение вопроса о пребывании святыни в своём родном доме — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.  Специалисты-искусствоведы вынесли вердикт, что это невозможно без нанесения чувствительного ущерба произведению.

Современное состояние

Сейчас её положение стабильно. Кроме основной проблемы (вертикальной трещины через всю поверхность) видно отслоение краски и следы гвоздей. Экспонат содержится в стеклянном боксе с постоянной влажностью и температурой.

Икона «Троица» Рублёва сегодня — это сочетание нескольких слоёв живописи разных периодов. К сожалению мы видим не оригинал. К виду XV века максимальное приближение было сделано во время реставрации 1918 года.

Делитесь с друзьями в социальных сетях.
Оценивайте статью.
Как вы думаете, следует ли открыть икону до рублёвского слоя? Оставьте комментарий.

Ссылка на основную публикацию